Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Структурно курсовая работа состоит из трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены: бюджетное устройство Республики Беларусь, бюджетные права местных органов власти, теоретические аспекты категории "доходы местных бюджетов", методы их планирования и распределения, а также процесс исполнения бюджета по доходам.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существовали и существуют три основных канала денежных поступлении в бюджет:
1.
Государственное имущество,
2.
Обязательные платежи
3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки и др.
В зависимости от плательщика, доходы можно разделить на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т. е. предприятий, организаций, других коммерческих структур, а вторую — от физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета и республики. Одновременно увеличивается доля платежей в результате расширения объектов налогообложения, а также роста доходов отдельных групп граждан. Четко выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и физических лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных ресурсов и др. [8].
Сфера деятельности позволяет разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры и ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства и т. п.). Платежи зависят также от вида предприятия, формы его управления, организации коммерческой деятельности.
Особое значение имеет их группировка по основным объектам обложения, к которым относятся: прибыль, доходы, капитал, имущество, природные ресурсы, земля, фонд оплаты труда, обороты по реализации продукции, работ и услуг (или их добавленной стоимости) и др.
Налоги – основа доходной части бюджета любого уровня. Главное назначение налогов — пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, которые взимаются в бюджет. Это понятие характеризует весьма важную особенность налогов, их форму и внешнее проявление. Если рассмотреть их материальное содержание, то налоги — та часть национального дохода, которая взимается у субъектов хозяйствования и населения на общегосударственные нужды. Однако экономическая природа налогов затрагивает более глубинные связи, отношения между государством и его членами и звеньями хозяйствования по поводу перераспределения национального дохода. Это дает основание рассматривать налоги и как важную экономическую категорию — совокупность экономических отношений. При изъятии налогов между государством и юридическими или физическими лицами возникают денежные отношения, затрагивающие существенные интересы участников создания и распределения национального дохода. Интерес государства заключается в изъятии части национального дохода на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет. У собственников созданного или полученного за выполненные услуги или работы национального дохода при изъятии налогов затрагиваются первостепенные экономические интересы, поскольку уменьшаются их реальные доходы. Это влечет за собой сокращение лишних ресурсов, а иногда средств на расширение и совершенствование производства, товаропроизводителей.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь [12].
Налоговое законодательство Республики Беларусь – это совокупность принятых и действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере налогообложения.
Выделяют четыре группы источников правового регулирования налогообложения:
1)общие
нефинансовые законы, т.е. нормативные
правовые акты, относящиеся к
иным отраслям права. Например,
Уголовный кодекс РБ
2) общие финансовые законы – это бюджетные законодательные акты: Закон РБ «О бюджетной системе Республике Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.98г. с последующими изменениями и дополнениями и Закон РБ «О бюджете РБ на 2007 год»
3)
общие налоговые законы – это
нормативные акты, регулирующие
основы налогообложения. К
4)
специальные налоговые законы
– это нормативно-правовые
Как и все доходы бюджета, налоги в зависимости от плательщиков подразделяются на две большие группы: налоги с населения и налоги с различных звеньев хозяйства; предприятий, организаций, других экономических структур. К первой группе в свою очередь относятся категории плательщиков в зависимости от видов их заработка, деятельности социальных групп (доходы граждан за выполнение ими трудовых обязательств, дивидендов по акциям, авторских вознаграждений, предпринимателей и др.). Налоги с юридических лиц можно классифицировать по отраслевому и ведомственному признаку, формам предприятий в зависимости от собственности (государственная, акционерная, частная и др.), их типу (крупные, средние, малые) и даже виду деятельности (производственные, коммерческие и т. п.).
Доходы
бюджета каждой административно-
Регулирующие доходы – это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, установленных при утверждении вышестоящего бюджета (НДС, акциз, налог на прибыль). Регулирующие доходы ежегодно определяются в Законе Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
К собственным источникам доходов местного бюджета относятся:
В
местные бюджеты могут
Согласно
законодательству дотация – это денежные
средства, выделяемые из вышестоящего
бюджета на невозвратной основе в случае,
когда закрепленных и регулирующих доходов
недостаточно для сбалансирования нижестоящего
бюджета, либо денежные средства, выделяемые
юридическим лицам для полного или частичного
покрытия убытков при недостаточности
собственных средств; субвенция - денежные
средства, выделяемые из вышестоящего
бюджета нижестоящему бюджету на конкретные
цели; субсидия - денежные средства, предоставляемые
вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету
для выравнивания уровня социально-экономического
развития соответствующей административно-
Доходы бюджетов базового уровня (районные и городов областного подчинения, каким является и г.Новополоцк) включают в себя в соответствии с действующей бюджетной классификацией следующие виды поступлений:
Текущие налоговые доходы:
Текущие неналоговые доходы:
Капитальные неналоговые:
Между
различными уровнями местных бюджетов
в силу различного развития регионов
и необходимости в материальной помощи
от вышестоящих бюджетов происходит распределение
доходов. Доходы, зачисляемые в местные
бюджеты, распределяются между областными,
районными, городскими бюджетами, бюджетами
поселков городского типа и сельсоветов
в зависимости от территориального уровня
местных Советов депутатов в соответствии
с актами законодательства Республики
Беларусь. Если собственная доходная база
бюджета соответствующего Совета недостаточна
для финансирования запланированных
расходов, предусматриваются отчисления
от республиканских налогов и других обязательных
платежей. Состав и размеры части республиканских
налогов и других обязательных платежей,
зачисляемых в бюджеты областей и города
Минска, устанавливаются ежегодно в законе
о бюджете Республики Беларусь на очередной
финансовый (бюджетный) год. Распределение
части республиканских налогов и других
обязательных платежей между областными
бюджетами и бюджетами районов и городов
областного подчинения осуществляется
по нормативам, утверждаемым областными
Советами депутатов.
Бюджетное планирование
– это определение объема бюджета,
его доходной и расходной частей
на основе прогнозов показателей
социально-экономического развития Республики
Беларусь и соответствующих административно-
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике создание прочной доходной базы становится решающим условием осуществления преобразований.
Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется, по следующим направлениям:
-планирование
контингентов всех видов
-распределение
регулирующих доходов между