Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:09, дипломная работа
Процесс становления местного самоуправления в Российской Федерации имеет свою специфику, свои исторические условия, связанные с переходным состоянием нашего общества, нестабильностью экономического и социального развития, неустойчивостью политических процессов. Все еще недостаточна законодательная основа, неглубоко разработаны теоретические концепции, нет единого мнения о месте и роли местного самоуправления в современной России. Одни пытаются полностью отделить местное самоуправление от государства, представить его в виде самостоятельной независимой общественной структуры, другие предпочитают рассматривать его в качестве местных органов государственной власти, обладающих ограниченной автономией и являющихся неотъемлемым институтом государства.
Введение………………………………………………………………...3
1. Характеристика государственного управления и местного самоуправления
1.1. Государственное управление, как особый вид
социального управления……………………………………………….9
1.2. Понятие местного самоуправления и его отличие от
государственного управления. …………………………………..….20
1.3. Теории о местном самоуправлении………………………….…34
2.1. Роль государства в развитии местного самоуправления …….41
2.2. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. ……………………………………………………………52
3.1. Основные проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………….66
3.2. Пути преодоления проблем развития местного
самоуправления в Российской Федерации…………………………75
Заключение………………………………………………………..…84
Список использованных источников……………………………....97
Совокупное осуществление
двух видов задач и делает власть
местного самоуправления смешанной
общественно-государственной
Как вид социального управления, местное самоуправление обладает следующими признаками.
По мнению А.А. Замотаева, местное самоуправление - одновременно уровень публичной власти, одновременно институт гражданского общества и одновременно механизм реализации общегосударственных задач17. Причем, как только мы убираем хоть один из этих трех кусочков, сразу само понятие местного самоуправления тоже рассыпается. Как только все три эти позиции есть, тогда это действительно местное самоуправление. Общие требования к организации публичной власти должны быть универсальными в целом в стране. То, что раньше предполагалось регулировать на уровне субъекта Российской Федерации, сейчас отдано на уровень федеральный, и это как раз нормальный подход: федеральная власть регулирует организацию публичной власти в целом, устанавливает требования к ее организации.
Российская Федерация так же
как и другие государства осуществляет
деятельность посредством государственных
органов. Конституционно – правовой
статус органов российского
Властными полномочиями в России располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако в соответствии с конституцией последние не являются органами государства и поэтому не осуществляют (если им таковы не делегированы) властные полномочия от имени Российской Федерации18
Органы местного самоуправления
в соответствии со статьей 17 Федерального
закона «Об общих принципах
Необходимо подчеркнуть, что государственный аппарат, к которому относится большинство образованных в государстве органов государственной власти, состоит из чиновников (должностных лиц), а так же государственных служащих, не обладающих властными полномочиями20. Организационная структура же органов местного самоуправления, состоит из муниципальных должностей, и структурных подразделений. Муниципальные должности замещаются муниципальными служащими, совокупность должностей составляют штат органов местного самоуправления21. Должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственной службы.
В связи с федеративным государственным устройством РФ в систему органов государственной власти входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов. Структура же органов местного самоуправления состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных органов местных администраций.
И ряд органов государственной власти, и органы местного самоуправления наделены правом нормотворческой деятельности, однако существенные отличия заключаются в компетенции и юридической силе издаваемых данными органами нормативных актов.
Говоря о нормативных актах необходимо отметить, что основным законом Российской Федерации является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой на территории РФ. В пределах же муниципального образования, действует устав, являющийся своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования. Конституирующее значение устава муниципального образования для местного самоуправления вытекает из статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», содержащей достаточно широкий перечень сведений, которые необходимо включать в устав муниципального образования. Устав составляет правовую основу местного самоуправления, именно в соответствии с уставом принимаются иные правовые акты местного самоуправления, действуют органы местной власти. В свою очередь устав не должен противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Государственное управление и местное самоуправление являются видами социального управления. Но на этом сходства не заканчиваются, так и органы местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. и органы законодательной власти избираются непосредственно населением. Органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти осуществляют полномочия как коллегиально, так и единолично, так органы местного самоуправления по способу принятия решений делятся на коллегиальные и единоличные. Так же следует отметить, что и органы местного самоуправления и органы государственной власти осуществляют свою деятельность на схожих принципах, так принцип приоритета прав и свобод гражданина закрепленный в статье 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления»
При определении структуры органов местного самоуправления необходимо узнать мнение населения, историю и традиции данной территории22.
