Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Структурно курсовая работа состоит из трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены: бюджетное устройство Республики Беларусь, бюджетные права местных органов власти, теоретические аспекты категории "доходы местных бюджетов", методы их планирования и распределения, а также процесс исполнения бюджета по доходам.
В
течение финансового (бюджетного) года
в доходную и расходную части
бюджета могут вноситься
В процессе исполнения бюджетов Министерство финансов и соответствующие местные финансовые органы имеют право вносить изменения в квартальные назначения и в статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных годовых ассигнований по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации и ведомственной классификации расходов бюджета.
В случае принятия актов законодательства Республики Беларусь или решений местных Советов депутатов, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов.
Потери
в доходах и дополнительные расходы,
возникающие в ходе исполнения бюджета,
не компенсируются за счет бюджетов других
административно-
В случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих местных Советов депутатов в части размеров нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей, а также в части взаимных расчетов, либо несоблюдения ими и местными исполнительными и распорядительными органами указанных положений в процессе исполнения бюджетов средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются Министерством финансов и соответствующими исполнительными и распорядительными органами в бесспорном порядке.
По
требованию Министерства финансов, местных
исполнительных и распорядительных
органов банки обязаны
Местные финансовые органы в установленном порядке имеют право:
Обслуживание
банками государственных
За
пользование денежными
Финансовой базой местных органов власти являются именно их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты в интересах населения, проживающего на конкретной территории.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. В современных условиях расширяются функции местных органов власти, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Через местные бюджеты реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов включающих городские, районный, поселковый, и сельские бюджеты. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование регионального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.
Местный
бюджет представляет собой финансовый
план формирования и использования денежных
средств органами местного управления
и самоуправления. В состав местных бюджетов
включаются средства местных целевых
бюджетных фондов в порядке, устанавливаемом
в законе о бюджете Республики Беларусь
на очередной финансовый (бюджетный) год.
К местным бюджетам относятся областные,
районные, городские бюджеты, бюджеты
поселков городского типа и сельсоветов.
Местные бюджеты нижестоящих административно-
В
соответствии с территориальными уровнями
местных Советов бюджеты
бюджеты
первичного уровня (сельские, поселковые,
городские (городов районного подчинения)
бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);
бюджеты областного уровня.
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.
Областной
бюджет обеспечивает необходимыми финансовыми
ресурсами мероприятия общеобластного
значения в хозяйственной и социально-культурной
сфере. Через областной бюджет осуществляется
перераспределение части финансовых ресурсов
между городами областного подчинения
и сельскими районами области в целях
выравнивания уровней их экономического
и социального развития. За счет средств
областного бюджета могут выделяться
бюджетам районов и городов областного
подчинения субвенции, дотации, субсидии
при недостаточности средств их бюджетов
для финансирования отдельных расходов
и мероприятий.
В любой из развитых стран мира существуют местные бюджеты, в назначение которых в первую очередь входит обеспечение финансовыми ресурсами потребностей регионов.
Различные авторы по-разному определяют доходы бюджета, однако принципиальных отличий в предлагаемых определениях нет.
По определению профессора Т.В.
Российские исследователи предлагают следующие определения:
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций [23, c. 91].
Доходы
бюджета – это часть
Сущностными признаками доходов бюджета, не учитываемые в определениях российских авторов, являются безвозмездность и безвозвратность.
По нашему мнению доходы местного бюджета – это экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств местных органов власти в форме налоговых и неналоговых платежей и безвозмездных поступлений.
Основным источником образования доходов бюджета выступает национальный доход, а иногда и национальное богатство (доходы от приватизации объектов государственной собственности, других национальных ценностей).
Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в общественном воспроизводстве должен располагать устойчивой базой. С этой целью изымается в бюджет часть доходов предприятий, организаций и населения. Материальной основой доходов бюджета является национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. В бюджете аккумулируется значительная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета.
При формировании доходов основного финансового плана государства (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками бюджетного процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию — совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.
Формы
и методы образования доходов
бюджета изменяются под воздействием
многих объективных и субъективных
факторов, среди них первостепенное
влияние оказывает уровень