Система муниципального управления занятости населения Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:07, научная работа

Описание работы

Цель исследования работы: раскрыть деятельность муниципальных органов власти направленную на решение проблем занятости в Астраханской области.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия занятость населения.
2. Рассмотреть органы власти в регулировании занятости населения РФ.
3. Провести анализ деятельности службы занятости населения Астраханской области.
4. Определить структурную динамику и выявить проблемы рынка занятости населения Астраханской области.
5. Рассмотреть отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения.
6. Предложить улучшения условий занятости населения и составить прогнозный сценарий развития рынка труда Астраханской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 8
1.1. Социальная сущность и содержание занятости населения. 8
1.2. Органы власти в регулировании занятости населения РФ. 15
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ) 28
2.1.Анализ деятельности службы занятости населения 28
2.2. Структурная динамика и проблемы занятости населения Астраханской области 44
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 63
3.1. Отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения. 63
3.2. Условия обеспечения занятости населения и прогнозный сценарий развития рынка. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Файлы: 1 файл

научная работа!итог 2.docx

— 344.16 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время значительная часть россиян  не готова к смене жительства ради трудоустройства на хорошую работу, и отношение к поиску работы носит пассивный характер. Например, количество безработных зарегистрированных в службах занятости населения на март 2011 года составляло 1,6 млн. человек, а потребность в трудовом персонале составила 1 млн. человек. Можно сделать вывод о том, что спрос есть, как и предложение, но уровень безработицы не снижается.

На сегодняшний  день по данным Росстата за октябрь 2011 года – январь 2012 года, уровень безработицы  в большинстве российских регионов остается невысоким, но тем не менее  ситуация с безработицей остается актуальна  и также существует ряд регионов, которые занимают последние места  в рейтинге по уровню безработицы. 

По данным приведённым в таблице 1 можно сделать вывод о том, что к регионам с высоким уровнем безработицы относят: Республику Дагестан, Кабардино – Балкарскую Республику, Республику Калмыкия, Республику Тыва, Чеченскую Республику, Республику Ингушетия. Это те регионы, в которых значительную роль в экономическом развитии играют легкая промышленость, машиностроение, предприятия военно – промышленного комплекса.

Таблица 1.

Рейтинг регионов России по уровню безработицы28

Место

Регион

Уровень безработицы, %

Количество безработных, тыс. чел.

75

Курганская область

10,8

49,2

76

Забайкальский край

11,0

59,3

77

Республика Алтай

12,4

12,8

78

Республика Дагестан

12,5

162,5

79

Кабардино-Балкарская Республика

12,6

52,0

80

Республика Калмыкия

15,2

21,2

81

Республика Тыва

24,2

31,8

82

Чеченская Республика

36,3

187,4

83

Республика Ингушетия

49,1

123,8

 

Российская Федерация

6,3

4773,2




 

Еще одна причина, которая способствует повышению  уровня безработицы это переход  на новые технологии, приводящие к сокращению численности работников, все больше и больше в производстве используются машины, автоматы которые заменяют человеческий ресурс. Это пользуется популярностью у многих производителей, так как машина может работать долго, без перерывов и выходных и при этом приносить постоянный доход, что не скажешь о человеческом факторе. У человека в любой момент может что-то случится дома и ему приходиться отлучаться от работы на некоторое время, также здоровье человека не всегда на высшем уровне, что позволяло бы работать без выходных и отпусков. Существует ряд причин, по которым человеческий фактор уступает машинам.

Согласно  исследованиям американского ученого  А.Оукена, каждые 2% повышения реального  объема производства сокращают уровень  безработицы, а каждые 2% сокращения реального рационального производства увеличивают уровень безработицы  на 1% по сравнению с ее естественным уровнем29.

Еще одной  проблемой на сегодняшний день является такая ситуация, когда на рынке  труда более 30% населения является безработными, при этом они имеют среднеспециальное или высшее инженерно – техническое образование.

