Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:09, дипломная работа
Процесс становления местного самоуправления в Российской Федерации имеет свою специфику, свои исторические условия, связанные с переходным состоянием нашего общества, нестабильностью экономического и социального развития, неустойчивостью политических процессов. Все еще недостаточна законодательная основа, неглубоко разработаны теоретические концепции, нет единого мнения о месте и роли местного самоуправления в современной России. Одни пытаются полностью отделить местное самоуправление от государства, представить его в виде самостоятельной независимой общественной структуры, другие предпочитают рассматривать его в качестве местных органов государственной власти, обладающих ограниченной автономией и являющихся неотъемлемым институтом государства.
Введение………………………………………………………………...3
1. Характеристика государственного управления и местного самоуправления
1.1. Государственное управление, как особый вид
социального управления……………………………………………….9
1.2. Понятие местного самоуправления и его отличие от
государственного управления. …………………………………..….20
1.3. Теории о местном самоуправлении………………………….…34
2.1. Роль государства в развитии местного самоуправления …….41
2.2. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. ……………………………………………………………52
3.1. Основные проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………….66
3.2. Пути преодоления проблем развития местного
самоуправления в Российской Федерации…………………………75
Заключение………………………………………………………..…84
Список использованных источников……………………………....97
Ход и первые результаты проводимых общественных преобразований, в том числе и реформа местного самоуправления в России, имеет положительный характер. Однако, анализ отдельных аспектов реформы отчетливо показывает, что существует потребность в правовом уточнении. Это, безусловно, ставит задачи перед российскими парламентариями, а также равным образом государственными органами и органами местного самоуправления и рядовыми гражданами.55
2.2. Взаимодействие государства с органами местного самоуправления
С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г, законов субъектов РФ по вопросам местного самоуправления, проведением в большинстве субъектов Российской Федерации муниципальных выборов в основном завершен первый этап реформы местного самоуправления. Дальнейшее развитие этой реформы предусматривает решение задач, направленных на создание двухуровневой модели местного самоуправления, обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления, формирование муниципальной собственности, организацию эффективного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ с органами местного самоуправления56.
Сам по себе выбор тех или иных
теоретических принципов постро
По справедливому
замечанию Т.М. Бялкиной, эта проблема
не может быть успешно решена без
серьезных научных
Главная сложность в построении эффективной модели взаимоотношений государства и местного самоуправления, как представляется, заключена в формулировке ст. 12 Конституции Российской Федерации, которая задает вектор обособленного рассмотрения местного самоуправления от системы государственной власти. Официального и однозначного толкования этой конституционной нормы нет. А следовательно, и судьба соответствующих норм Ф.З. № 131 . может быть различной. Интересной, является точка зрения Васильева, комментирующего ст.12 Конституции, в свете Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем обращающего внимание на несколько обстоятельств: 1) конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления привел не только к отделению местного самоуправления от государства, но и государства от местного самоуправления; 2) самоуправление - это рубежное формирование, где общество встречается с государством и где мера "погружения" государства в общество, так же как и мера "вхождения" общества в государство, определяется историческими условиями и особенностями каждой конкретной страны; 3) территориальные самоуправленческие единицы находятся не где-то вне государственных границ, а внутри них - у государства нет другой территории, кроме той, которая поделена на муниципальные образования.59
Крайне важно выделить
и те общие принципы, которые служат
основой организации и
Вполне справедливым
можно признать подход, высказанный
в науке муниципального права, заключающийся
в том, что отделение системы
органов местного самоуправления от
системы органов
По мнению Авакьяна С.А., взаимодействия местного самоуправления и государства строятся на следующих основополагающих моментах61.
Во-первых, государство в Конституции Российской Федерации и законах провозглашается существование местного самоуправления, его самостоятельность и вместе с тем подробно регулирует организацию местного самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления имеет место в рамках государственных законов. Право местного самоуправления урегулировать свою деятельность в собственных уставах и иных нормативных правовых актах также гарантируется государством. А сами такие акты не могут выходить за границы дозволенного.
Во-вторых, государство может не только разграничить сферы ведения свои и местного самоуправления, но и подключить местное самоуправление к реализации государственных функций. В таком случае органы местного самоуправления выступают уже от имени государства и участвуют в осуществлении государственной власти — отсюда и двойственная природа местного самоуправления как общественной и государственной власти одновременно. Эта особенность взаимоотношений отражена в ч. 2 ст. 132 Конституции: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».
В-третьих, государство призвано оказывать поддержку местному самоуправлению. Установленное Конституцией РФ отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти следует понимать лишь в одном плане — в интересах обеспечения самостоятельности местного самоуправления. Однако отсюда не следует, что государство и его органы могут сказать местному самоуправлению: ты свободно, от нас независимо, а потому плыви как хочешь. Без помощи государства местное самоуправление не в состоянии справиться со своими задачами.
Государственная поддержка местного самоуправления осуществляется в таких главных направлениях:
наполнение финансовыми средствами местных бюджетов за счет отчислений из государственного бюджета; компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; предоставление дотаций, субвенций и иных форм финансовой помощи;
поддержка повседневной деятельности местного самоуправления;
организация совместных проектов с органами местного самоуправления, муниципальными образованиями;
принятие на себя тех задач, решение которых непосильно или затруднительно для местного самоуправления, но напрямую связано с его интересами (энергетика, коммунальное обслуживание, дороги, связь и т.д.);
защита интересов местного самоуправления, в том числе при попытках ограничить его права;
обеспечение местному самоуправлению права на судебную защиту его интересов;
обобщение и распространение передового опыта местного самоуправления.
