Система муниципального управления занятости населения Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:07, научная работа

Описание работы

Цель исследования работы: раскрыть деятельность муниципальных органов власти направленную на решение проблем занятости в Астраханской области.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия занятость населения.
2. Рассмотреть органы власти в регулировании занятости населения РФ.
3. Провести анализ деятельности службы занятости населения Астраханской области.
4. Определить структурную динамику и выявить проблемы рынка занятости населения Астраханской области.
5. Рассмотреть отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения.
6. Предложить улучшения условий занятости населения и составить прогнозный сценарий развития рынка труда Астраханской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 8
1.1. Социальная сущность и содержание занятости населения. 8
1.2. Органы власти в регулировании занятости населения РФ. 15
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ) 28
2.1.Анализ деятельности службы занятости населения 28
2.2. Структурная динамика и проблемы занятости населения Астраханской области 44
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 63
3.1. Отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения. 63
3.2. Условия обеспечения занятости населения и прогнозный сценарий развития рынка. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Файлы: 1 файл

научная работа!итог 2.docx

— 344.16 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 22.Отраслевая структура спроса на рабочую силу59

По таким рабочим профессиям, как водитель автомобиля, овощевод, разнорабочий, сторож (вахтер), подсобный рабочий, рыбак прибрежного лова, рабочий по благоустройству населенных пунктов, уборщик производственных помещений, рабочий растениеводства, обработчик рыбы, тракторист, монтер пути, егерь, повар, рабочий зеленого хозяйства, машинист насосных установок, стропальщик, горничная, грузчик, кладовщик, оператор котельной, продавец непродовольственных товаров, слесарь, оператор ЭВМ, количество заявленных вакансий было значительно меньше числа граждан, имеющих эти профессии, зарегистрированных в службе занятости на 1 января 2012 года.

В структуре  потребности рынка труда удельный вес предлагаемых вакантных мест для специалистов и служащих составил 30% в общем числе вакансий.

Преобладал  спрос на бухгалтеров, предпринимателей, менеджеров, специалистов различной  направленности, сестер медицинских, охранников, агентов страховых, социальных работников, юристов, администраторов, делопроизводителей. При этом количество данных специалистов, зарегистрированных в службе занятости,  зачастую  превышало спрос на них.

Процесс трудоустройства ищущих работу граждан  затруднен из-за дисбаланса спроса и предложения по уровню образования, квалификации, отсутствия требуемого стажа и опыта работы. Имеют  место отказы безработных граждан  от направлений службы занятости  из-за неподходящей зарплаты, условий  труда, режима  и  отдаленности места  работы.

Одним из факторов, оказывающих влияние на рынок труда и трудоустройство  безработных граждан, является тарифно-квалификационное несоответствие спроса и предложения  рабочей силы. Заявленные работодателями вакансии не всегда заполняются из-за несоответствия профессиональных качеств  лиц, ищущих работу, требованиям, которые  предъявляют работодатели.

Значительная  часть потребности в работниках представлена вакансиями на временные, общественные, сезонные работы. По-прежнему ощущается недостаток постоянных рабочих  мест, особенно в сельской местности.

По состоянию  на 01.01.2012г. около 75% заявленных работодателями вакансий заявлено в г. Астрахани, а  более 65% безработных граждан проживают  в районах области, где большинство  вакансий находится в районных центрах  или крупных поселениях. Проблема транспортной доступности препятствует трудоустройству на них безработных, проживающих в отдаленных населенных пунктах. 

Существенно затрудняет процесс трудоустройства граждан, зарегистрированных в службе занятости  в поиске работы, несоответствие спроса и предложения на рынке труда  области по уровню заработной платы, не востребованность части вакансий  из-за  невысокой оплаты труда. За 2011 год работодателями было заявлено 31165 вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума в Астраханской области, что составляет лишь 48,6% от общего числа заявленных вакансий.

При этом стоит  отметить, что на 1 января 2012 года в  целом по области доля вакансий с  заработной платой выше прожиточного минимума возросла по сравнению с 1 января 2011 года с 67,5% до 68,2%.

Несмотря  на всю положительную динамику изменения  рынка труда и занятости в  целом. На сегодняшний день в Астраханской области по прежнему существуют проблемы занятости населения, где спрос и предложение  рабочей силы на рынке труда зависят от влияния демографических, миграционных, экономических, образовательных, социальных и других факторов.

В настоящее  время рынок труда Астраханской области  испытывает последствия  финансового кризиса не только 2008, но и 2009 года, обусловившие нестабильное финансово-экономическое состояние  ряда организаций. 

Анализ сферы  занятости показывает, что  на региональном рынке труда сохраняются его  основные проблемы:

  1. несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по территориальному размещению трудовых ресурсов и рабочих мест, профессиональному, тарифно-квалификационному признаку, уровню оплаты труда, что сдерживает трудоустройство граждан, обратившихся  в органы службы занятости;
  2. сезонный характер работ в муниципальных районах области, в основном связанных с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой.
  3. несоответствие объемов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях спросу на рабочую силу в профессиональном разрезе, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников и их переподготовке;
  4. высокая дифференциация территориальных рынков труда, различия в ситуации на рынках труда областного центра и муниципальных районов, обусловленные специализацией в значительной степени на сельскохозяйственном производстве и рыбодобыче, наличие в сельской местности населенных пунктов, не имеющих работодателей, а также поселений с низким уровнем занятости проживающего в них трудоспособного населения;
  5. сложности в трудоустройстве отдельных социально-демографических групп населения (женщин в период отпуска  по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также имеющих малолетних детей, молодежи, особенно выпускников учебных заведений, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного возраста и других категорий), имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы;
  6. проблемы занятости  инвалидов, родителей,  воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

