Органы
государственной власти РФ содействуют
развитию местных финансов в порядке,
предусмотренном законодательством РФ.
В этих целях указанные органы соответственно:
1) регулируют
отношения между бюджетами субъектов
Российской Федерации и местными
бюджетами, а также между федеральным
бюджетом и местными бюджетами - в рамках
федеральных целевых программ;
2) участвуют
в решении вопросов местного
значения путем выполнения федеральных
целевых программ и региональных
программ;
3) распределяют
средства, выделяемые для финансирования
федеральных целевых программ и региональных
программ и иных мероприятий, между муниципальными
образованиями, осуществляют контроль
за эффективным и целевым использованием
этих средств;
4) разрабатывают
государственные минимальные социальные
стандарты, устанавливают социальные
нормы;
5) оказывают
методическую помощь органам
местного самоуправления в работе
по формированию и исполнению
местных бюджетов;
6) осуществляют
контроль за соблюдением органами
местного самоуправления налогового
и бюджетного законодательства РФ
7) осуществляют
другие функции в соответствии
с законодательством РФ.
При наделении органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями РФ им одновременно передаются
материальные и финансовые ресурсы, необходимые
для осуществления этих полномочий. Увеличение
расходов или уменьшение доходов местных
бюджетов, возникшие в результате решений,
принятых органами государственной власти
РФ, компенсируются органами, принявшими
указанные решения. Размер компенсации
определяется одновременно с принятием
соответствующего решения. Органы местного
самоуправления вправе принять к исполнению
решения органов государственной власти,
влекущие увеличение расходов или уменьшение
доходов местных бюджетов, в пределах
средств, переданных им в качестве компенсации.
1.4. Взаимоотношения бюджетов
субъектов РФ
и муниципальных
бюджетов
Наиболее
тесные взаимоотношения у местных
бюджетов возникают с бюджетами
субъектов РФ на различных основах.
Оказание
финансовой помощи из бюджетов
субъектов РФ местным бюджетам
может быть осуществлено в
следующих формах:
- предоставление
из фондов финансовой поддержки
муниципальных образований субъектов
РФ, образующихся в бюджете субъекта РФ,
на выравнивание уровня минимальной бюджетной
обеспеченности муниципальных образований
с целью обеспечения финансирования минимальных
государственных социальных стандартов,
ответственность за финансирование которых
возложена на органы местного самоуправления:
- предоставление
субвенций на финансирование
отдельных целевых расходов;
- иные формы,
предусмотренные бюджетным законодательством
субъектов РФ.
Местным
бюджетам могут быть предоставлены
бюджетные ссуды из бюджета субъектов
РФ на покрытие временных разрывов, возникших
при исполнении местного бюджета.
Местным
бюджетам из бюджетов субъектов
РФ могут предоставляться бюджетные
кредиты на срок до одного
года.
В случае
если предоставленные Местным
бюджетам из бюджетов субъектов РФ
кредиты не погашены в установленные сроки,
остаток непогашенного кредита, включая
проценты, штрафы, пени, погашаются за
счёт дотаций местному бюджету из бюджета
субъекта РФ в соответствии финансовому
году, а также за счёт отчислений от федеральных
и региональных налогов и сборов, налогов,
предусмотренных специальными налоговыми
режимами, подлежащих зачислению в местный
бюджет.
Также предусматривается
законом предоставление трансфертов
местным бюджетам из бюджетов
субъектов РФ. Трансферты предоставляются
при условии соблюдения соответствующими
органами местного самоуправления бюджетного
законодательства РФ и законодательства
РФ о налогах и сборах.
Органы государственной
власти субъектов РФ не имеют
права устанавливать вопросы местного
значения или предопределять объём вытекающих
из них расходных обязательств. В частности,
не допускается установление субъектами
РФ каких-либо обязательных для муниципальных
образований нормативов финансирования
расходов местных бюджетов ( в том числе
– на предоставление натуральных льгот
отдельным категориям граждан или на выплату
заработной платы муниципальных служащих
или работников муниципальных учреждений).
