Муниципальный бюджет как финансовая база

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:18, реферат

Описание работы

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Местный бюджет представляет собой третье звено бюджетной системы РФ. Их часто объединяют с бюджетами субъектов РФ и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер. К местным бюджетам относятся все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты посёлков, районов, городов. Исключением являются города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

     Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

    В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

    Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

     Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

     Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов, в том числе местных бюджетов, необходимыми средствами.

     Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах.

Конституция страны – основополагающий акт бюджетного права. В ней заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

    Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ , в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской Федерации.

   Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере. Рассмотрим только те полномочия федерального и регионального уровней власти, которые относятся к формированию местных бюджетов.

     В частности, к ведению РФ в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

– разграничение налогов, других доходов и полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

– определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

– определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

– установление федеральными законами порядка осуществления заимствований РФ, Смоленской области и органами местного самоуправления, управления долгом РФ, Смоленской области и органов местного самоуправления;

- установление порядка и условий  предоставления финансовой помощи  и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджету Смоленской области и местным бюджетам.

В частности в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Смоленской области относится:

– распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов Смоленской области между бюджетом Смоленской области и местными бюджетами;

– определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета Смоленской области местным бюджетам.

     Смоленской области вправе издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной территории.

Представительные органы Смоленской области вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

    В Конституции РФ зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

      Важным этапом в формировании законодательных основ местных финансов стал вышедший 25 сентября 1997 г. Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления» № 126 ФЗ. Закон регламентирует порядок формирования и использования финансовых ресурсов местного самоуправления, финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами; разграничения доходов и расходов между бюджетами.

      В статье Закона «Местные финансы» впервые определены состав местных финансов и принципы их формирования. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности этих финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

      Важным положением, впервые устанавливаемым Законом, является новый принцип формирования местных бюджетов, суть которого заключается в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.

     В Законе определяется участие органов государственной власти в развитии местных финансов, выражающееся в регулировании местных бюджетов; распределении средств, выделяемых для финансирования федеральных и региональных программ между муниципальными образованьями.

      Особое внимание в Законе уделяется процессу формирования и исполнения местных бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов.

      Виды местных налогов и сборов установлены ст. 15 Налогового кодекса РФ. Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена ст. 9 Бюджетного кодекса.

     К ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено:

– установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля над их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

– составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля над их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

– определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

– определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

– предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

– определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

– осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

     Бюджетным кодексом РФ также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. При этом представительные органы местного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и устанавливать льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

     Одним из ключевых реформ, проводимых Правительством России – реформа межбюджетных отношений. Ее задачи определены в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Правительством РФ 15 августа 2001 года.

    С учетом размеров территории многих субъектов Российской Федерации содействие налогово-бюджетной автономии местных органов власти является важнейшим элементом предлагаемой реформы.

     Здесь могут применяться те же принципы и подходы, что и в отношении автономии региональных властей: четкие расходные полномочия и ответственность, наличие адекватной налоговой базы с правом введения собственных налогов, отсутствие не финансируемых мандатов и т.д.

      В российских условиях успешное обеспечение реальной автономии местного уровня власти в огромной степени зависит от региональных властей и их интересов.

    Однако, практика показывает, что продекламированные цели и задачи в области межбюджетных отношений между уровнями власти не соответствуют реальному положению дел и по-прежнему наталкиваются на очевидное несовершенство системы межбюджетных отношений:

– отсутствие в полной мере обоснованных и законодательно закрепленных расходных полномочий для каждого уровня бюджетных отношений, особенно это касается местных бюджетов;

– отсутствие комплексных подходов к выравниванию социально-экономического развития муниципальных образований, с учетом федеральных и региональных целевых программ;

– чрезмерная централизация бюджетных доходов вышестоящими уровнями бюджетной системы усугубляет положение муниципальных образований;

– ориентация механизма предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям лишь на текущее выравнивание бюджетной обеспеченности, а не на реальные потребности муниципальных образований и их населения.

   Когда субъекты Федерации получат законодательно установленную финансовую самостоятельность, у них повысится заинтересованность в создании аналогичных условий для местных органов власти.

Таким образом, упорядочение налогово-бюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации, с одной стороны, и субъектами федерации и муниципальными образованьями, с другой стороны, станет важнейшим фактором развития эффективного местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

Заключение

      В условиях проведения политических, экономических и административных реформ в России по укреплению вертикали власти, развитию инициативы на местах возрастает потребность в повышении эффективности работы базиса всей системы – муниципальных образований.

     В дипломной работе рассмотрена стратегия формирования местного бюджета на примере бюджета муниципального образования «Шумячский район».

    Местный бюджет (бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения муниципального образования.

    Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

     Доходы бюджета носят налоговый и неналоговый характер. Основными источниками налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее распределения. Неналоговые доходы местного бюджета образуются в результате перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями.

    Местных налогов недостаточно для формирования стабильной доходной базы местных бюджетов, они составляют незначительную часть от общих доходов муниципального образования.

    Основой формирования местного бюджета являются безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней бюджетной системы. Они составляют до 65-83 % от общих доходов муниципального образования.

    Кроме того, доходы местных бюджетов образуются за счет регулирующих доходов местного бюджета, которые составляют до 35-% от общих доходов муниципального образования.

   Анализ показывает, что пока в настоящее время, доходы местных бюджетов формируются по принципу минимальной обеспеченности, достаточных, как правило, для решения текущих проблем и функций, возложенных на муниципальные образования.

    Таким образом, действия местных органов власти преимущественно связаны с «латанием дыр» и только за счет всесторонних мер по экономии бюджетных средств, выделяя незначительные ресурсы на дальнейшее развитие территории.

     Современный этап развития законодательства о налогах и сборах связан с поэтапным принятием глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации, посвященных порядку исчисления и уплаты отдельных налогов, а также применения специальных налоговых режимов.

    В настоящее время произведены существенные изменения, вносимые в законодательство о налогах и сборах, касающиеся формирования местного бюджета. Однако данные изменения в налоговом законодательстве привели к тому, что налоговые доходы муниципального образования «Шумячский район» в 2005 году по прогнозу по сравнению с 2004 годом сократятся на 5,3%.

Информация о работе Муниципальный бюджет как финансовая база