В-четвертых, государство и его органы имеют право контроля за соблюдением в деятельности местного самоуправления интересов государства и норм законодательства.
Вторая часть этого тезиса более понятна — местное самоуправление обязано соблюдать законы государства, есть органы, которые за этим осуществляют контроль и надзор, и они добиваются, чтобы местное самоуправление соблюдало это условие. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. гласит, что местное самоуправление несет ответственность перед государством за соблюдение законодательства, а противоречащие закону акты местного самоуправления подлежат отмене.
Первая часть тезиса — контроль за соблюдением в деятельности местного самоуправления интересов государства — требует пояснений. К сожалению, порой самостоятельность местного самоуправления гипертрофируют настолько, что оно, существуя в государстве, трактуется как неподвластная ему субстанция. Такого быть не может. Государство вправе контролировать деятельность местного самоуправления с позиций не только законности, но и соблюдения государственных интересов, если даже формального нарушения закона нет налицо. Конечно, при этом возникает так называемый фактор целесообразности, например, орган местного самоуправления вправе направить финансовые средства на одни цели, а государственный орган видит другой путь их использования. Возникает опасность мелкой и постоянной опеки местного самоуправления со стороны государственных органов. Однако это предполагает не отказ от права государства требовать учета общегосударственных интересов в местном самоуправлении, а правовое уточнение круга вопросов, в которых проявляются государственные интересы (финансы, территориальные изменения, общественный порядок, права граждан и т.д.), порядка согласования проектов решений органов местного самоуправления с государственными органами, механизмов разрешения конфликта.
В-пятых, у государства нет права на административную отмену актов местного самоуправления. Любой спор о законности соответствующего акта местного самоуправления разрешается в судебном порядке, если предварительные консультации и согласования не привели к его отмене самим органом, издавшим соответствующий акт. Для некоторых видов актов местное самоуправление иной путь признания их недействительными, кроме судебного, вообще невозможен, например для решения местного референдума62.
По мнению М.М. Ишмуратова, в ходе формирования новой российской модели взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления получили достаточно широкое развитие тенденции вмешательства федеральных и региональных органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления63.
Самостоятельность органов местного самоуправления оказалась в большей мере формальной нежели реальной, оправданность такой позиции отмечают отдельные российские исследователи, например Васильев В, подчеркивающий, что быть свободным от государственного присутствия местного самоуправления не может. Другие считают, что этому во многом способствовало отсутствие четких конституционных гарантий местного самоуправления.
Положения ст.12 Конституции РФ, закрепляющие организационную обособленность местного самоуправления, стали объектом серьезной критики со стороны некоторых исследователей, поскольку они позволяют рассматривать местное самоуправление в отрыве от государственной власти64. По мнению же Н.Л.Пешина, указанная статья препятствует широкому, не санкционированному законодательно применению механизмов административного воздействия органов (должностных лиц) государственной власти на органы (должностных лиц) местного самоуправления.65
Однако никакие
В условиях социально-экономического кризиса тенденции слияния государственной власти и местного самоуправления в единую систему получат дальнейшее развитие. Эти тенденции нуждаются в анализе с точки зрения, политических, экономических, исторических, географических, социально – культурных и национальных особенностей66.
Слиянию способствует и тот факт, что органы государственной власти имеют права передавать часть своих полномочий органам местного самоуправления. Так, в юридической литературе различают два способа наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача и делегирование. При наделении объем полномочий, порядок их передачи, а также финансовые и материальные ресурсы должны оформляться законами, как это предусмотрено ст. 132 Конституции Российской Федерации. Данная норма реализовалась в некоторых законах. Так, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 органам местного самоуправления переданы полномочия по осуществлению воинского учета, а также установлена ответственность должностных лиц местного самоуправления за воинско-учетную работу67. Особенность наделения состоит в устойчивом расширении его компетенции, что требует дополнительных финансовых ресурсов.
При делегировании происходит незначительная прибавка прав, временное (на определенный период) расширение сферы действия без дополнительных финансовых средств и чаще всего без правовой базы.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не должно трактоваться как полное освобождение органов государственной власти от ответственности за осуществление переданных полномочий. Полномочия, переданные органами государственной власти для реализации органами местного самоуправления, наделяться не всеми государственными полномочиями, а только отдельными, так как они не должны превалировать над полномочиями, связанными с решением вопросов местного значения. В законодательстве о местном самоуправлении в Российской Федерации нет в перечне тех государственных полномочий, которые могут передаваться муниципальным органам. Субъектам приходиться самим определять виды и объем переданных государственных полномочий68.
Относительная самостоятельность и организационная обособленность органов местного самоуправления не препятствуют муниципальным образованиям решать на местном уровне задачи, схожие с государственными, в тесном взаимодействии с органами государственной власти. Но при этом необходимо четко разграничивать полномочия, чтобы избежать их дублирования и пересечения.
Для достижения этой цели
можно было бы в законах субъектов
РФ ввести понятие договорного
В практике встречается обратная передача делегированных полномочий: от органов местного самоуправления - органам государственной власти. Это возможно только в случаях, когда:
Информация о работе Государственное управление и местное самоуправление соотношение и взаимодействие