Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Структурно курсовая работа состоит из трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены: бюджетное устройство Республики Беларусь, бюджетные права местных органов власти, теоретические аспекты категории "доходы местных бюджетов", методы их планирования и распределения, а также процесс исполнения бюджета по доходам.
В странах ЕС трансферты доминируют над собственными ресурсами, причем в некоторых странах субвенции имеют большее значение, чем дотации. Субвенции в значительной степени ограничивают бюджетную инициативу и финансовую автономию местных органов управления.
Финансовое выравнивание в ЕС на вертикальном уровне приводит к тому, что более богатые местные органы власти зачастую не предпринимают дополнительные усилия по взиманию налогов на том основании, что поступления будут использованы только для трансфертов другим органам власти. Одновременно оно лишает стимулов более бедные местные органы власти максимально использовать свои фискальные возможности. В Республике Беларусь так же нет четкого механизма финансового выравнивания, и пока этот процесс происходит посредством распределения средств фонда финансовой поддержки регионов.
Децентрализация управления, которая делегирует большее количество функций на местный уровень, не всегда сопровождается передачей соответствующих финансовых ресурсов. Нарушение равновесия между задачами и ресурсами не позволяет осуществлять реальное местное самоуправление, усиливает финансовую зависимость местных органов власти от центральных правительств в проведении самостоятельной экономической политики.
Документом, послужившим законодательным оформлением принципов функционирования бюджетной системы, определения бюджетных прав и организации бюджетного процесса, стал Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах", принятый и введенный в действие в июне 1993 г.
Дальнейшее развитие государственного бюджета происходило в условиях активного формирования рыночных отношений в республике и усиления роли бюджета в государственном регулировании воспроизводственных процессов, что вызвало к жизни новые тенденции, выразившиеся в особенностях развития бюджета. Прежде всего, расширилась сфера бюджетных отношений. В нее вошли:
- субъекты хозяйствования различных форм собственности и видов деятельности как сферы материального производства, так и непроизводственной, в том числе арендные предприятия, акционерные общества, иностранные и совместные предприятия и др.;
- предприятия малого бизнеса и предпринимательства;
- население республики, получающее социальную помощь от государства в рамках мероприятий по государственной социальной политике;
- иностранные государства: Российская Федерация в рамках бюджета Союза Беларуси и России, а также государства, с которыми Беларусь поддерживает международное сотрудничество;
- международные общественные и финансовые организации.
Перераспределение
национального дохода с помощью
бюджетных отношений имеет
Возрастание роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов сопровождается "бюджетизацией" финансовых ресурсов, т.е. усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП.
В течение последних нескольких лет соотношение государственных доходов в ВВП Беларуси оставалось высоким, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой весьма незначительными сдвигами в плане структурных реформ.
Несмотря на относительное снижение налоговых поступлений развитию процесса бюджетизации финансовых ресурсов способствовал тот факт, что постепенно в состав бюджета стали включаться доходы целевых внебюджетных фондов.
Этот процесс получил дальнейшее развитие. Так, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 1998 год", определено, что в составе местных бюджетов аккумулируются средства всех создаваемых внебюджетных фондов местных Советов депу- татов.
С этих пор формирование в составе бюджета большого количества целевых бюджетных фондов стало отличительной чертой современного бюджета. Так, в доходы местного бюджета включаются средства внебюджетных фондов, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами, а так же местные целевые бюджетные фонды. В 2003 году (статья 3 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год»):
В 2004 году (статья 3 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»):
В настоящее время в составе бюджета аккумулируются средства почти всех государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, которые формируют значительную часть его доходов.
Характерной особенностью развития доходной части бюджета в условиях рыночных преобразований стала более широкая дифференциация категорий плательщиков. Так, наряду с предприятиями и объединениями государственной формы собственности, появились негосударственные формирования, что позволило расширить круг плательщиков налогов. Однако слабое развитие рыночных реформ не позволило увеличить поступления за счет этой части налогоплательщиков.
Согласно Концепции реформирования бюджета и бюджетного процесса Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики, разработанной Т.В. Сорокиной на стадии планирования в области планирования доходов бюджета целесообразно следующее:
1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта, переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета.
3.
Получение достоверной и
4.
Реструктуризация доходов
5.
Совершенствование налогового
6. Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.
7.
Постепенная ликвидация
8.
Реформирование механизма
9.
Укрепление и развитие
Однако реформирование отечественной налоговой системы, направленное на оптимизацию структуры налогов и снижение уровня налоговой нагрузки, на начальном этапе приводит к сокращению доходов бюджета. В свою очередь, решение социальных задач общества, поддержание высокого уровня социальной защищенности граждан республики требует значительных бюджетных расходов. Возникающая в исполнении бюджета напряженность в процессе собираемости доходов, создает необходимость изыскания дополнительных источников финансирования расходов.
Что
же касается непосредственно г. Новополоцка,
то работа по увеличению доходной части
бюджета ведется давно и
В
концепции учитывается
В рамках концепции доходности городской территории разработчиком выделяются несколько основных видов поступлений:
1.
Доходы бюджета местного
2.
Доходы физических и
3.
Прямые инвестиции в
Эти
каналы взаимосвязаны и
Один из основных индикаторов доходности городской территории — сумма поступлений в городской бюджет. С одной стороны, его наполнение напрямую характеризует доходность территории. С другой — в бюджете соединены разные доходы, они структурированы не по каналам доходности. Поэтому довольно трудно точно нарисовать полную картину доходности территории. Чтобы увеличить ее, надо вычленить каждый канал, определить, кто его контролирует и каким образом получает доход. Тогда этим каналом, можно эффективно управлять. Бюджет сегодня — только индикатор, позволяющий судить об уровне доходности территории.
Для
его повышения требуются
• привлечение инвестиций, инвестиционного маркетинга;
• эффективное управление муниципальной собственностью (в том числе недвижимостью);
• правовое регулирование землепользования и застройки;
• реализация социальных и культурных проектов;
•
активизация организации
Успешность реализации этих программ может быть обеспечена за счет грамотного использования специфики конкретного региона. Четкий механизм финансового обеспечения позволяет осуществлять не только комплексное социально-экономическое развитие территории, но и эффективнее проводить региональную экономическую политику.