Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:07, научная работа
Цель исследования работы: раскрыть деятельность муниципальных органов власти направленную на решение проблем занятости в Астраханской области.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия занятость населения.
2. Рассмотреть органы власти в регулировании занятости населения РФ.
3. Провести анализ деятельности службы занятости населения Астраханской области.
4. Определить структурную динамику и выявить проблемы рынка занятости населения Астраханской области.
5. Рассмотреть отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения.
6. Предложить улучшения условий занятости населения и составить прогнозный сценарий развития рынка труда Астраханской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 8
1.1. Социальная сущность и содержание занятости населения. 8
1.2. Органы власти в регулировании занятости населения РФ. 15
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ) 28
2.1.Анализ деятельности службы занятости населения 28
2.2. Структурная динамика и проблемы занятости населения Астраханской области 44
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 63
3.1. Отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения. 63
3.2. Условия обеспечения занятости населения и прогнозный сценарий развития рынка. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Люди, которые
в данный момент работают по найму
или работают на себя, относятся
к занятому населению. Поэтому «занятость»
нужно рассматривать как
Уровень трудовых ресурсов определяется в процессе их использования, который характеризуется:
1) уровнем занятости трудоспособного населения общественно полезным трудом;
2) распределение трудовых ресурсов между отраслями, по территории страны и сферами хозяйства;
3) эффективностью использования рабочей силы непосредственно на производстве.
Понятие занятости тесно связано с использованием трудовых ресурсов, которое характеризуется различными формами участия в общественно полезной деятельности трудоспособного населения с получением соответствующих доходов. Так, занятость может включать в себя не только работу по найму на предприятиях, учреждениях различных форм собственности и организациях, но и работу в личном подсобном хозяйстве, самозанятость, предпринимательство, индивидуальную трудовую и творческую деятельность, занятость домашним хозяйством и воспитанием детей, исполнение общественных и государственных обязанностей, обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.
Статус занятости определяется для экономически активного населения (т.е. как для занятых, так и для безработных)
Рассмотрим понятие «статус в занятости». Данное понятие применимок такой категориинаселения, как к категории экономически активного населения, т.е. как к занятым, так и безработным18.
Классификация по статусу занятости:
1)Работодатели, как правило это лица имеющие свое собственное частное предприятие, а также лица, занятые профессиональной деятельностью, на самостоятельной основе, которые используют труд наемных работников.
2) наемные работники – это люди, которые заключили контракт на письменной или договорной основе с руководителем предприятия об осуществлении трудовой деятельности, за которую работник получает оговоренную при найме оплату наличными деньгами.
3) лица,
работающие на индивидуальной
основе – это лица, которые
получают доход, осуществляя
4) неоплачиваемые
работники семейных
5) члены коллективных предприятий, т.е. лица, работающие на предприятиях, в которых они одновременно являются членами коллектива собственников данного предприятия.
Часть населения, которая является безработными, не поддается классификации по статусу в занятости, или лица, информация о которых не дает возможности отнести их к той или иной группе по статусу в занятости.
Состав занятого населения можно выделить в две основные группы:
- на условиях
найма посредством купли –
продажи рабочей силы, в России
около 90% это наемные работники,
которые как было сказано
- на условиях
самонайма, это лица, работающие
на индивидуальной основе, которые
получают доход при этом не
используют труд наемных
В настоящее время в России разрабатываются методики планирования по внедрению программ предпринимательства и самозанятости. Основой для этого послужило формирование и развитие новых форм и видов занятости, а также поддержка малого и среднего бизнеса на основе действующих структур и расширение экономической самодеятельности граждан.
При реализации нерациональных социально – экономических реформ в России это привело к неэффективному использованию трудового ресурса страны и росту безработицы. Работодатели не могут найти и удовлетворить свои потребности в работниках определенных профессий, специальностей и квалификаций, что приводит к возникающим вакансиям, сдерживанию темпов роста объемов производства и производительности труда. На рынке труда появляются невостребованные работники, снижается уровень жизни населения, формируются группы населения, которые испытывают трудности в поиске работы20.
В процессе самозанятости населения, в частности в регионах, существует проблемы и пути их решения21:
1) перспективным
является создание новых
2) в настоящее
время нет единой региональной
политики в сфере управления
самостоятельной занятостью
3) отсутствуют
консультационные услуги и
4) Целесообразным будет привлекать долгосрочных инвесторов, тем самым образуются новые рабочие места, а также разрабатывать долгосрочные программы на основе создания новых рабочих мест за счет развития малого бизнеса и системы регулирования самозанятости населения.
