Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Структурно курсовая работа состоит из трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены: бюджетное устройство Республики Беларусь, бюджетные права местных органов власти, теоретические аспекты категории "доходы местных бюджетов", методы их планирования и распределения, а также процесс исполнения бюджета по доходам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛОЦКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
На тему: «Доходы местных бюджетов
(на
примере Новополоцкого
городского исполнительного
комитета)»
Новополоцк
2007
Бюджет в условиях переходной экономики становится одним из важнейших и главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования экономического положения в стране – наиболее эффективными. Сфера действия бюджета в рыночной экономике значительна. Она охватывает материальное производство и непроизводственную сферу, отдельные регионы и страну в целом.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные региональным органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты в интересах населения, проживающего на конкретной территории.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование регионального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий постоянно расширяется.
Использование бюджета как инструмента управления экономикой определено Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». Государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения денежных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и обеспечивает управление внутрибюджетными отношениями, т.е. опосредованно, через бюджетные отношения влияет на экономические процессы на макро- и микроуровнях.
Доходы бюджета любого уровня представляют собой определенные экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования бюджетных расходов ведется с момента обретения республикой суверенитета. В современных условиях органам местного самоуправления нужно научиться так строить свою деятельность, чтобы ее результаты не только самоокупались, но и приносили прибыль, дающую возможность финансировать дальнейшие преобразования.
Объектом исследования данной курсовой работы является новополоцкий городской исполнительный комитет. Предметом исследования - доходная часть бюджета г. Новополоцка.
цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Структурно курсовая работа состоит из трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены: бюджетное устройство Республики Беларусь, бюджетные права местных органов власти, теоретические аспекты категории "доходы местных бюджетов", методы их планирования и распределения, а также процесс исполнения бюджета по доходам.
Во второй главе проведен детальный анализ доходной части бюджета г.Новополоцка за 2007г.
Третья
глава посвящена выделению
1.1. Роль местных бюджетов в бюджетной системе
Республики Беларусь
Бюджетное
устройство в Республике Беларусь основывается
на принципах единства бюджетной системы,
полноты, реальности, гласности и самостоятельности
всех бюджетов, входящих в бюджетную систему
Республики Беларусь, и определяется административно-
Единство бюджетной системы обеспечивается засчет единой законодательной базы, единой формы бюджетной документации, использования единой бюджетной классификации, представления необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованных принципов бюджетного процесса.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств [6].
Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати.
Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.
Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Консолидированный
бюджет - совокупность бюджетов Республики
Беларусь или ее соответствующей
административно-
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.
Министерство
финансов Республики Беларусь и местные
финансовые органы ежегодно составляют
консолидированные бюджеты
В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Доходы
бюджета каждой административно-
Установление
на всей территории Республики Беларусь
республиканских налогов
Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» и законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год.
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группировочных кодов, основанной на их экономической характеристике, и обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства.
Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.
Сбалансированность
бюджетов всех административно-
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.
Предельные размеры дефицита бюджетов районов и городов областного подчинения определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов в пределах уровня дефицита, установленного для бюджетов областей и города Минска, для бюджетов городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов - вышестоящими местными Советами депутатов.
Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, местных бюджетов - решениями соответствующих Советов депутатов.
Для сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов могут выделяться дотации из вышестоящих бюджетов.
Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов Национального банка Республики Беларусь и других источников.
Систему и экономическую базу местного управления и самоуправления в Республике Беларусь и основы правового положения органов местного управления и самоуправления закрепляет и определяет Закон РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Местное управление - это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Местное
самоуправление в Республике
Беларусь - это форма организации
и деятельности граждан для
самостоятельного решения непосредственно
или через избираемые ими
органы социальных, экономических,
политических и культурных вопросов
местного значения исходя из
интересов населения и
особенностей развития административно-