Система муниципального управления занятости населения Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:07, научная работа

Описание работы

Цель исследования работы: раскрыть деятельность муниципальных органов власти направленную на решение проблем занятости в Астраханской области.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия занятость населения.
2. Рассмотреть органы власти в регулировании занятости населения РФ.
3. Провести анализ деятельности службы занятости населения Астраханской области.
4. Определить структурную динамику и выявить проблемы рынка занятости населения Астраханской области.
5. Рассмотреть отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения.
6. Предложить улучшения условий занятости населения и составить прогнозный сценарий развития рынка труда Астраханской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 8
1.1. Социальная сущность и содержание занятости населения. 8
1.2. Органы власти в регулировании занятости населения РФ. 15
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ) 28
2.1.Анализ деятельности службы занятости населения 28
2.2. Структурная динамика и проблемы занятости населения Астраханской области 44
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 63
3.1. Отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения. 63
3.2. Условия обеспечения занятости населения и прогнозный сценарий развития рынка. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Файлы: 1 файл

научная работа!итог 2.docx

— 344.16 Кб (Скачать файл)

Люди, которые  в данный момент работают по найму  или работают на себя, относятся  к занятому населению. Поэтому «занятость»  нужно рассматривать как социально  – экономическую категорию, имеющую  разную социальную направленность. С  одной стороны, она связана с  договорными правоотношениями с  наймом, которые предполагают работодатели, с другой- она отличается независимостью и самостоятельностью, присущими наиболее социально- адаптивным слоям общества.

Уровень трудовых ресурсов определяется в процессе их использования, который характеризуется:

1) уровнем занятости трудоспособного населения общественно полезным трудом;

2) распределение трудовых ресурсов между отраслями, по территории страны и сферами хозяйства;

3) эффективностью использования рабочей силы непосредственно на производстве.

Понятие занятости тесно связано с  использованием трудовых ресурсов, которое  характеризуется различными формами  участия в общественно полезной деятельности трудоспособного населения  с получением соответствующих доходов. Так, занятость может включать в себя не только работу по найму на предприятиях, учреждениях различных форм собственности и организациях, но и работу в личном подсобном хозяйстве, самозанятость, предпринимательство, индивидуальную трудовую и творческую деятельность, занятость домашним хозяйством и воспитанием детей, исполнение общественных и государственных обязанностей, обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Статус  занятости определяется для экономически активного населения (т.е. как для  занятых, так и для безработных)

Рассмотрим понятие «статус в занятости». Данное понятие применимок такой категориинаселения, как к категории экономически активного населения, т.е. как к занятым, так и безработным18.

Классификация по статусу занятости:

1)Работодатели, как правило это лица имеющие свое собственное частное предприятие, а также лица, занятые профессиональной деятельностью, на самостоятельной основе, которые используют труд наемных работников.

2) наемные  работники – это люди, которые заключили контракт на письменной или договорной основе с руководителем предприятия об осуществлении трудовой деятельности, за которую работник получает оговоренную при найме оплату наличными деньгами.

3) лица, работающие на индивидуальной  основе – это лица, которые  получают доход, осуществляя свою  деятельность самостоятельно при  этом не используя труд наемных  рабочих или используя труд  на короткий срок, как правило  это случайные или сезонные  работы.

4) неоплачиваемые  работники семейных предприятий  – это лица, которые принимают  участие в семейном бизнесе  при этом их труд не оплачивается.

5) члены коллективных предприятий, т.е. лица, работающие на предприятиях, в которых они одновременно являются членами коллектива собственников данного предприятия.

Часть населения, которая является безработными, не поддается классификации по статусу в занятости, или лица, информация о которых не дает возможности отнести их к той или иной группе по статусу в занятости.

Состав  занятого населения можно выделить в две основные группы:

- на условиях  найма посредством купли –  продажи рабочей силы, в России  около 90% это наемные работники,  которые как было сказано ранее, заключали договор или контракт с руководителями предприятий и осуществляли на определенных условиях свою трудовую деятельность.