Такие принципы как: принцип горизонтального, принцип вертикального разделение функций, принцип гласности, законности присущи как государственным, так и органам местного самоуправления.
Д.Б. Миннигулова определяя статус данных органов, указывает на то, что и органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладают правами юридических лиц, но не являются юридическими лицами23.
И наконец, органы власти субъекта Федерации и муниципальные органы в одинаковой мере вынуждены считаться с особенностями географического положения, климатическими условиями, историческими традициями, особенностями национальной и социальной структуры местного сообщества, сложившейся экономической базой, инфраструктурой транспорта и связи и т.п. Совокупность факторов, отличающая один регион от другого в масштабах страны, является объективным условием, влияющим на деятельность как органов власти субъекта Федерации, так и органов власти местного самоуправления.
По мнению Р.М. Усмановой местное самоуправление отличается от государственного управления следующими признаками24:
1. Местное самоуправление
представляет собой особый вид
деятельности по осуществлению
населением самостоятельно и
под свою ответственность
2. Местное самоуправление наряду
с правоприменительной
3. Местное самоуправление
4. Местное самоуправление - это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на определенных объективных закономерностях. В процессе местного самоуправления решаются местные задачи и обеспечиваются как интересы отдельной местности так и интересы государства, а также конституционные права и свободы граждан.
5. Местное самоуправление
6. Местное самоуправление
7. Местное самоуправление
8. Местное самоуправление реализует полномочия юрисдикционного характера, т.е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами местного самоуправления так называемого «принуждающего» управления (например, назначение административных наказаний административными комиссиями, применение мер административного предупреждения или административного пресечения).
Следовательно, местное самоуправление необходимо рассматривать как институт государственного устройства, наделенный частью публичной власти государства, целью которого является обеспечение эффективного демократического решения вопросов, связанных с жизнедеятельностью местных территориальных коллективов, в границах их проживания.
1.3. Теории местного самоуправления
Необходимость теоретической разработки вопросов местного самоуправления наиболее очевидна была в России в связи с введением земских учреждений во второй половине XIX века, так как ни вопрос компетенции, ни вопрос организации, на вопрос контроля не являлся в достаточной мере общепризнанным в науке и печати. Проблемы местного самоуправления и, в частности, вопрос о правовой природе местного самоуправления не утратил своей актуальности и в настоящее время.
Уже в XIX веке определилось несколько научных подходов к определению местного самоуправления, особенностей его соотношения с государством, оформившихся в виде ряда концепции местного самоуправления. Наибольшее распространение в России второй половины XIX века получили общественная и государственная теории местного самоуправления. Согласно государственной теории любая деятельность по управлению, осуществляемая носителем публично – правовых прав и обязанностей, есть деятельность государственная. Всякое управление публичного характера с точки зрения представителей государственной теории является делом государственным25. Основные положения данной теории были сформированы выдающимися немецкими учеными XIX в. Рудольфом Гнейстом и Лоренцем Штейном. Эта теория получила широкое распространение в России, развитию её основных положений уделяли внимание такие видные русские юристы, как Н.И. Лазаревский, А.Д. Градрвский, В.П. Безобразов26. Так же данной концепции придерживались многие дореволюционные ученые. Так, Н.М. Коркунов определял, что составной частью государственного управления является самоуправление. В.В. Балытников, следующим образом определяет государственную природу местного самоуправления: «Через органы местного самоуправления осуществляется государственная власть ибо кроме государственной иной разновидности публичной власти не существует»27.
Согласно данной теории:
1. Местное самоуправление представляет собой, прежде всего одну
из форм организации
государственного управления
Информация о работе Государственное управление и местное самоуправление соотношение и взаимодействие