Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:09, дипломная работа
Процесс становления местного самоуправления в Российской Федерации имеет свою специфику, свои исторические условия, связанные с переходным состоянием нашего общества, нестабильностью экономического и социального развития, неустойчивостью политических процессов. Все еще недостаточна законодательная основа, неглубоко разработаны теоретические концепции, нет единого мнения о месте и роли местного самоуправления в современной России. Одни пытаются полностью отделить местное самоуправление от государства, представить его в виде самостоятельной независимой общественной структуры, другие предпочитают рассматривать его в качестве местных органов государственной власти, обладающих ограниченной автономией и являющихся неотъемлемым институтом государства.
Введение………………………………………………………………...3
1. Характеристика государственного управления и местного самоуправления
1.1. Государственное управление, как особый вид
социального управления……………………………………………….9
1.2. Понятие местного самоуправления и его отличие от
государственного управления. …………………………………..….20
1.3. Теории о местном самоуправлении………………………….…34
2.1. Роль государства в развитии местного самоуправления …….41
2.2. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. ……………………………………………………………52
3.1. Основные проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………….66
3.2. Пути преодоления проблем развития местного
самоуправления в Российской Федерации…………………………75
Заключение………………………………………………………..…84
Список использованных источников……………………………....97
К 1 марта 2005 г. завершился первый этап реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — сформированы территории и установлены границы муниципальных образований, определен их статус. Данный этап заключался в строгой последовательности. Во первых, необходимо было определить существовавшие на 8 октября 2003 г. муниципальные образования. Во-вторых, создание новых муниципальных образований, формирование, которых должно было быть осуществлено в строгом соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. Однако в ходе практической реализации требований закона возникло множество проблем, в том числе проблема выявления согласия на преобразование или изменение, существующих муниципальных образований; определения статуса городских населенные пунктов, являвшихся ранее муниципальными образованиями; проблема преобразования городских муниципальных преобразований, в составе которых имеется несколько городских населенных пунктов; о возможности существования анклавных составных частей территории муниципального образования; проблема преобразования районов в городские округа.40
По мнению Г.М. Якуповой, редакция Федерального закона «Об общих принципах» от 6 октября 2003 г. — значительны этап в развитии правовых основ одного из важных демократических институтов публичной власти. Регулирует гораздо более широкий круг отношений. Объем данного документа в три раза превышает объем ранее действовавшего. Нередко можно услышать характеристику этого закона как рамочного, однако он непосредственно и максимально детализировано решает вопросы организации местного самоуправления, определяя пределы полномочий самоуправленческих структур, права граждан на участие в местном самоуправлении.41
Необходимо отметить, что закон объединил в себе ряд законопроектов, которые подготавливались в течение нескольких лет Государственной Думой, но по различным причинам не были завершены — таких как «Об основах статуса выборного должностного лица местного самоуправления в РФ», «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», «Об органах территориального общественного самоуправления», «Об основных гарантиях граждан на участие в осуществлении местного самоуправления».
Достаточно важным моментом является то, что Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о централизовал нормативное регулирование ряда вопросов местного самоуправления, переведя его с регионального, на федеральный уровень.
С принятием вышеназванного закона существенно изменилась сама система законодательства о местном самоуправлении, а если учитывать предусмотренное Законом расширение нормотворческих возможностей муниципальных органов. Эти изменения служат правовым средством перестройки муниципального уровня публичной власти, его обновления и упорядочения. Их смысл в том, чтобы повысить эффективность деятельности органов местного самоуправление.
Принципиально новым является подход к территориальной организации местного самоуправления — четко определяется необходимость создания различных типов муниципальных образований, в том числе сложносоставных, включающих в себя другие муниципальные образования. Определено, что местное самоуправление на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, городских округах и муниципальных районах.
Муниципальное образование
каждого типа решает свой круг вопросов
местного значения. Если прежде предметы
ведения муниципальных
Российский законодатель в определении круга вопросов местного значения в новой редакции Федерального закона исходит из принципа субсидиарности— в ведении муниципальных образований различных уровней включены те вопросы, которые на данном уровне могут решаться наиболее эффективно, с оптимальным результатом. Более того, с учетом реальных условий и возможностей решение некоторых вопросов, входивших в круг обязанностей органов местного самоуправления, передается органам государственной власти субъектов РФ. Это касается в первую очередь сферы образования. Ныне из круга вопросов местного значения, решаемых муниципальными районами и городскими округами, организация профессионального образования исключена.