- на условиях  самонайма, это лица, работающие  на индивидуальной основе, которые  получают доход при этом не  используют труд наемных работников19.

В настоящее  время в России разрабатываются  методики планирования по внедрению  программ предпринимательства и  самозанятости. Основой для этого послужило формирование и развитие новых форм и видов занятости, а также поддержка малого и среднего бизнеса на основе действующих структур и расширение экономической самодеятельности граждан. 

При реализации нерациональных социально – экономических  реформ в России это привело к  неэффективному использованию трудового  ресурса страны и росту безработицы. Работодатели не могут найти и  удовлетворить свои потребности  в работниках определенных профессий, специальностей и квалификаций, что  приводит к возникающим  вакансиям, сдерживанию темпов роста объемов  производства и производительности труда. На рынке труда появляются невостребованные работники, снижается уровень жизни населения, формируются группы населения, которые испытывают трудности в поиске работы20.

В процессе самозанятости населения, в частности  в регионах, существует проблемы и  пути их решения21:

1) перспективным  является создание новых рабочих  мест, которые бы отвечали хозяйственным  и социальным потребностям социума.  К примеру это может быть  открытие физическим лицом фирмы,  семейный бизнес, развитие туризма,  предоставление услуг, способствующей улучшению условий жизни и т.д.

2) в настоящее  время нет единой региональной  политики в сфере управления  самостоятельной занятостью населения  и  интеграции предпринимательских  структур и служб занятости  в данном направлении.

3) отсутствуют  консультационные услуги и вспомогательные  службы для поддержки и организации самозанятости населения.

4) Целесообразным  будет привлекать долгосрочных  инвесторов, тем самым образуются  новые рабочие места, а также  разрабатывать долгосрочные программы на основе создания новых рабочих мест за счет развития малого бизнеса и системы регулирования самозанятости населения.

Все меры, указанные выше содействуют трудоустройству  граждан. Малый бизнес является наиболее быстрым и сравнительно эффективным  средством смягчения безработицы.

Рассмотрим  связь занятости с безработицей, эти понятия являются как две  взаимодополняющие характеристики.

При регулировании  рынка труда необходимы статистические данные, которые обеспечивают своевременную  подготовку кадров и обеспечивают социальную защиту населению.

Основные  задачи по сбору статистических данных о занятости и безработицы:

1) измерение уровня занятости и безработицы для изучения настоящего состояния рынка труда;

2) сбор данных о численности занятых и безработных, являющихся составной частью рабочей силы населения;

3) для прогнозирования и оценки сложившейся ситуации на рынке труда необходимо изучение трудоустройства населения;

4) разработка программ занятости при непосредственном изучении состава занятых и безработных;

5) измерение взаимосвязи между доходом, занятостью и содержанием с целью разработки программ занятости;

Все эти  задачи помогают измерить предложение  рабочей силы и ее фактическое  использование. При этом используются различные источники информации22.

Присоотношение  уровня занятости и уровня безработицы, следует отметить, что уровень  занятости снижается при росте  уровня безработицы. Поэтому меры направленные на реализацию трудового потенциала общества должны быть объективными и вырабатываться на основе конкретных источников возникновения безработица, так как безработица может быть вызвана различными причинами.

Основной  объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости. Управление занятостью осуществляют органы службы занятости населения. Опыт развитых стран показывает, что в центральном  аппарате службы занятости должно работать около 5% общей численности службы23.

В настоящее  время при изучении занятости  населения применяют нестандартные  формы занятости, это такие формы, которые связаны с гибкостью  рынка труда и применяемых  технологий, отражающих динамику развития этого рынка. К гибким формам занятости  можно отнести: самозанятость, неполную занятость, совместительство, надомную работу и т.п.

Реализация  мер содействия занятости должна проводиться с учетом социально  – экономического развития региона, создания и сохранения рабочих мест. Носителем трудовых отношений в  обществе является работающая часть  населения.