Эти нормы призваны гарантировать самостоятельность
органов местного самоуправления в реализации
своих полномочий и формировании расходов,
а также предотвратить возникновение
“необеспеченных мандатов”.
В тоже
время при наделении органов
местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями
установленные субъектами Федерации
нормативов, используемых для расчёта
субвенций местным бюджетам, является
обязательным.
Субъект
РФ вправе передать любые налоговые
доходы, подлежащие зачислению в
региональный бюджет, в местные
бюджеты. В этом случае единственным
требованием федерального законодательства
является установленных законом субъекта
РФ единых (для муниципальных образований
определённого типа) нормативов без указанного
срока их действия.
Наиболее
широкими полномочиями субъекты
РФ наделены в отношении регулирования
межбюджетных трансфертов местным бюджетам.
Субъект
РФ имеет право:
наделять органы местного
самоуправления отдельными полномочиями
органов государственной власти субъекта
РФ (в том числе – по выравниванию бюджетной
обеспеченности поселений, включая установленных
дополнительно нормативов отчислений
от налога на доходы физических лиц в бюджет
поселений) с предоставлением субвенций
местным бюджетам из регионального фонда
компенсаций;
передать местным бюджетам
по единым нормативам часть поступлений
от федеральных и региональных налогов,
подлежащих зачислению в региональный
бюджет;
устанавливать порядок образования
и распределений субсидий регионального
фонда муниципального развития и (или)
фонда софинансирования социальных расходов,
а также порядок предоставления других
межбюджетных трансфертов местным бюджетам;
вводить режим “отрицательных
трансфертов” и вводить порядок его применения.
В целях предоставления
местным бюджетам субсидий для
долевого финансирования инвестиционных
программ (проектов) развития общественной
инфраструктуры муниципального значения
в составе бюджета субъекта РФ может быть
образован фонд муниципального развития
субъекта РФ.
Отбор инвестиционных
программ (проектов) для предоставления
указанных субсидий и их распределение
между муниципальными образованиями
(группами муниципальных образований)
осуществляются в порядке, установленном
законами субъекта РФ.
В целях
предоставления местным бюджетам
субсидий для долевого финансирования
приоритетных социально значимых
расходов местных бюджетов в составе
бюджета субъекта РФ может быть образован
региональный фонд софинансирования социальных
расходов финансовой помощи местным бюджетам
из бюджета субъекта РФ.
Целевое назначение,
условия и порядок предоставления
и расходования указанных субсидий
устанавливаются законами субъекта РФ.
В случаях и порядке, предусмотренных
законами субъектов РФ и иными нормативными
правовыми актами органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
местным бюджетам могут быть предоставлены
иные дотации и субсидии из бюджета субъекта
Российской Федерации в пределах 10 процентов
общего объема. Предусматривается образование
регионального фонда поддержки муниципальных
районов. Региональный фонд финансовой
поддержки муниципальных районов
образуется в составе бюджета субъекта
РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности
муниципальных районов
Порядок образования
регионального фонда финансовой
поддержки муниципальных районов
и методика распределения дотаций
из указанного фонда, в том
числе порядок расчета и установления
заменяющих часть указанных дотаций дополнительных
нормативов отчислений от налога на доходы
физических лиц в местные бюджеты, утверждаются
законом субъекта РФ в соответствии с
требованиями настоящего Кодекса.
Объем регионального
фонда финансовой поддержки муниципальных
районов утверждается законом субъекта
РФ о бюджете субъекта РФ на очередной
финансовый год.
Дотации из регионального
фонда финансовой поддержки муниципальных
районов субъектов РФ, предоставляются
муниципальным районам, уровень расчетной
бюджетной обеспеченности которых не
превышает уровень, установленный в качестве
критерия выравнивания расчетной бюджетной
обеспеченности муниципальных районов.
