Отдел регистрации и учета
налогоплательщиков организует процедуры, связанные с регистрацией
юридических и физических лиц в и индивидуальных
предпринимателей, организация и сопровождение
юридических и физических лиц по вопросам
учета налогоплательщиков, осуществления
контроля над соблюдением юридическими
и физическими лицами своевременного
представления сведений в налоговые органы,
законодательства о государственной регистрации
юридических лиц и о налогах и сборах (в
части учета налогоплательщиков).
Важными функциями данного отдела являются:
- разработка документации по государственной
регистрации;
- выдача свидетельств по организации
налогового учета в налоговых органах;
- уведомление о снятии с учета в налоговых
органах;
- предоставление информации по вопросам
государственной регистрации юридических
и физических лиц в структуре государственных
органов.
Отделы камеральных проверок МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому
краю, занимаются камеральными проверками
юридических лиц. К функциям отдела камеральных
проверок относятся:
- надзор
за соответствующим соблюдением законодательства
о налоговых сборах;
- подготовка
и разработка заключений с целью включения
определенных налогоплательщиков в программу
выездных проверок;
- организация
полной и своевременной сдачи отчетности;
- недопущение
налоговых правонарушений;
- разработка
и создание полной информационной базы.
Также отделы
проводят камеральные проверки физических
лиц и в данной связи исполняют функции:
- проведения
камеральных проверок граждан и предпринимателей,
которые не зарегистрированы в качестве
ИП;
- контроля
над надлежащим уровнем соблюдения физическими
лицами федеральных законов о налогах
и сборах;
- выявления
и исполнения санкций по фактам незаконного
предпринимательства;
- привлечения
и организации декларирования граждан,
доходы которых появляются вследствие
сдачи имущества в аренду или в результате
реализации имущественных ценностей;
- проведения
мероприятий по легализации заработной
платы.
Отдел камеральных
проверок МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому
краю занимается контролем над соблюдением
налогового и валютного законодательства
и проведением камеральных проверок по
вопросам обоснованности применения нулевой
процентной ставки и правомерности конкретных
вычетов и возмещения НДС.
Отделы выездных налоговых проверок МРИ ФНС России
№ 17 по Красноярскому краю наиболее оперативно
и в полной мере позволяют производить
проверку правильности уплаты налогов
и сборов, а также адекватности исполнения
налогоплательщиками иных обязанностей,
которые возложены на них законодательством.
Этот отдел занимается подготовкой к выездным
налоговым проверкам, оформлением результатов,
осуществлением иных функций отдела, которые
связанны с выездными налоговыми проверками;
учетом, оценкой и реализацией имущества,
которое переходит по праву наследования
государству; планированием и проведением
мероприятий по контролю в отношении органов,
организаций, которые осуществляют юридически
значимые операции, а также за которые
уплачивается государственная пошлина;
проведением контроля в области производства
этилового спирта, спиртосодержащих и
алкогольных товаров.
Отдел занимается
проведением выездных проверок юридических
и физических лиц в вопросах соблюдения
законодательства по доходам физических
лиц. Отдел выездных проверок №3 при МРИ
ФНС России № 17 по Красноярскому краю
ведет выездные проверки наиболее крупных
предприятий края, в количестве 55. Среди
них важное место занимают такие предприятия
как: ОАО «РЖД», «Красноярскэнерго», ОАО
«Нефтемаркет», ЗАО «Красноярские ключи».
Налоговые суммы, которые уплачиваются
этими организациями, являются значительными
и образующими в бюджете Красноярского
края.
Отдел оперативного контроля МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому
краю занимается:
- осуществлением
и реализацией налогового контроля в сфере
оборота и реализации алкогольной продукции;
- проведением
квартальных проверок торговых точек
и проверок на предмет соблюдения законодательства
в вопросах применения контрольно-измерительной
кассовой техники и осуществления наличных
денежных расчетов, а также в вопросах
надлежащего использования бланков отчетности
в процессе оказания услуг населению.
- осуществлением
контроля над соблюдением требований
Федерального закона;
-обеспечение
контроля над соблюдением законодательства
по вопросу реализации спиртосодержащей
продукции, парфюмерно-косметических
товаров;
-проверка
работы пунктов приема металлолома;
-проверка
автотранспорта, осуществляющего перевозку
леса;
-выявление
фактов осуществления незаконного
предпринимательства;
-проверка
физических лиц, осуществляющих
сдачу в наем жилых и нежилых
помещений.
Эти отделы
являются самыми большими и осуществляют
большую часть деятельности по надзору
и исполнению. Стоит отметить, что отделы
МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю
сформированы достаточно давно, штат отделов
является постоянным, и все подразделения
работают слаженно, выполняя каждый свои
функции и задачи по обеспечению своевременного
поступления налоговых платежей в бюджет
государства и Красноярского края.
