Налоговый контроль на примере МРИ ИФНС № 17 по Красноярскому краю
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:23, дипломная работа
Описание работы
Актуальность темы исследования заключается в том, что налоговая система является на данный момент времени наиболее активным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития. Трудности, связанные с тем, что налоги представляют собой основной источник дохода бюджета государства, всегда были актуальными и вызывали широкие дискуссии в научных кругах. Известно, что основной целью налоговых органов считается максимально масштабное и полное взимание налоговых платежей с налогоплательщиков в условиях действующего законодательства.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………..……..………..3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ………...9 1.1. Понятие и сущность государственного налогового контроля……9 1.2. Структура и основные принципы налогового контроля……………12 1.3. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля……………………………………………………………………………20 1.4. Сравнительный анализ налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой…………………………………………………………….28 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ МРИ ФНС №17 ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ…………………………………………..40 2.1. Организационная структура, задачи и функции МРИ ФНС № 17 по Красноярскому краю ……………………………………………………………40 2.2. Практика налогового контроля на примере МРИ ФНС №17……..46 2.3. Оценка налогового потенциала МРИ ФНС №17 по Красноярскому краю………………………………………………………………………………49 2.4. Проблематика осуществления налогового контроля в Красноярском крае……………………………………………………………………………….55 3. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ………………………………………………………..62 3.1. Предложения по совершенствованию контролирующей функции налоговой системы и её элементов …………………………………………….62 3.2. Ожидаемый экономический эффект от усовершенствованной контролирующей функции налоговой системы по Краснодарскому краю…72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...77 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………81
Процедура финансового контроля, вне
всяких сомнений, выступает как вид государственного
контроля, который направлен на анализ
и установление фактов расходования государственных
средств, оценку своевременности и полноты
мобилизации государственных ресурсов,
законности расходов и доходов финансовой
системы, соблюдения правил учета и отчетности. Принято считать,
что государственный контроль бывает
общегосударственный, межведомственный,
внутриведомственный.
Налоговый
контроль является неотъемлемой частью
общегосударственного финансового контроля,
таким образом осуществляться он должен
органами государственной власти и управления,
в структуру которых входит Государственная
налоговая служба Российской Федерации.
Основная
цель работы налоговой инспекции – это
контроль за сбором налогов. Любые проблемы,
которые могут привести к рассогласованности
в работе налоговых инспекторов непременно
станут причиной прямых и косвенных потерь
бюджета. Поэтому требование максимально
четкого общего управления инспекцией,
контроля за сроками выполнения работ
и за результатами работы актуально для
каждого сотрудника. Основной задачей
налоговых органов является создание
и поддержание общей системы контроля
за соблюдением налогового законодательства,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет государственных налогов и других
платежей, установленных законодательством
Российской Федерации, а также валютный
контроль осуществляемый в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о валютном регулировании. А именно:
- соблюдение
законодательства о налогах и сборах;
- осуществление
контроля за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых
актов;
- ведение
в установленном порядке учета организаций
и физических лиц;
- бесплатное
информирование (в том числе в письменной
форме) налогоплательщиков о действующих
налогах и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актах, порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов и их должностных
лиц, а также предоставлять формы налоговой
отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
- осуществление
возврата или зачета излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм налогов,
пеней и штрафов в порядке, предусмотренном
настоящим Кодексом;
- соблюдение
налоговой тайны;
- адресация
налогоплательщикам или налоговым агентам
копий актов налоговой проверки и решений
налоговых органов, а также в случаях,
которые предусмотрены Налоговым Кодексом,
налогового уведомления и требования
об уплате налоговых сборов.
Органы
Государственной налоговой службы, подчиняющееся
Президенту РФ, включают в себя: Федеральную
налоговую службу, а также государственные
налоговые инспекции в субъектах РФ и
органах местного самоуправления. В соответствии
с налоговым законодательством «налоговый контроль признается
как деятельность уполномоченных органов
по контролю за соблюдением налогоплательщиками,
налоговыми агентами и плательщиками
сборов законодательства о налогах и сборах
в порядке, установленном Налоговым кодексом
РФ» [2, с 82].
Для того
чтобы раскрыть содержание налогового
контроля, следует также установить его
субъект, объект, предмет и направление
контроля.
Главным
субъектом налогового контроля в России
является налоговый орган, который имеет
достаточные контрольные полномочия в
вопросах налогообложения. На данный момент
времени налоговые органы - это Федеральная
налоговая служба и ее территориальные
органы. Полномочия Федеральной налоговой
службы обозначены Налоговым Кодексом
РФ и Положением о Федеральной налоговой
службе.
