Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:18, реферат
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Местный бюджет представляет собой третье звено бюджетной системы РФ. Их часто объединяют с бюджетами субъектов РФ и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер. К местным бюджетам относятся все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты посёлков, районов, городов. Исключением являются города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.
Неналоговые доходы составляют в общей сумме доходов муниципального образования 1 %, при этом подавляющий вес в неналоговых доходах составляют доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных муниципальных организаций и сдачи в аренду.
Таким образом, доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.
Налоговые доходы муниципального образования в 2005 году по сравнению с 2004 годом сократятся .Это влечет за собой существенное снижение собственных доходов муниципального образования и ставит формирование местного бюджета в большую зависимость от безвозмездных перечислений от бюджетов вышестоящих уровней.
В целях увеличения доли собственных доходов местных бюджетов, повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии экономического потенциала на подведомственной территории необходимо принятие целого ряда принципиальных решений.
Рассмотрим ряд из них.
В сфере разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти в интересах муниципальных образований:
– четкое уточнение перечня местных налогов;
– наделение органов местного самоуправления, как минимум, одним-двумя «крупными» налоговыми источниками, которые обеспечивали бы стабильное поступление доходов (например, имущественные налоги), использование которых полностью находилось в их компетенции;
– предоставление местным властям реальных возможностей по сбалансированности своих бюджетов путем надстраивания ставок по прямым федеральным налогам, доходы от которых зачислялись бы в местные бюджеты;
– использование единых и стабильных нормативов отчислений от федеральных налогов в местные бюджеты;
– обеспечение уплаты налогов по месту фактической деятельности предприятий и организаций, т.е. расположенных на территории муниципального образования;
– разработке отдельного закона о местных налогах.
В сфере бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи:
– переход к оценке объективных бюджетных потребностей муниципального образования на основе бюджетных нормативов и индексов бюджетных расходов;
– совершенствование законодательства по финансовым основам местного самоуправления.
В целом надо стремиться к полной автономии местного уровня власти в установлении объема, структуры и в финансировании определенных видов расходовОднако в таких важных областях, как образование и здравоохранение, наиболее эффективно долевое софинансирование региональных и местных расходов за счет федеральных субсидий, предоставление которых было бы увязано с соблюдением в регионах общенациональных минимальных стандартов количества и качества соответствующих бюджетных услуг.
2.2 Анализ расходной части
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.
Главным направлением использования средств бюджета муниципального образования «Шумячский район», как и любого другого муниципального образования, являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.
Структура расходов (в % отношении) бюджета муниципального образования «Шумячский район» представлена в таблице 4 .
Анализ показывает, что из местного бюджета муниципального образования «Шумячский район» в соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансируются следующие функциональные виды расходов: на содержание органов местного самоуправления порядка 11,9,%; на содержание и развитие учреждений образования -53,9 %; на здравоохранение и физическую культуру порядка 10,2 %; на культуру 9,1 %; на средства массовой информации 0,5 %; на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства 13,2 %; на организацию транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления 0,8 %.
Структура расходов бюджета муниципального образования «Шумячский район»
Наименование |
2003 |
2004 |
2005 |
Государственное управление и местное самоуправление |
12,9 |
12,1 |
11,9 |
Правоохранительная деятельность |
0,1 |
0,1 |
- |
Промышленность, энергетика и строительство |
- |
7,5 |
- |
Сельское хозяйство и рыболовство |
1,6 |
1,6 |
- |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
1,0 |
0,8 |
0,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
11,6 |
10,6 |
13,2 |
Предупреждение ликвидации чрезвычайных ситуаций |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Образование |
40,5 |
42,8 |
53,9 |
Культура, искусство и кинематография |
6,5 |
7,4 |
9,1 |
Средства массовой информации |
0,5 |
0,5 |
0,5, |
Здравоохранение и физическая культура |
18,3 |
9,1 |
10,2 |
Социальная политика |
6,8 |
7,2 |
- |
Прочие расходы |
0,7 |
1,1 |
0,6 |
Таким образом, в сумме виды расходов, которые финансируются из местного бюджета муниципального образования «Шумячский район», составляют 96-97 % от всех расходов местного бюджета.
Структура расходов муниципального образования за 2003-2005 годы представлена в таблице 5.
В расходах местного бюджета на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами увеличиваются затраты на образование, они составляют 42,8 % и 53,9 % в 2004 году и 2005 году соответственно от всех расходов.
Структура расходов бюджета муниципального образования «Шумячский район».
|
|
|
Расходы бюджета муниципального образования «Шумячский район» представлены в приложении 3.
Источниками финансирования дефицита бюджета муниципального образования «Шумячский район в 2004 и 2005 годах являются:
– бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
– изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета муниципального образования «Шумячский район».
В сфере разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней необходимо также принять ряд кардинальных решений:
а) четкое разграничение полномочий и ответственности за финансирование расходов между всеми уровнями бюджетной системы;
б) обязательная компенсация бюджетам недостающих средств в случае уменьшения их доходов или увеличении расходов вследствие решений, принимаемыми органами власти другого уровня;
в) введение поправок в бюджетное законодательство, уточняющих и конкретизирующих закрепление расходных полномочий между бюджетами;
г) оценку объективных (нормативных) потребностей каждого уровня бюджетной системы в финансовых ресурсах и обоснование различных вариантов их применения.
Таким образом, главным направлением использования средств бюджета муниципального образования «Шумячский район» являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов и на жилищно-коммунальное хозяйство.
1.3 Взаимодействие бюджета муницип
Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом.
Административно-
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
– законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
– обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
- разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
– распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
– разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
– равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
– выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов
Российской Федерации во
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджет Смоленской области и из бюджета Смоленской области – в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами. Этот принцип предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Для обеспечения расходов региональных и местных бюджетов они должны иметь соответствующие доходы.
Доходы региональных и местных бюджетов состоят из собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.
Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
Информация о работе Муниципальный бюджет как финансовая база