2.2. Практика
налогового контроля на примере МРИ ФНС
№17
По своей
структуре отделы камеральных налоговых
проверок представляют собой одну из структурных
единиц МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому
краю, на которые возложены определенные
задачи и функции. Для исполнения функций
и задач, описанных в пункте выше, отделы
грамотно взаимодействуют с правоохранительными
и иными контролирующими органами в вопросах
деятельности; проведения камеральных
налоговых проверок налогоплательщиков;
отбора налогоплательщиков для включения
в план выездных налоговых проверок. К
основным контрольным функциям, которые
возлагаются на отделы камеральных проверок,
следует отнести вопросы мониторинга
и проведения камеральных налоговых проверок
деклараций и иной документации, которая
может послужить основанием для отчисления
и уплаты налоговых сборов.
Следует
рассмотреть ряд направлений деятельности
отдела камеральных проверок и обратиться
к некоторым конкретным ситуациям, которые
рассматривались МРИ ФНС России № 17 по
Красноярскому краю в 2013-м году.
ЗАО «Победа»,
в начале 2013 года подало налоговую декларацию
по выплате в Фонд социального страхования
(ФСС) за период 12 месяцев - квартальный
2012 год, 17.04.2013 года. В процессе проведения
камеральных налоговых проверок, по соответствующему
факту было выявлено несвоевременное
представление налоговой декларации,
срок сдачи которой должен закрываться
не позже 30-го марта следующего года, в
соответствии с п.7 ст.243 НК РФ. Данный факт,
в соответствии с п.1 ст.101.4 НК РФ [4, с 101]
стал основанием для составления акта
об обнаружении факта, свидетельствующего
о предусмотренном НК РФ налоговом правонарушении
от 19.06.2013 г. № 1850.
На основании
вышеизложенного МРИ ФНС России № 17 по
Красноярскому краю было сообщено данному
налогоплательщику о необходимости явиться
в отдел для рассмотрения и подписания
материалов этой проверки и соответствующего
акта. По причине нарушения ЗАО «Победа»
законодательства о налогах и сборах,
указанных в Акте № 1850, было предложено
привлечь руководство ЗАО к ответственности,
которая предусмотрена п.1 ст. 119 НК РФ.
Налогоплательщик был предупрежден сотрудниками
МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю,
что в течение 10 дней он вправе оспорить
данное уведомление о рассмотрении дела,
в случае его явки. По причине того, что
рассматриваемый проигнорировал требование
явиться в течение указанного срока, за
6 рабочих дней МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому
краю отправило уведомление по телекоммуникационным
средствам связи (согласно п.2 ст.80 НК РФ),
которое должно быть рассмотрено в течение
10дней. После этого со стороны МРИ ФНС
России № 17 по Красноярскому краю было
принято решение о привлечении налогоплательщика
ЗАО «Победа» к ответственности за совершение
налогового правонарушения, о котором
был составлен протокол № 7572 16.07.2013.
В этом протоколе
руководитель МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому
краю, рассмотрев Акт камеральной налоговой
проверки от 19.06.2013 № 1850, установил, что
в соответствии со ст. 28 НК РФ «действие
(бездействие) законных представителей
организации, совершенные в связи с участием
этой организации в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах,
признаются действиями (бездействием)
этой организации» [4, с 41]. В соответствии
с п. 1 ст. 6 ФЗ РФ №129-ФЗ «О бухгалтерском
учете» [6, с 22] руководитель предприятия
несет ответственность за формирование
бухгалтерского учета в организациях,
соблюдение законодательства при выполнении
хозяйственных операций. Вместе с тем,
руководитель ЗАО «Победа» пренебрег
нормами налогового законодательства,
в которых прописан определенный порядок
исчисления и уплаты в Фонд социального
страхования (ФСС) [9, с 114].
Руководитель
предприятия не проявил должной ответственности
в рассматриваемом вопросе, вследствие
чего несвоевременно представил первичные
налоговые документы по уплате за 12 месяцев
квартального 2012 года, хотя должен был
и имел все возможности сделать это. Сотрудники
МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю
руководствовались также п. 3 ст. 110 НК РФ,
которым постановлено, что налоговое правонарушение
признается совершенным по неосторожности,
в случае, если лицо, которое его совершило,
не осознавало противоправного характера
своих действий (бездействия) либо вредного
характера последствий, возникших вследствие
этих действий (бездействия), хотя должно
было и могло это осознавать. В этой связи
вина руководителя предприятия ЗАО «Победа»
в совершении настоящего правонарушения
была обозначена МРИ ФНС России № 17 по
Красноярскому краю в форме неосторожности.