Для решения выявленных проблем были поставлены следующие задачи:

  1. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  2. повышение конкурентоспособности безработных и не занятых трудовой деятельностью граждан на рынке труда;
  3. содействие временному трудоустройству безработных граждан;
  4. обеспечение социальной поддержки безработных граждан.
  5. содействие трудоустройству незанятых инвалидов, многодетных родителей,  родителей, воспитывающих детей-инвалидов

Важнейшими направлениями деятельности органов службы занятости являются содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников, которое предусматривает обеспечение трудоустройства граждан, обратившихся в поиске работы, путем подбора подходящих вакансий, работодателям – необходимых кадров, а также совершенствование взаимодействия и расширение контактов с работодателями для пополнения банка вакансий, повышения эффективности трудоустройства населения. Данная задача решает проблему несоответствия спроса предложению. 

Для решения третьей и пятойпроблем необходимо провести профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, профессионально ориентировать  население, особенно молодежь, не имеющую профессиональную подготовку, а также социальную адаптацию безработных граждан, направленную на повышение мотивации к трудовой деятельности, обучение навыкам активного самостоятельного поиска работы в целях повышения возможности трудоустройства и минимизации сроков поиска работы.

Решение второй и четвертой проблем. Временное трудоустройство безработных граждан предусматривает применение  различных форм занятости  в период активного поиска постоянной работы, а для учащейся молодежи - в свободное от учебы время, а также поддержку доходов безработных граждан в период участия во временных работах. Это направление особенно актуально для безработных жителей муниципальных районов области, где преобладают работы временного и сезонного характера.

В целом для обеспечения возможности получения средств для удовлетворения основных жизненных потребностей в период безработицы, а также во время прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости и для безработных предпенсионного возраста, оформленных на досрочную пенсию необходимо проводить  социальную поддержку безработных граждан  в виде пособий по безработице и материальной помощи.

Последняя задача является решением шестой проблемы. Заключается в том, чтобы обеспечить условия для  той категории людей, которая  испытывает трудности в поиске работы, в числе которых инвалиды, родители, воспитывающие детей инвалидов.

 

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.

3.1. Отраслевые целевые  программы как способ обеспечения  занятости населения.

Кризис 2008 года оказал негативное влияние  на рынок труда. Это привело к  росту уровня безработицы, возникли трудности с трудоустройством граждан, нехватка рабочих мест и т.д. Наряду с этим были реализованы программы  по стабилизации ситуации на рынке  труда. Итоги программ свидетельствуют  о том, что ситуация на рынке труда  постепенно приходила в норму.

Исходя  из этого агентством по занятости  населения Астраханской области  была разработана отраслевая целевая  программа «Содействие   занятости  населения Астраханской области  на 2011-2013 годы»60.

Содействие  трудоустройству ищущих работу граждан, стабилизация и снижение безработицы  на региональном рынке труда, оказание социальной поддержки безработным  гражданам предполагают осуществление  комплекса мероприятий, увязанных  по срокам, источникам финансирования, требующих координации деятельности областных государственных казенных учреждений - центров занятости населения, заинтересованных  исполнительных органов государственной власти Астраханской области, работодателей,  и реализуемых программными методами.

Основная  цель отраслевой целевой программы  «Содействие   занятости  населения  Астраханской области на 2011-2013 годы»  заключается в обеспечение защиты граждан от безработиц и содействие в трудоустройстве.

Срок  реализации программы предусматривается  в течение 2011 – 2013 годов.

Контроль  за реализацией Программы осуществляется агентством по занятости населения  Астраханской области.

В предыдущем параграфе были изложены проблемы на региональном рынке труда в сфере занятости и предложены задачи по решениювыявленных проблем. В рамках реализации программы Содействия занятости населения были указаны мероприятия для реализации поставленных задач. Исполнителем по мероприятиям выступает агентство по занятости населения Астраханской области ОГКУ ЦЗН, финансирование осуществляется, в зависимости от мероприятий, за счет субвенций федерального бюджета Астраханской области и средства работодателей.

Для выполнения Задачи 1.Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников, действуют следующие мероприятия:

1.1. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

1.2.Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда в Астраханской области.

Длявыполнения Задачи 2.Повышение конкурентоспособности безработных и не занятых трудовой деятельностью граждан на рынке труда, действуют следующие мероприятия:

2.1Организация проведения оплачиваемых общественных работ.

2.2. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

2.3. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних

граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное  от учебы время.

2.4. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.

2.5. Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи в случае их регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.

2.6. Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

2.7. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Длявыполнения Задачи 3.Содействие временному трудоустройству безработных граждан, действуют следующие мероприятия:

3.1. Профессиональное  обучение безработных граждан,  в том числе по строительным  профессиям для замещения иностранных работников.

3.2. Профессиональная подготовка,переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

3.3. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

Для выполнения Задачи 4.Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, действуют следующие мероприятия :

4.1. Выплата пособий  по безработице, в том числе материальная помощь.

4.2. Оформление безработным гражданам пенсий досрочно.

4.3. Выплата стипендий  гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональное обучение.

Информация о работе Система муниципального управления занятости населения Астраханской области