Налоговый контроль на примере МРИ ИФНС № 17 по Красноярскому краю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что налоговая система является на данный момент времени наиболее активным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития. Трудности, связанные с тем, что налоги представляют собой основной источник дохода бюджета государства, всегда были актуальными и вызывали широкие дискуссии в научных кругах. Известно, что основной целью налоговых органов считается максимально масштабное и полное взимание налоговых платежей с налогоплательщиков в условиях действующего законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………..……..………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ………...9
1.1. Понятие и сущность государственного налогового контроля……9
1.2. Структура и основные принципы налогового контроля……………12
1.3. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля……………………………………………………………………………20
1.4. Сравнительный анализ налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой…………………………………………………………….28
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ МРИ ФНС №17 ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ…………………………………………..40
2.1. Организационная структура, задачи и функции МРИ ФНС № 17 по Красноярскому краю ……………………………………………………………40
2.2. Практика налогового контроля на примере МРИ ФНС №17……..46
2.3. Оценка налогового потенциала МРИ ФНС №17 по Красноярскому краю………………………………………………………………………………49
2.4. Проблематика осуществления налогового контроля в Красноярском крае……………………………………………………………………………….55
3. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ………………………………………………………..62
3.1. Предложения по совершенствованию контролирующей функции налоговой системы и её элементов …………………………………………….62
3.2. Ожидаемый экономический эффект от усовершенствованной контролирующей функции налоговой системы по Краснодарскому краю…72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………81

Файлы: 1 файл

Diplom-s-korrektirovkami.docx.docx

— 413.29 Кб (Скачать файл)

- доверия  налогоплательщиков, уверенных в  хорошей работе налоговой системы  и исполнении налоговыми органами  своих задач в соответствии  с законом;

- введения  доступных для понимания правил  налогообложения.

 В  Великобритании, помимо принципов  справедливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется качеству  обслуживания налогоплательщиков.

 Таким  образом, как видно из представленного  обзора, во многих странах усиление  налогового контроля происходит  за счет совершенствования взаимоотношений  налогоплательщика и налоговых  органов. Большинство стран с  развитым налоговым администрированием  пришло к выводу, что построение  налоговых правоотношений на  основе указанных выше принципов  позитивно влияет на повышение  законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов  и, в конечном счете, на налоговые поступления.

 Кроме  того, уровень добровольного соблюдения  налогового законодательства растет  за счет работы над правовой  грамотностью и информированностью  общества, внедрения на уровне  гражданского долга в сознание  граждан исполнения налоговых  обязательств.

 Помимо  провозглашения налоговых принципов, важно определить методы по  сбору налогов, учитывая при этом  два фактора: готовность налогоплательщиков  к сотрудничеству и уровень  собираемости налогов.

 Одной  из распространенных форм налогового  контроля в иностранных налоговых  системах является институт предварительного  налогового регулирования. Его смысл  заключается в согласовании налогоплательщиком  с налоговым органом налоговых  последствий сделок, вопросов ценообразования, распределения прибыли, инвестиционных проектов, иных хозяйственных операций до их фактического совершения. В западноевропейских странах данные отношения оформляются в форме:

- заключения  налоговых соглашений;

- получения  индивидуальных консультаций.

 В соответствии с положениями свода фискальных процедур  Франции фискальный рескрипт позволяет налогоплательщикам направлять в фискальные органы запрос о правомерности планируемой операции. Таким образом, он использует право получить налоговую консультацию до заключения контракта. Принятое налоговое решение является обязательным как для налоговых органов, так и для налогоплательщика, и изменению не подлежит. В случае отсутствия ответа в предусмотренные сроки налогоплательщик совершает действия с позиции их полной правомерности, при этом в будущем налоговые органы не вправе рассматривать данную сделку как правонарушение.

 Схожая по значению процедура имеется в США. Ее реализация происходит двумя способами.

 Первый - это толкование публикуемых  налоговым органом налоговых  нормативных актов. По своей сути  эти акты подобны административным  инструкциям.

 Второй - письменные ответы налогового органа налогоплательщику, обратившемуся с предварительным запросом по сделке, которую он намеревается заключить. Полученные ответы применяются в отношении всех аналогичных ситуаций и могут использоваться налогоплательщиками в судах в качестве аргумента.

 В  Швеции фискальный рескрипт представляет собой выдачу Комиссией по налоговому праву предварительного заключения о налоговых последствиях той или иной сделки.

 Предварительное  заключение является обязательным  для налоговых органов и применяется  при условии, что налогоплательщик  пожелает этого. Различают инструкции, содержащие лишь простое описание действующего права, и общие рекомендации, отражающие позицию налоговой службы по конкретным вопросам, на которые прочие источники не дают однозначного ответа. Некоторые публикуемые акты налоговой службы Швеции признаются источниками права.

 Примечательна система налоговых соглашений в Израиле. В этой стране можно обращаться за консультацией до заключения сделки, во время и после ее совершения, при этом главное условие - подать просьбу о налоговом решении до срока сдачи годового отчета. Налоговые власти выдают решения двух видов:

 а) налоговые  решения по соглашению - в этом  случае это решение обязывает  обе стороны (налоговый орган  и налогоплательщика);

 б) налоговое  решение без соглашения - в этом  случае налогоплательщик не обязан  обращать на него внимание  и может его оспорить в суде.