Все меры,
указанные выше содействуют трудоустройству
граждан. Малый бизнес является наиболее
быстрым и сравнительно эффективным
средством смягчения
Рассмотрим
связь занятости с
При регулировании рынка труда необходимы статистические данные, которые обеспечивают своевременную подготовку кадров и обеспечивают социальную защиту населению.
Основные задачи по сбору статистических данных о занятости и безработицы:
1) измерение уровня занятости и безработицы для изучения настоящего состояния рынка труда;
2) сбор данных о численности занятых и безработных, являющихся составной частью рабочей силы населения;
3) для прогнозирования и оценки сложившейся ситуации на рынке труда необходимо изучение трудоустройства населения;
4) разработка программ занятости при непосредственном изучении состава занятых и безработных;
5) измерение взаимосвязи между доходом, занятостью и содержанием с целью разработки программ занятости;
Все эти
задачи помогают измерить предложение
рабочей силы и ее фактическое
использование. При этом используются
различные источники информации
Присоотношение уровня занятости и уровня безработицы, следует отметить, что уровень занятости снижается при росте уровня безработицы. Поэтому меры направленные на реализацию трудового потенциала общества должны быть объективными и вырабатываться на основе конкретных источников возникновения безработица, так как безработица может быть вызвана различными причинами.
Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости. Управление занятостью осуществляют органы службы занятости населения. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости должно работать около 5% общей численности службы23.
В настоящее
время при изучении занятости
населения применяют
Реализация мер содействия занятости должна проводиться с учетом социально – экономического развития региона, создания и сохранения рабочих мест. Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения.
Таким образом, основной целью управления занятостью является стимулирование спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд, а так же изучение ресурсов для трудовой деятельности, которое имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении государством соответствующей политики в области занятости населения.
Важнейшими
показателем характеризующий
Министерство труда и социального развития РФ с его органами на местах организует и возглавляет работу органов службы занятости населения.
При этом федеральные органы власти24:
1)принимают различные законодательные нормативно – правовые акты, которые регулируют общие принципы социальной политики в РФ;
2) формируют внебюджетные государственные фонды : пенсионные, занятость населения, социальное страхование;
3) разрабатывают федеральные целевые социальные программы и принимают меры, для реализации, а также финансирования их;
4) устанавливают систему федеральных минимальных социальных гарантий по оплате труда, пособий, стипендий и т.д.;
5) осуществляют финансирование объектов находящихся в федеральном ведение;
6) в случае с инфляцией, осуществляется компенсация денежных доходов и сбережение населения;
7) федеральные органы власти оказывают организационную и методологическую помощь региональным органам власти по осуществлению социальной политики.
При этом региональные органы власти :
1) разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, при имеющихся возможностях и с учетом местных условий;
2) обеспечивается функционирование учреждениям, которые находятся в ведении органов местных властей;
3) разрабатываются и реализуются нормативно – правовые акты, для регулировании занятости населения.
Достаточно
большую роль играет взаимодействие
федеральных и региональных органов
власти, они формируют единый рынок
труда, содействуют обеспечению
занятости и поддержки
В настоящее
время существует закон РФ « О
занятости населения в
Четвертая
глава этого закона посвящается
регулированию и занятости
Финансирование
мероприятий по содействию занятости
населения формируются за счет страховых
взносов работодателей, обязательных
взносов с заработка
Угроза потери работы – достаточно серьезная проблема в жизни каждого человека. Участи в процессе труда приносит некое моральное удовлетворение человеку, а так же для некоторых является единственным источником дохода. Таким образом, потеря работы приводит к снижению текущего материального уровня жизни населения, но и к появлению неуверенности в будущем, а также возникновению чувства собственной неполноценности.
Проблема занятости и трудоустройства населения сегодня является актуальной для всего человечества в целом. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что уровень безработицы неуклонно растет во всем мире.
Безработица в России имеет собственные особенности, она не обусловлена демографическими факторами, как это присуще развитым странам, она не вызвана циклическими волнами спроса и предложения, как это характерно для стран развитого капитализма. В России сохранилась монополизация рынка, конкуренция находится на низком уровне, а производительность труда оставляет желать лучшего. А если спад производства ведет к недогрузке производственных мощностей, то образуется сокращение капитальных вложений, что приводит к сокращению новых рабочих мест26.
Рисунок1 показывает ведомства, которые осуществляют сбор статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также выявляют проблемы и пути их решения.
Рисунок 1. Ведомства, которые ведут подсчет безработицы в России27
Можно отметить, что в регионах России нет абсолютной зависимости между уровнем безработицы и потребностью в работниках, т.е. создание новых рабочих мест для рабочих не является достаточным условием длянизкой или высокой безработицы.
Информация о работе Система муниципального управления занятости населения Астраханской области