 

Рисунок 2.Распределения численности безработных по полу30

Данныйрисунок показывает долю численности безработных мужчин и женщин на август 2011 года. Уровень безработных мужчин составляет - 58,6%, а женщин – 50,8%. Причем женщин на 7,8% меньше, чем мужчин. Такая разница между полами зависит от возраста человека : чем возраст ближе к 30 годам, тем меньше проявляется различие между мужчинами и женщинами в возможности трудоустройства по специальности.

В первом параграфе шла речь о частичной или неполной занятости населения, которая предполагает занятость в течение неполной рабочей недели или неполного рабочего дня. С одной стороны, это вызывает недовольство у людей, так как они считают, что это приводит к росту конкуренции на рынке труда, но есть и та часть населения, которые считают, что это достаточно удобно в повседневной жизни, так как можно совмещать семью или учебу с работой. Можно проанализировать данные за 2011 год и до марта 2012 года по динамики численности рабочих, работавших неполное рабочее время.

По данным таблицы 2 работали неполное рабочее время в 2011 году 2079,7 тыс. человек, по инициативе работодателя составило 808,9 тыс. человек, а по соглашению между работником и работодателем составило 1270,8 тыс. человек. Также не малое количество тыс. человек составило такая категория людей, которые находились в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника – 1010,5 тыс. человек. Более всего предпочтительней оказалась категория людей, которые имели отпуска без сохранения з/п по заявлению работника их количество составило 7322,1 тыс. человек.

 По  данным за 2012 год за три месяцы  можно сказать, что наблюдается  снижение работников, которые работали  неполное рабочее время (январь, февраль и март 2011г. – 622,5 тыс.  чел, январь, февраль и март 2012 г. – 509,2 тыс. чел) , но по таким  категориям как находились в  простое и имели отпуска без  сохранения з/п показатели оказались  выше по сравнению с 2011 годом  за январь, февраль и март, в  2012 г. за первые три месяца  находились в простое  - 280,3 тыс.  чел, за 2011 за первые три месяца  – 273,9. Имели отпуска без сохранения  з/п за 2012 – 1741,7 и за 2011 за первые  три месяца – 1625,1.

Таким образом,  по данным Росстата в марте 2012 года списочная численность работников, которые работали неполное время, в  организациях составляет 1,0%, в феврале 2012 года – 1,1% это говорит о том  что, общая численность работников пошла на снижение.

Таблица 2.

Динамика численности работников, работавших неполное рабочее время31

 

Работали неполное рабочее время

Находились в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника

Имели отпуска без сохранения з/п  по заявлению работника.

 

По инициативе работодателя

По соглашению между работником и  работодателем

 

-

-

 
 

тыс. человек

-

тыс. человек

-

тыс. человек

-

тыс. человек

-

     

2011

год

       

1.

808,9

-

1270,8

-

1010,5

-

7322,1

-

     

2012

год

       
 

тыс. чел.

в % к предыдущ. месяцу

тыс. человек

в % к предыдущ. месяцу

тыс. чел.

в % к предыдущ. мес.

тыс. чел.

в % к предыдущ. месяцу

Январь

63,0

105,1

104,1

106,0

116,8

77,9

544,7

81,8

Февраль

76,6

121,5

105,3

101,1

91,2

78,1

599,5

110,1

Март

61,9

80,9

98,3

93,4

72,3

79,3

597,5

99,7




 

Доля  работников, находившихся в простое  по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в марте 2012 года составила 0,4% от списочной  численности работников, а в феврале 2012 года – 0,6% от списочной численности  работников.

Рассмотрим и проанализируем данные экономически активного населения и уровень безработицы за 2010 и 2011 год .

 

Рисунок 3. Численность экономически активного населения за 2010 год, млн. чел.32

Рисунок 4. Уровень безработицы за 2010 год, %

 

Рисунок3 и 4 показывают численность экономически активного населения и уровень безработицы за 2010 год, средняя численность экономически активного населения составляет 301,79,в том числе занятые – 279,14 и безработные – 22,65 млн. чел. Наиболее высокий уровень экономически активного населения наблюдается в III квартале, занятые там составляют  71,06 и безработные 52,12  млн. человек.