Уровень
расчетной бюджетной обеспеченности
муниципальных районов определяется
соотношением налоговых доходов на одного
жителя, которые могут быть получены бюджетом
муниципального района исходя из уровня
развития и структуры экономики и (или)
налоговой базы (налогового потенциала),
и аналогичного показателя в среднем по
муниципальным районам данного субъекта
РФ с учетом различий в структуре населения,
социально-экономических, климатических,
географических и иных объективных факторах
и условиях, влияющих на стоимость предоставления
бюджетных услуг (объем выплат) в расчете
на одного жителя.
Определение
уровня расчетной бюджетной обеспеченности
муниципальных районов производится
по единой методике, обеспечивающей
сопоставимость налоговых доходов
муниципальных районов, а также
перечня бюджетных услуг и
показателей, характеризующих факторы
и условия, влияющие на стоимость их предоставления
в расчете на одного жителя.
Использование
при определении уровня расчетной
бюджетной обеспеченности муниципальных
районов показателей фактических
доходов и расходов за отчетный
период и (или) показателей прогнозируемых
доходов и расходов бюджетов отдельных
муниципальных районов не допускается.
Уровень
расчетной бюджетной обеспеченности
муниципального района с учетом
дотаций из регионального фонда
финансовой поддержки муниципальных
районов не может превышать уровень расчетной
бюджетной обеспеченности с учетом соответствующих
дотаций иного муниципального района,
который до распределения указанных дотаций
имел более высокий уровень расчетной
бюджетной обеспеченности.
В составе дотаций могут быть
выделены дотации, отражающие отдельные
показатели (условия), учитываемые при
определении уровня расчетной бюджетной
обеспеченности муниципальных районов.
Особенности
расчета указанных дотаций определяются
методикой распределения дотаций
из регионального фонда финансовой поддержки
муниципальных районов. Законом субъекта
РФ о бюджете субъекта РФ на очередной
финансовый год и (или) принятыми в соответствии
с ним нормативными правовыми актами исполнительных
органов государственной власти субъекта
РФ могут быть установлены особенности
перечисления и использования указанных
дотаций.
Часть дотаций
из регионального фонда финансовой
поддержки муниципальных районов
может предоставляться муниципальным
районам, за исключением муниципальных
районов, исходя из численности жителей
муниципального района в расчете на одного
жителя в соответствии с единой методикой.
Законом
субъекта РФ может быть предусмотрен
различный порядок расчета указанных
дотаций для бюджетов муниципальных
районов.
При составлении и (или) утверждении
бюджета субъекта РФ дотации из регионального
фонда финансовой поддержки муниципальных
районов могут быть полностью или частично
заменены дополнительными нормативами
отчислений в бюджеты муниципальных районов
от налога на доходы физических лиц.
Указанный
дополнительный норматив на очередной
финансовый год рассчитывается
как отношение расчетного объема
дотации (части расчетного объема
дотации) муниципальному району
к прогнозируемому в соответствии
с единой методикой объему
налоговых доходов от налога на доходы
физических лиц, подлежащих зачислению
в бюджеты всех уровней бюджетной системы
РФ по территории соответствующего муниципального
района.
Изменение
дополнительных нормативов отчислений
от налога на доходы физических
лиц в бюджеты муниципальных районов в
течение финансового года не допускается.
Средства, полученные
муниципальным районом по дополнительному
нормативу отчислений от налога
на доходы физических лиц сверх
объема расчетной дотации (части
расчетной дотации), изъятию в бюджет
субъекта РФ и (или) учету при последующем
распределении финансовой помощи местным
бюджетам не подлежат.
Потери бюджета
муниципального района в связи
с получением средств по дополнительному
нормативу отчислений от налога
на доходы физических лиц в объеме ниже
расчетной дотации (части расчетной дотации)
компенсации из бюджета субъекта РФ и
(или) учету при последующем распределении
финансовой помощи местным бюджетам не
подлежат.