Таким образом, основной целью управления занятостью является стимулирование спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд, а так же изучение ресурсов для трудовой деятельности, которое имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении государством соответствующей политики в области занятости населения.

1.2. Органы власти в  регулировании занятости населения  РФ.

Важнейшими  показателем характеризующий качество и уровень жизни является занятость. Существует проблема на рынке труда  – это проблема занятости населения, т.е. вовлечение людей в трудовую деятельность и обеспечение их рабочими местами, которые удовлетворяли бы их потребности. За счет этого образуется безработица в РФ.

Министерство  труда и социального развития РФ с его органами на местах организует и возглавляет работу органов  службы занятости населения.

При этом федеральные органы власти24:

1)принимают различные законодательные нормативно – правовые акты, которые регулируют общие принципы социальной политики в РФ;

2) формируют внебюджетные государственные фонды : пенсионные, занятость населения, социальное страхование;

3) разрабатывают федеральные целевые социальные программы и принимают меры, для реализации, а также финансирования их;

4) устанавливают систему федеральных минимальных социальных гарантий по оплате труда, пособий, стипендий и т.д.;

5) осуществляют финансирование объектов находящихся в федеральном ведение;

6) в случае с инфляцией, осуществляется компенсация денежных доходов и сбережение населения;

7) федеральные органы власти оказывают организационную и методологическую помощь региональным органам власти по осуществлению социальной политики.

При этом региональные органы власти :

1) разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, при имеющихся возможностях и с учетом местных условий;

2) обеспечивается функционирование учреждениям, которые находятся в ведении органов местных властей;

3) разрабатываются и реализуются нормативно – правовые акты, для регулировании занятости населения.

Достаточно  большую роль играет взаимодействие федеральных и региональных органов  власти, они формируют единый рынок  труда, содействуют обеспечению  занятости и поддержки работников.

В настоящее  время существует закон РФ « О  занятости населения в Российской Федерации»25, в котором действую семь глав.

Четвертая глава этого закона посвящается  регулированию и занятости населения, в которой идет речь о федеральной  государственной службе занятости  населения деятельность которой  направлена на реализацию и разработку федеральных, территориальных и  других целевых программ содействия занятости населения, которые находятся  под риском увольнения, гражданам, которые  испытывают трудности в поиске работы и нуждаются в социальной защите.

Финансирование  мероприятий по содействию занятости  населения формируются за счет страховых  взносов работодателей, обязательных взносов с заработка работников, выделение средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Угроза  потери работы – достаточно серьезная  проблема в жизни каждого человека. Участи в процессе труда приносит некое моральное удовлетворение человеку, а так же для некоторых  является единственным источником дохода. Таким образом, потеря работы приводит к снижению текущего материального уровня жизни населения, но и к появлению неуверенности в будущем, а также возникновению чувства собственной неполноценности.

Проблема  занятости и трудоустройства  населения сегодня является актуальной для всего человечества в целом. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что уровень безработицы неуклонно растет во всем мире.

Безработица в России имеет собственные особенности, она не обусловлена демографическими факторами, как это присуще развитым странам, она не вызвана циклическими волнами спроса и предложения, как  это характерно для стран развитого  капитализма. В России сохранилась  монополизация рынка, конкуренция  находится на низком уровне, а производительность труда оставляет желать лучшего. А если спад производства ведет к  недогрузке производственных мощностей, то образуется сокращение капитальных  вложений, что приводит к сокращению новых рабочих мест26.

Рисунок1 показывает ведомства, которые осуществляют сбор статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также выявляют проблемы и пути их решения.


 

 

 


 

 


 

 

Рисунок 1. Ведомства, которые ведут подсчет безработицы в России27

Можно отметить, что в регионах России нет абсолютной зависимости между уровнем безработицы и потребностью в работниках, т.е. создание новых рабочих мест для рабочих не является достаточным условием длянизкой или высокой безработицы.

Информация о работе Система муниципального управления занятости населения Астраханской области