Уровень безработицы в 2010 году в  среднем  составил 7,5 %. Наиболее высокий уровень  безработицы наблюдается в I квартале – 8,8%.

 

Рисунок 5. Численность экономически активногонаселенияза2011 год, млн. чел.33

 

Рисунок 6. Уровень безработицы за 2011 год, %34

 

Рисунок5 и 6 показывают численность экономически активного населения и уровень безработицы за 2011 год, где в целом за год средняя численность экономически активного населения составило 302,9 млн. человек, при этом занятые – 282,9 и безработные – 20 млн. человек. Как показано на диаграмме наиболее высокий показатель экономически активного населения наблюдалось в III квартале, средний показатель его составил 76,7 тыс. человек. Занятые составили 71,9 и безработные 4,8 млн. человек.

Средний уровень безработицы за 2011 год составил 6,65 %, как показано на диаграмме самый высокий уровень безработицы наблюдался в I квартале в среднем он составил 7,5 %.

Таким образом  проанализировав данные за 2010 и 2011 года можно сделать вывод о том , что уровень безработицы в 2011 году сократился по сравнению с 2010 годом на 0,85%. По данным Росстата самый высокий уровень безработицы за период кризиса был в 2009 году, в 2009 – 2010 благодаряреализации программ по стабилизации на рынке труда, ситуация на рынке труда начала приходить в более приемлемый уровень. И как видно в 2011 году показатели по уровню безработицы были ниже, чем в 2010 году.

Численность экономически активного  населения  в России в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 на 1 110 000 человек , как и количество занятых увеличилось на 3 760 000 человек. Это положительно сказывается на рынке труда, так как количество безработных сократилось в 2011 году на 2 650 000 человек.

Вывод. В  данной главе была рассмотрена социальная сущность и содержание занятости  населения ее понятие, формы и  структура, а также задачи направленные на реализацию занятости населения. Во втором параграфе рассматривались органы власти в регулировании занятости населения в Российской Федерации.

Основной  целью в управлении занятостью является стимулирование спроса на рабочую силу и в приближении структуры  предложения труда к структуре  спроса на труд, а так же изучение ресурсов для трудовой деятельности, которое имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении государством соответствующей политики в области занятости населения.

Исходя  из этого на рынке труда существуют органы в регулировании занятости  населения Российской Федерации. Это  Федеральная служба Государственной статистики, Федеральная служба по труду и занятости, Министерство здравоохранения и социального развития все эти органы ведут подсчет безработицы в России. На основании данных была изучена ситуацию на рынке труда по уровню безработицы и численности экономически активного населения за 2010 и 2011 год и выявлено, что в целом за 2011 год уровень безработицы снизился по России, но это не достаточно хороший показатель в сравнении с отдельными странами мира.

 

Рисунок 7. Уровень безработицы в России и отдельных странах мира в январе 2011 года

Таким образом, уровень безработицы  в России, Канаде и Великобритании равны. В целом показатель не самый  высокий, но тем на менее безработица  остается на сегодняшний день, и  избавиться от нее довольно сложно.

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ)

2.1.Анализ деятельности службы занятости населения

Агентство по занятости населения Астраханской области является исполнительным органом  государственной власти Астраханской области, осуществляющим переданные полномочия в области содействия занятости  населения. На основании постановления  Губернатора Астраханской области  от 08.11.2006 № 493 агентство  включено в  структуру органов исполнительной власти Астраханской области. Положение  об агентстве,  предельная численность  работников агентства  и годовой  фонд оплаты труда утверждены Постановлением Правительства Астраханской области  от 28.12.2006 № 449-П35.

Руководитель  агентства по занятости населения  А.А.Абдуллаев в соответствии с  утвержденной структурой  имеет  двух заместителей, курирующих определенные направления деятельности агентства. В составе агентства 7 самостоятельных  отделов:

Информация о работе Система муниципального управления занятости населения Астраханской области