Муниципальный бюджет как финансовая база

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:18, реферат

Описание работы

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Местный бюджет представляет собой третье звено бюджетной системы РФ. Их часто объединяют с бюджетами субъектов РФ и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер. К местным бюджетам относятся все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты посёлков, районов, городов. Исключением являются города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)



 

    Неналоговые доходы составляют в общей сумме доходов муниципального образования 1 %, при этом подавляющий вес в неналоговых доходах составляют доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных муниципальных организаций и сдачи в аренду.

     Таким образом, доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

     Налоговые доходы муниципального образования в 2005 году по сравнению с 2004 годом сократятся .Это влечет за собой существенное снижение собственных доходов муниципального образования и ставит формирование местного бюджета в большую зависимость от безвозмездных перечислений от бюджетов вышестоящих уровней.

В целях увеличения доли собственных доходов местных бюджетов, повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии экономического потенциала на подведомственной территории необходимо принятие целого ряда принципиальных решений.

Рассмотрим ряд из них.

     В сфере разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти в интересах муниципальных образований:

– четкое уточнение перечня местных налогов;

– наделение органов местного самоуправления, как минимум, одним-двумя «крупными» налоговыми источниками, которые обеспечивали бы стабильное поступление доходов (например, имущественные налоги), использование которых полностью находилось в их компетенции;

– предоставление местным властям реальных возможностей по сбалансированности своих бюджетов путем надстраивания ставок по прямым федеральным налогам, доходы от которых зачислялись бы в местные бюджеты;

– использование единых и стабильных нормативов отчислений от федеральных налогов в местные бюджеты;

– обеспечение уплаты налогов по месту фактической деятельности предприятий и организаций, т.е. расположенных на территории муниципального образования;

– разработке отдельного закона о местных налогах.

    В сфере бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи:

– переход к оценке объективных бюджетных потребностей муниципального образования на основе бюджетных нормативов и индексов бюджетных расходов;

– совершенствование законодательства по финансовым основам местного самоуправления.

     В целом надо стремиться к полной автономии местного уровня власти в установлении объема, структуры и в финансировании определенных видов расходовОднако в таких важных областях, как образование и здравоохранение, наиболее эффективно долевое софинансирование региональных и местных расходов за счет федеральных субсидий, предоставление которых было бы увязано с соблюдением в регионах общенациональных минимальных стандартов количества и качества соответствующих бюджетных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ расходной части бюджета  администрации муниципального         образования Шумячский район

 

     Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.

Главным направлением использования средств бюджета муниципального образования «Шумячский район», как и любого другого муниципального образования, являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.

     Структура расходов (в % отношении) бюджета муниципального образования «Шумячский район» представлена в таблице 4 .

     Анализ показывает, что из местного бюджета муниципального образования «Шумячский район» в соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансируются следующие функциональные виды расходов: на содержание органов местного самоуправления порядка 11,9,%; на содержание и развитие учреждений образования -53,9 %; на здравоохранение и физическую культуру порядка 10,2 %; на культуру 9,1 %; на средства массовой информации 0,5 %; на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства 13,2 %; на организацию транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления 0,8 %.

                                                                                                           Таблица 4

Структура расходов бюджета муниципального образования «Шумячский район»

Наименование

2003

2004

2005

Государственное управление и местное самоуправление

12,9

12,1

11,9

Правоохранительная деятельность

0,1

0,1

-

Промышленность, энергетика и строительство

-

7,5

-

Сельское хозяйство и рыболовство

1,6

1,6

-

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

1,0

0,8

0,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

11,6

10,6

13,2

Предупреждение ликвидации чрезвычайных ситуаций

0,1

0,1

0,1

Образование

40,5

42,8

53,9

Культура, искусство и кинематография

6,5

7,4

9,1

Средства массовой информации

0,5

0,5

0,5,

Здравоохранение и физическая культура

18,3

9,1

10,2

Социальная политика

6,8

7,2

-

Прочие расходы

0,7

1,1

0,6


Таким образом, в сумме виды расходов, которые финансируются из местного бюджета муниципального образования «Шумячский район», составляют 96-97 % от всех расходов местного бюджета.

Структура расходов муниципального образования за 2003-2005 годы представлена в таблице 5.

В расходах местного бюджета на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами увеличиваются затраты на образование, они составляют 42,8 % и 53,9 % в 2004 году и 2005 году соответственно от всех расходов.

                                                                                                           Таблица 5

Структура расходов бюджета муниципального образования «Шумячский район».


Расходы бюджета муниципального образования «Шумячский район» представлены в приложении 3.

             Источниками финансирования дефицита бюджета муниципального образования «Шумячский район в 2004 и 2005 годах являются:

– бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

– изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета муниципального образования «Шумячский район».

     В сфере разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней необходимо также принять ряд кардинальных решений:

а) четкое разграничение полномочий и ответственности за финансирование расходов между всеми уровнями бюджетной системы;

б) обязательная компенсация бюджетам недостающих средств в случае уменьшения их доходов или увеличении расходов вследствие решений, принимаемыми органами власти другого уровня;

в) введение поправок в бюджетное законодательство, уточняющих и конкретизирующих закрепление расходных полномочий между бюджетами;

г) оценку объективных (нормативных) потребностей каждого уровня бюджетной системы в финансовых ресурсах и обоснование различных вариантов их применения.

    Таким образом, главным направлением использования средств бюджета муниципального образования «Шумячский район» являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов и на жилищно-коммунальное хозяйство.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Взаимодействие бюджета муниципального образования «Шумячский район» с бюджетом Смоленской области и федеральным бюджетом.Его правовое регулирование.

     Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

     В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом.

     Административно-территориальные (муниципальные) образования, составляющие территорию субъекта Федерации согласно Конституции РФ, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.

     Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

    Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

– законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

– обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

- разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

    Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

– распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

– разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

– равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

– выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- равенства всех бюджетов  Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджет Смоленской области и из бюджета Смоленской области  – в местные бюджеты.

    В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами. Этот принцип предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

     Для обеспечения расходов региональных и местных бюджетов они должны иметь соответствующие доходы.

     Доходы региональных и местных бюджетов состоят из собственных и регулирующих доходов.

     Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

     Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Информация о работе Муниципальный бюджет как финансовая база