Объект
налогового контроля должен рассматриваться
в широком плане, в соответствии с финансовым
контролем, в качестве разновидности денежных
отношений публичного характера, которые
возникают в процессе взимания налогов
и привлечения к ответственности виновных
в уклонении от уплаты налогов. В конкретном
мероприятии налогового контроля объект
определяется в соответствии с характером
тех или иных конкретных контрольных действий.
Например,
в качестве объекта налоговой проверки,
могут быть определены действия проверяемых
лиц по учету или совершению операций
с объектами налогообложения, в соответствии
с правилами соблюдения порядка уплаты
налогов и сборов, в соответствии с правомерным
использованием налоговых льгот и так
далее. Указанные действия получают свою
правовую оценку в акте налоговой проверки
(итоговом документе налоговой проверки),
а затем - в решении налогового органа,
принимаемого на основе рассмотрения
результатов проверки. Таким образом,
объект налогового контроля – это отношения,
связанные с исчислением и уплатой налогов
и сборов.
Предмет
налогового контроля определяется в соответствии
с трактовкой объекта контроля. Во-первых,
это правильность, своевременность и полнота
выполнения налогоплательщиками своих
обязанностей по отношению к государству
(муниципальным образованиям). Во-вторых,
предметом является тот материальный
носитель, который подвергается проверке
в ходе контрольных действий.
Исходя,
из вышеперечисленного можно дать следующее
определение налогового контроля. Налоговый
контроль – специализированный финансовый
контроль со стороны государственных
органов за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей юридическими и
физическими лицами, проводимый посредством
налоговых проверок; получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сборов; проверки данных
учета и отчетности; осмотра помещений
и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных
Налоговым кодексом РФ.
1.4. Сравнительный
анализ налоговых систем стран
с развитой рыночной экономикой
В развитых
странах в настоящее время существует
умеренная система налогообложения. Такая
тенденция является следствием соответствующей
налоговой политики, приоритетной задачей
которой является достижение двух основных
целей:
- организация благоприятного налогового
климата для хозяйственной деятельности
(это определяет верхнюю границу
налогообложения);
- эффективное результативное решение
социальных проблем (это определяет
нижнюю границу налогообложения).
Налоговый
сектор в структуре валового национального
продукта (ВНП) большинства стран является
довольно обширным. Самую жесткую налоговую
политику практикуют страны ЕС, в которых
уже в 2012 году средний показатель налоговых
сборов составил 41 % ВНП (в Дании - 50 %) [15,
с 8].
Одна из
основных характеристик современных налоговых
систем развитых стран заключается в структуре
налогов и в соотношении прямых и косвенных
налогов. В качестве примера можно привести
такие страны, как: США, Япония, Канада,
Великобритания, в которых преобладают
прямые налоги. Во Франции преобладают
налоги косвенные (они составляют 56,6 %;
это универсальные и индивидуальные акцизы,
взносы работодателей в фонды социального
страхования) [28, с 45].
Процесс
трансформации структуры налоговых систем
развитых стран и современная практика
налогообложения свидетельствуют о закономерной
зависимости соотношения прямых и косвенных
налогов от таких факторов:
- жизненного уровня большей
части населения;
- совершенствования механизма
взимания налогов, его способности
свести к минимуму уклонения
от налогообложения;
- уровня налоговой культуры;
- общей ориентации западного
общества на социальный компромисс,
решение острейших социальных
проблем;
- традиций налогообложения.
В начале
и середине XX в. в странах передового эшелона
преобладали косвенные налоги, что было
обусловлено низким уровнем доходов населения
большинства стран мира, что объективно
ограничивало масштабы прямых налоговых
поступлений (которые требуют сложного
механизма учета плательщиков и объектов
налогообложения), а также относительной
простотой сбора косвенных налогов. Процесс
компьютеризации и внедрения автоматизированных
систем обработки фискальной информации
(первые элементы централизованной автоматизированной
системы обработки налоговой информации
в США были внедрены еще в 1964 г.) повысили
эффективность прямого налогообложения
и создали благоприятные условия для его
развития [19, с 34].
Странам
с развивающейся экономикой характерно
преобладание косвенных налогов с высоким
удельным весом индивидуальных акцизов
и таможенной пошлины.
Примечательно,
что существует некая связь между соотношением
прямых и косвенных налогов и уровнем
культуры. Налоговая культура влияет на
эффективность сбора налогов, масштабы
уклонения от налогообложения и вместе
с другими факторами создает благоприятные
условия для повышения роли прямых налогов.
Поступления от основных видов прямых
налогов (налога на прибыль и индивидуального
подоходного налога) зависят от правильности
декларирования доходов.