Ф.З. № 131 определяет порядок
формирования и перечень основных органов
и должностных лиц местного самоуправления
— представительный орган местного
самоуправления, глава муниципального
образования и местная
В связи с переходом
к трехлетнему социально-
Для организации взаимодействия
муниципальных образований, советов
муниципальных образований
В масштабах Республики Башкортостан, важное
значение в разработке законодательных
основ местного самоуправления имеет
деятельность Государственного Собрания
- Курултая — Республики Башкортостан43. В Послании Президента Республики Башкортостан
народу и Государственному Собранию -
Курултаю - Республики Башкортостан «Время
требует новых решений» (О положении в
республике и основных направлениях её
развития в 2004г.). Президент Республики
Башкортостан М.Г Рахимов, характеризуя
состояние местной власти, отметил, что
необходимо обеспечить реализацию Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 06.10.2003г., в первую очередь
– установить границы муниципальных образований,
наделить их соответствующим статусом, определить оптимальную
численность представительных органов,
разграничить государственную и муниципальную
собственность. Эти поручения Президента
Республики Башкортостан М. Г. Рахимова
стали
программой действий в сфере организации
и совершенствования местного самоуправления
в городах и районах республики44. Так, в развитие федерального законодательства
были приняты законы «О местном самоуправлении
в Республике Башкортостан» от 18.03.2005 г45., "Об административно-
В
условиях переходного периода
• определен статус муниципальных образований;
• установлены границы территорий муниципальных образований;
• сформированы органы власти местного самоуправления54.
Особо следует отметить развитие муниципальной службы. Законодательно закрепленный и достаточно динамичный институт муниципальной службы неизбежно оказывается «введенным» в сферу политических отношений и обладает достаточно большим властным потенциалом. Потому успешное решение вопросов реформирования и развития местного самоуправления напрямую связано и напрямую зависет от кадровой политики. Основными её направлениями является выдвижение на руководящие должности компетентных, современно мыслящих специалистов, подбор кадров служащих на конкурсной основе, повышение их квалификации, улучшение информационно – аналитического и технического обеспечения их деятельности. В республике только 633 (61 %) главы муниципальных образований имеют высшее образование. Остается актуальным вопрос улучшения системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
Так же, необходимо
сказать о важности
Демократизация состава муниципальной службы создание так называемой «репрезентативной» бюрократии;
усиление «прозрачности» управления, проведение открытой информационной политики, активизация службы, «паблик рилейшнз»;
применение современных технологий политико-административного управления — анкетирования, работы с фокус-группами, проведение политического маркетинга, социальной рекламы и др.;
содействие развитию институтов гражданского общества, неправительственных организаций, общественной экспертизы, независимого консультирования, независимых рабочих групп и т. п.;
совершенствование механизмов защиты прав и свобод граждан.
Отметим и то, что имеющаяся на данном этапе дисгармоничность строения российской муниципальной службы и ее взаимоотношений с гражданским обществом обусловлена наличием двух различных групп тенденций. С одной стороны, это определенное продвижение в правлении демократической модернизации муниципальной службы, превращения ее в службу гражданского общества, т.е. демократические тенденции развития, с другой — стремление к оформлению независимой от общественного контроля бюрократической корпорации со своими интересами и ценностями.
Местное самоуправление
является сложным комплексным социально-
Первая группа — общественные отношения, возникающие в процессе выбора населением организационных форм местного самоуправления, его структуры, формирования органов местного самоуправления.
Вторая группа — общественные отношения, связанные с деятельностью местного самоуправления, его органов по управлению муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета, управленческой и контрольной деятельностью в различных сферах.
Третья группа — отношения, возникающие в процессе осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, организации и исполнения ими нормативно-правовых актов органов государственной власти.
Четвертая — общественные отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных полномочий, а также с неправомерными действиями органов государственной власти.
Важно отметить, что в процессе развития законотворческого процесса, как на федеральном, так и на региональном уровне по вопросам местного самоуправления целесообразно исходить из принципа системного единства законодательства, с учетом иерархии законов, регулирующих муниципальные отношения, где Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года являются основополагающими.
Информация о работе Государственное управление и местное самоуправление соотношение и взаимодействие