Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Структурно курсовая работа состоит из трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены: бюджетное устройство Республики Беларусь, бюджетные права местных органов власти, теоретические аспекты категории "доходы местных бюджетов", методы их планирования и распределения, а также процесс исполнения бюджета по доходам.
В
последнее время ощущается
• максимальное сокращение встречных финансовых потоков во взаимоотношениях республиканского и местных бюджетов;
• ясность, прозрачность и гласность межбюджетных отношений.
Что касается конкретных мероприятий, то представляется целесообразным дальнейшее развитие уже наметившихся тенденций. Так, в течение последних трех лет законодательством республики местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать ставки земельного и налога на недвижимость, что служит надежным источником дополнительного финансирования строительства, капитального ремонта объектов социальной сферы, благоустройства города.
Однако, воспользовавшись таким правом, местные Советы депутатов увеличат базовые показатели по данным доходным источникам на планируемый бюджетный год. То есть, предприятия данной территории получат дополнительную налоговую нагрузку. Сегодня Новополоцк, как и республика в целом, проводит малую приватизацию. Доходы от нее поступают в бюджет. Но, финансируя из этих средств социальную сферу, муниципалитеты не развивают инвестиционную часть бюджета. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо предпринять следующее:
1.
Придать целевые назначения
2. При планировании доходов не включать в базовые данные средства от приватизации, придав им целевое назначение и предоставив право их использования местным органам на региональном уровне. Или же дифференцировать эти средства, используя часть на текущие расходы, а другую — на капитальные вложения.
3.
Разрешить использование части
средств местного целевого
Категория доходы неразрывно связана с категорией расходы. И поэтому, сокращение нерациональных расходов — еще один весьма значимый источник финансирования социально-экономического развития. Но, с одной стороны, учитывая, что в последнее время бюджет имеет социальную направленность и его исполнение проходит достаточно сложно существующей уровень инфляции, вся экономия бюджетных средств в основном уходит на текущее финансирование. С другой стороны, экономия средств, включая и сокращение штатов органов управления, учреждений здравоохранения, образования, и в других отраслях приводит к уменьшению базы при планировании ассигнований на следующий год. Поэтому, экономия средств, полученных от сокращения расходов, должна, во-первых, оставаться в распоряжении территорий и учитываться при планировании, а, во-вторых, направляться на инвестиции. Таким образом, повысится заинтересованность местных органов власти и управления в экономии и сокращении расходов бюджета.
По мнению заместителя заведующего финотделом и одновременно начальника бюджетной инспекции Малецкой Л, И. целесообразно так же вместо отчислений из фонда финансовой поддержки регионов повысить нормативы отчислений от регулирующих налогов и доходов. Увеличение количества работников отдела по планированию и экономическому анализу, по мнению Скаковской А. И. благотворно скажется на самом процессе планирования доходной части местного бюджета г. Новополоцка.
Проходящие
в экономике трансформационные процессы
усилили нагрузку на местные бюджеты,
которые несут сегодня около 70% всех расходов
государства на социально-культурную
сферу, что требует нового подхода к проблеме
укрепления их доходной базы, сокращения
потока перераспределяемых средств, повышения
заинтересованности органов местного
управления и самоуправления в увеличении
поступлений. Совершенствовать систему
формирования местных бюджетов представляется
возможным при изменении подходов к распределению
Фонда финансовой поддержки административно-
Среди основных направлений совершенствования системы финансовой поддержки бюджетов главное место занимает внедрение принципов объективности расчета финансовой помощи и стимулирующего характера финансовой поддержки.
Реализация целевой функции трансфертов - обеспечение возможности органам местного самоуправления в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью финансировать закрепленные за ними расходы и предоставление доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, вне зависимости от места их проживания. Не препятствуя при этом достижению:
При одних и тех же исходных данных и объеме ФФП выравнивание бюджетной обеспеченности может проводиться по двум принципам.
Первый — выравнивание до гарантированного минимума: бюджетная обеспеченность всех дотационных районов в результате распределения трансфертов повышается до одного и того же максимально возможного при заданном объеме ФФП уровня. В данном случае весь объем финансовой помощи концентрируется только в наименее обеспеченных районах, однако при этом они лишаются стимулов для саморазвития.
Решить
эту задачу возможно через принцип
экономической
Для того чтобы финансовая помощь носила объективный характер и стимулировала усилия властей-получателей к мобилизации бюджетных доходов, предлагается стимулирующий вариант распределения трансфертов, который заключается в следующем. ФФП разделяется на две части, каждая из которых распределяется по своим критериям: первая — по принципу гарантированного минимума, вторая — по принципу экономической заинтересованности.
Критериями распределения первой части фонда являются численность населения по районам и норматив минимальной бюджетной обеспеченности на одного жителя, который утверждается ежегодно Законом о бюджете. Задача этого показателя сводится к выравниванию расходных потребностей в регионах на основе оценки необходимых (минимальных) потребностей населения по статьям бюджетных расходов.
Проблема распределения второй части фонда, связанной со стимулированием экономической заинтересованности, состоит в определении объективных критериев, таких как: обобщающие показатели — валовой региональный продукт (ВРП), коэффициент доходности территории; частный показатель - налоговые ресурсы региона.
Таким образом, местные органы власти и управления должны постоянно искать дополнительные источники для удовлетворения местных потребностей, стремиться к сокращению нерациональных расходов, разрабатывать и утверждать мероприятия по экономии бюджетных средств. Причем все это должно иметь место во всех направлениях деятельности: строительном комплексе, сфере обслуживания, жилищно-коммунальном хозяйстве, социально-культурной сфере.
Все
предложенные меры положительно скажутся
на улучшении финансового обеспечения
социально-экономического развития территорий,
а также приведут к дальнейшему формированию
на законодательном уровне равных условий
финансирования учреждений, социальных
программ, выплаты дотаций и преференций
организациям, а также в конечном итоге
приведут к увеличению доходов местных
бюджетов, а соответственно повысят уровень
управления местными финансами.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы. В первую очередь они представлены местными бюджетами, которые являются финансовой базой местных органов власти.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. В настоящее время в республике функционируют 1664 местных бюджета. Бюджеты всех уровней связаны между собой сложными отношениями, регулирующими бюджетные потоки в процессе распределения государственных доходов и расходов,— межбюджетными отношениями.
Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.
В
соответствии с территориальными уровнями
местных Советов бюджеты
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей — налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность.