Муниципальный бюджет как финансовая база

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:18, реферат

Описание работы

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Местный бюджет представляет собой третье звено бюджетной системы РФ. Их часто объединяют с бюджетами субъектов РФ и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер. К местным бюджетам относятся все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты посёлков, районов, городов. Исключением являются города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

       Ограничен  и выпуск ценных бумаг одним  из их видов – муниципальными  облигациями, которые выпускаются  исключительно в целях реализации  программ и проектов развития муниципального образования.

     В законе  предусмотрено, что правовая регламентация  выпуска муниципальных займов  и исполнения обязательств по  ним устанавливается законодательством  РФ. При этом имеется  в виду, что в Государственную Думу  внесен Правительством РФ проект ФЗ “Об эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг”, после принятия которого будет установлен порядок выпуска муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств по ним.

     Рассмотренными  вопросами не исчерпываются все положения, регулируемые нормами ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. Однако и проведённый анализ говорит о социальной и экономической значимости данного закона. Его роли в превращении органов местного самоуправления в полноправных партнёров при решении экономических и социальных проблем реформирования страны, в создании системы бюджетного федерализма, которая вытекает из Конституции РФ.

     ФЗ “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ”  рассматривает общие положения, принципы территориальной организации местного самоуправления, вопросы местного значения. Определяет назначение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, определяет формирование органов местного самоуправления и непосредственное осуществление и участие населения в местном самоуправлении.

     Правовую  основу местного самоуправления  составляют общепризнанные принципы  и нормы международного права, международные договоры Российской  Федерации, Конституция Российской  Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы Муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

     Этот закон также предусматривает разработку и исполнение муниципальных правовых актов. Муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и не должны противоречить законодательным актам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Взаимоотношения федерального бюджета и

муниципальных бюджетов

 

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках  межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения – это отношения  между органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и органами  местного самоуправления, связанные  с формированием и использованием  соответствующих бюджетов.

 

                    Межбюджетные отношения основываются  на следующих 

                       принципах

распределение и закрепление расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ;

разграничение (закрепление на постоянной основе и распределение по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

равенства бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

     В соответствии  с этими принципами отдельные  виды бюджетных расходов могут  передаваться из федерального  бюджета в бюджеты субъектов  РФ, а затем в местные бюджеты, и из бюджетов субъектов РФ  в местные бюджеты.

     В основе  процесса распределения доходов  и расходов между звеньями  бюджетной системы заложен принцип  равенства местных бюджетов во  взаимоотношениях с федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  РФ, который предполагает использование  единой методики расчёта финансовой помощи местным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

     Для обеспечения  расходов местных бюджетов они  должны иметь собственные доходы.

     Доходы местных  бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

     Собственные  доходы – виды доходов, закреплённые  на постоянной основе полностью  или частично за соответствующими  бюджетами законодательством РФ.

     Это налоговые  доходы, закреплённые за соответствующими  бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые доходы, определённые нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую часть доходов местных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на местные органы власти функций, экономического и социального развития местных бюджетов, из вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

     Регулирующие  доходы – это федеральные и  региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе ( не менее 3 года) по разным видам таких доходов.

     К регулирующим  доходам местных бюджетов относятся  также трансферты – средства, поступающие из федеральных и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитан по установленной Правительством методике и формуле.

     Кроме отчислений  от федеральных и региональных  налоговых средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансированности бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

     Дотация  – это средства, предоставленные  бюджету другого уровня бюджетной  системы на безвозмездной и  безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

     Субвенция  – это средства, предоставленные  бюджету другого уровня бюджетной  системы или юридическому лицу  на безвозмездной и безвозвратной  основах для осуществления целевых  расходов.

     Субсидия - это  средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования.

     Межбюджетные  отношения можно рассматривать  как взаимоотношения органов  власти, в основном разных уровней, по разграничению расходных и  доходных полномочий, соответствующих расходных обязательств и в максимально возможной степени равнозначных им доходных источников (полностью или частично), возможному распределению на временной основе некоторых налогов, а также перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другие  в разных формах в целях реализации полномочий, возложенных на каждый уровень власти, предоставленных равных возможностей на всей территории страны в получении бюджетных услуг в объёме и качестве не ниже минимально необходимого уровня. Основными функциями таких отношений является выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, и стимулирующее наращивание налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рационального и эффективного их расходования. Обе эти функции подлежат реализации в основном в их сочетании. Поэтому, когда выравнивающая функция становится резко преобладающей, вступая в противоречие со стимулирующей функцией, в ущерб ей, требуется внесение коррективных действий в механизм межбюджетных отношений.

     Состояние  межбюджетных отношений внутри  субъектов Федерации в значительной  степени зависит от того, как  они складываются  между федеральным центром и регионом.

     При недостаточности  собственных средств местным  бюджетам приходится заимствовать  денежные средства у бюджетов  других уровней. При невыполнении  надлежащих обязательств возникает  муниципальный долг.

     Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

     - кредитных соглашений и договоров;

     - займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

     - договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

     - договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

     В объем муниципального долга включаются:

     1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

     2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

     3) объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

     4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

     Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

     Управление  муниципальным долгом осуществляется  уполномоченным органом местного  самоуправления.

     РФ не  несет ответственности по долговым  обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ.

     Муниципальные  образования не отвечают по  долговым обязательствам РФ, если  указанные обязательства не были  гарантированы ими.

    . Под реструктуризацией  долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

     Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание деструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем деструктурируемых обязательств.

     Настоящее законодательство чётко не прописывает порядок взаимоотношения федеральных и местных бюджетов, тогда как принимаемые федеральные законы относительно снижения налогов и увеличения бюджетных расходов обычно затрагивает интересы именно органов местного самоуправления; компенсации же средств бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета не означает автоматическую передачу этих ресурсов местным бюджетам.

     Закон “О  финансовых основах местного самоуправления в РФ” даёт муниципальным органам право принимать к исполнению решения органов государственной власти, влекущее увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, лишь в пределах средств, переданных им в качестве компенсаций. Но расходы местных бюджетов в основном связаны с нуждами населения, и если государственный орган принимает решение, направленное на улучшение жизни граждан, но не может исполняться частично. Как не может быть и положения, когда федеральный закон на одних территориях выполняется полностью, а на других – наполовину.

     Сегодня  не только бюджетное законодательство, но и Конституция РФ гарантирует  полную финансовую самостоятельность  всех органов власти в формировании  и исполнении их бюджетов. Простая констатация принципа компенсации местным бюджетам выпадающих доходов и увеличивающихся расходов недостаточна: нужен чёткий механизм компенсирования, включающий и регламентацию ответственности за невыполнение этого требования. Отсутствие такого механизма складывается на протяжении всего периода экономических реформ. Все эти годы между “центром” (представительным в основном федерации органом) и органами власти субъектов РФ, выраженными в данном случае и интересами органов местного самоуправления, идут нескончаемые споры о том, осуществляема ли такая компенсация буквально по каждому федеральному закону, касающиеся местных бюджетов.    

     Федеральным  законом о федеральном бюджете  может быть предусмотрена финансовая  помощь местным бюджетам на  финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными целевыми программами либо Федеральными законами. Органы государственной власти РФ вправе осуществлять контроль за расходами средств, поступающих в местные бюджеты из федерального бюджета.

Информация о работе Муниципальный бюджет как финансовая база