В этой связи было установлено, что руководитель
ЗАО «Победа» совершил виновное противоправное
деяние, ответственность за которое предусмотрена
п. 1 ст. 119 НК РФ. Руководитель не представил
в установленные законодательством о
налогах и сборах сроки налоговой декларацию
в налоговый орган МРИ ФНС России № 17 по
Красноярскому краю по месту учета. Данное
правонарушение влечет за собой взыскание
штрафа в размере 5 процентов суммы налога,
которая подлежит уплате на основе данной
декларации, за каждый полный или неполный
месяц со дня, установленного для ее представления.
В соответствии
со статьей 101 Налогового кодекса Российской
Федерации, МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому
краю было принято решение о привлечении
ЗАО «Победа» к налоговой ответственности
и уплате штрафа в размере 46970,50 рублей.
Также отдел камеральных проверок МРИ
ФНС России № 17 по Красноярскому краю
предложил данному налогоплательщику
внести ряд исправлений в документы бухгалтерского
и налогового учета.
Таким образом,
рассмотрев примеры деятельности МРИ
ФНС России № 17 по Красноярскому краю,
можно судить о том, что направления деятельности
отдела камеральных налоговых проверок
довольно разнообразны и специфичны. Благодаря
слаженному взаимодействию отделов, постановления
и поручения исполняются в установленные
законодательством сроки.
2.3. Оценка
налогового потенциала МРИ ФНС
№17 по Красноярскому краю
Проведение
контрольной проверки является одной
из статей налогового администрирования.
Ниже приводится статистика методов сдачи
отчетности в налоговые органы Красноярского
края на примере МРИ ФНС России № 17 по
Красноярскому краю после проведения
контрольной проверки. На рисунках показана
статистика сдачи отчетности с использованием
различных носителей (рис. 2.2.) и (рис.
2.3.).
Рис. 2.2.
Статистика способов сдачи отчетности
в МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому
краю
Рис. 2.3.
Статистика способов сдачи отчетности
в МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому
краю
Таким образом,
доля документов, которые были сданы в
МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю
в 2012 году с использованием электронных
носителей и по каналам связи, с 2013 года
увеличилась соответственно с 30,3% до 41,2%
и с 4% до 9,6% [11, с 58]. При этом доля документов,
которые сдавались на бумажных носителях,
сократилась на 14,8% (с 63% до 48,2%). Такие меры
помогут предотвратить очереди в МРИ ФНС
России № 17 по Красноярскому краю и облегчат
плательщикам процедуру уплаты налоговых
поступлений. Тенденция по сокращению
бумажных носителей продолжится в связи
с разрешительной системой по предоставлению
данных путем заполнения электронных
таблиц на официальном сайте в Интернете,
а также благодаря использованию электронных
носителей и каналов связи.
Если принять
во внимание абсолютные значения, то выходит,
что 7,4 млн. документов, которые поступили
в бумажном виде в налоговый орган, подлежат
ручному вводу и аналитическому изучению
МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю.
Если позволить сделать это самим плательщикам,
то данные можно будет просто проверять,
а не тратить время на их занесение.
По результатам
контрольной проверки, которая проводилась
МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю
в 2013 году было проверено около 35 игорных
заведений Красноярска, которые продолжали
функционировать, несмотря на запрет законодательных
и нормативно-правовых актов. С отчетного
периода 2013 года реальная итоговая доходность
бюджета города от этих игорных заведений
составила менее 1% в год, несмотря на то,
что с 2012 года оборот индустрии игрового
бизнеса составил $ 5-6 миллиардов в год
(табл.. 2.1.) и (табл. 2.2.).
Таблица
2.1.
Ежемесячные
ставки налогообложения игорного бизнеса
по данным МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому
краю
Объект налогообложения |
ежемесячная ставки
тыс. руб. |
по Красноярскому краю
тыс. руб. |
Игровой стол |
25 - 125 |
125 |
Игровой автомат |
1,5 – 7,5 |
7,5 |
Касса тотализатора или букмекерская
контора |
25 - 125 |
125 |
Таблица
2.2.
Неуплаты
в бюджет по данным МРИ ФНС России № 17
по Красноярскому краю
Казино, тотализаторы, букмекерские
конторы |
Игровые столы |
Игровые автоматы |
Период |
Неуплаты в бюджет Красноярского
края
(млн. руб.) |
«Кристалл» |
84 |
258 |
60 мес. |
1,065 |
«Golden Palace» |
58 |
144 |
60 мес. |
1 813,5 |
другие игорные заведения города Красноярска |
? |
? |
60 мес. |
? |