Западные
страны отличаются декларированием налогов,
что стало неотъемлемой частью гражданского
менталитета, а общественная мораль ориентирована
на публичное осуждение тех, кто скрывает
доходы, то в развивающихся странах культура
отношений делового мира и граждан с государством
еще не достигла надлежащего уровня.
Российские
ученые выделяют в зависимости от типов
государственных устройств три типа системных
критериев налогов и сборов: конфедеративного,
федеративного и унитарного. Системы налогов
и сборов конфедеративного типа имеются
в Австралии, Германии, Соединенных Штатах
Америки, Бразилии и Канаде. Государственные
устои перечисленных держав имеют федеративные
устройства. Конфедерацию обретает и их
система налогов и сборов. Кроме перечисленных
стран конфедеративную систему имеет
Швейцария, где кантоны делегируют долю
личных полномочий в части налогообложения
конфедерации. Великобритания, Испания,
Италия, Франция, Швеция, Япония и ряд других
стран обладают унитарными по своему строению
и комплексу функционирования системами
налогов и сборов [22, с 3].
От роли
всевозможных видов налогов и сборов зависят
также еще 4 базисных модели системы налогов:
англосаксонскую, евроконтинентальную,
латиноамериканскую и смешанную [32, с 263-264].
Систем
налогов и сборов представляет собой определенную
совокупность налогов, сборов, пошлин
и прочих обязательных платежей, которые
действуют в данной стране. В системе налогов
и сборов, обычно отражены характерные
черты государственно-территориальных
механизмов государства.
Одним из
важнейших принципов налогообложения
является принцип единства системы налогов
и сборов, который вытекает из Конституции
РФ [1, с 7, 8, 11]. Принципы единства системы
налогов и сборов подразумевают влияние
на всем территориальном пространстве
страны одних и тех же налогов и сборов,
как это и должно быть определено задачей
государства, которое оно ставит в сфере
налоговой политики. Необходимо унифицировать
обязательные платежи. Целями подобной
унификации является достижение равновесия
между правом субъектов России и муниципалитетами
вводить налоговые платежи и следованием
основным правам человека и гражданина,
которые закреплены в Конституции РФ,
кроме того, конституционному принципу
единства экономического пространства.
Структура
системы налогов и сборов Российской Федерации
исполняет роль рычага, который учитывает
совокупность налогов, пошлин и сборов,
которые отражают федеративную структуру
России и установлены на исходных положениях
принципов и в порядке, который предусмотрен
федеральными законами, взимаемыми на
территории Российской Федерации с физических
и юридических лиц и зачисляющихся в бюджетную
систему России и внебюджетные фонды.
Определенная
степень унитаризма признается одной
из конфигураций территориального устройства
страны, в которой большинство частей
не имеет статуса государственного образования,
а приобрело положение административно-территориальных
делений, то есть, распоряжается всем на
исходных положениях действующих законов,
которые были приняты центральными
органами. Наличествуют две разновидности:
децентрализованные, то есть, те, в которых
региональным органам позволено формироваться
автономно от центральных, - такие системы
существуют в Великобритании, Японии,
Испании, Италии, Новой Зеландии; и централизованные,
которые держат в подчинении региональные
органы. Подчинение центральному органу
в таких системах осуществляется при посредничестве
должностных лиц, которые назначены из
центра, как в Нидерландах [14, с 8-12].
В Италии
корпоративные налоги играют большую
роль, а возросшая необходимость сделать
налоги более целесообразными и приемлемыми
превратились в основной приоритет налоговой
реформы. В планы итальянского правительства
входит включение регионального налога
на прибыль, который является новым видом
регионального налога, который применяется
с 1998 года и отражает усиливающийся в Италии
налоговый федерализм. Социальные и прочие
виды вспомогательных налогов в Италии
взимаются отдельно.
В соответствии
с данными Службы внутренних доходов
США всестороннее проведение проверок
сформировало в обществе добросовестное
отношение налогоплательщиков к исполнению
своих Почти 83% причитающихся налогов
в США уплачивается налогоплательщиками
добровольно. Однако, указанные результаты
были достигнуты в результате грамотно
организованной и эффективной 15-летней
работы по модернизации налоговой структуры.
Последняя концепция в качестве стратегических
целей на первое место ставит улучшение
обслуживания налогоплательщиков, на
второе - улучшение персонифицированного
обслуживания и на третье - повышение эффективности
организации деятельности (снижение затрат
и повышение сбора налогов при минимальном
вложении со стороны государства).
В соответствии
с мнениями специалистов налоговых органов
Швеции, добровольная уплата налогов в
этой стране достигается за счет:
- отлаженного
аппарата контроля, характеризующегося
профилактикой, точностью и предсказуемостью;