 В  Германии процедура рескрипта ограничена консультированием налогоплательщиков по вопросам налога на зарплату, таможенных сборов или оценки фактических ситуаций в связи с проведением фискального контроля. Опубликованные позиции, высказанные налоговой администрацией, становятся обязательными для нее, но при этом не накладывают ограничений на суд.

 Заключение  соглашений об исполнении обязательств  или соглашений комплаенс-контроля, действующих в Нидерландах, предполагает  в первую очередь построение  взаимовыгодных отношений между  налогоплательщиком и налоговым  органом. При наличии определенного  налогового риска предприятие  обязано обратиться к налоговой  службе, а инспектор обязан дать  свое мнение по данной ситуации  в течение определенного срока.

 В  Великобритании с 2004 г. действует  порядок, в соответствии с которым  бухгалтеры и налоговые консультанты  должны заблаговременно направлять  в налоговую и таможенную службы  новые схемы организации бизнеса.

 При  рассмотрении налоговых соглашений  к их преимуществам можно отнести  ясность ситуации для налогоплательщика  и гарантированность отсутствия  непредвиденных налоговых рисков. Так, подписание налогового соглашения  исключает применение в будущем  к налогоплательщику не только  налоговых санкций, но и взимание  самого налога, а также избавит  стороны налоговых правоотношений  от дорогостоящих и длительных  судебных процедур.

 Таким  образом, заключение налоговых соглашений  можно рассматривать как своего  рода гарантию в отношениях  налогоплательщика и государства, а их отсутствие может превратить  налоговый контроль в орудие  произвола и рычаг давления  на добросовестного налогоплательщика.

 Безусловно, российским налоговым органам  при введении института предварительного  налогового регулирования придется  разрабатывать собственный механизм  реализации указанной формы налогового  контроля.

 Если  налоговым органам совместно  с налогоплательщиком удастся  построить процедуру заключения  налоговых соглашений конструктивно, то это может послужить толчком  к эффективному обмену информацией  и более глубокому пониманию  налоговыми органами экономической  составляющей деятельности компании, что, безусловно, является преимуществом.

 Информация  об условиях заключенных соглашений, распространенных схемах налоговой  минимизации будет доступна при  последующих мероприятиях налогового  контроля, в связи с чем институт  налоговых соглашений может стать  для налоговых органов одним  из механизмов по борьбе с  налоговыми правонарушениями. Однако  существенным недостатком является  опасность роста коррупции, поскольку  решения, как показал анализ, чаще  всего принимаются индивидуально.

 Отдельным  направлением повышения эффективности  налогового контроля в зарубежных  странах является координация  действий различных органов государственной  власти и разработки комплексных  методов противодействия уходу от уплаты налогов и сборов и выполнению положений налогового законодательства.

В Великобритании практикуется унитарная система налогообложения. Она отличается небольшим уровнем налогообложения и незначительным количеством льгот для налогоплательщиков. На современном этапе у власти находится лейбористское правительство, которое сбавило уровень налогообложения компаний до 39% к апрелю 2012 года, а с апреля 2013 года – до 35%. По утверждению Правительства, это самый низкий уровень среди основных промышленных стран.  Иным существенным налогом для компаний Великобритании является универсальная ставка налогообложения предприятий (universal business rate). Настоящий налог зачисляется в центральное правительство для того, чтобы на данный средства финансировались муниципальные учреждения. Предусмотрено крайне мало налоговых льгот.

Иностранным (например, американским) компаниям, с точки зрения оптимизации налогообложения, выгоднее приступить к работе на рынке Великобритании, например,  в качестве филиала. В таком случае систему издержек, понесенных на британской земле, будут возмещать компании США при налогообложении их прибыли. Если же формировать при подобной налоговой системе британскую дочернюю компанию, то никакого налогового послабления компании произведено не будет. И напротив, если оперативная деятельность предприятия  приносила прибыль и ожидается выплата дивидендов, тогда американской компании выгоднее функционировать через британскую дочернюю компанию, поскольку это позволит сохранить прибыль, с учетом ухода от  налогообложения в США.

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе:

проведенное исследование предоставило  возможность более подробно рассмотреть теоретические основы налогового контроля, регулирующие налоговую политику в Российской Федерации. Таким образом, исследовав основополагающие принципы налоговой системы страны, можно сделать вывод о том, что Россия отличается умеренным налогообложением. Существует комплекс проблем и трудностей, которые мешают построению в Российской Федерации эффективной системы налогообложения. Передовые пути развития, которые задают определенное направление движения всей структуре налоговой политики, на современном этапе социально ориентированы и в будущем должны сформировать более удобные условия для налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ МРИ ФНС №17 ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

2.1. Организационная структура, задачи и функции МРИ ФНС № 17 по Красноярскому краю

 

Межрайонная ИФНС России № 17 по Красноярскому краю основана 24 ноября 2004 года. МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю представляет собой систему из 11 основных подразделений (отделов), которые находятся в подчинении 3 заместителей начальника инспекции, 5 подразделений, подчиняющихся непосредственно начальнику МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю, а также дополнительных 5 вспомогательных подразделений, которые не участвуют непосредственно в работе самой инспекции.   

Внутри отделов и между ними прослеживается тесная взаимосвязь, вместе с тем каждый отдел является отделенным в вопросе функций. Перед каждым отделом ставятся определенные задачи и цели.

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков является самым крупным по количеству сотрудников и материально-технической базе. Он проводит государственную регистрацию юридических лиц, в том числе принятие решений о внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в этом. Отдел регистрации и учета МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю занимается учетом налогоплательщиков, в том числе: постановкой на учет налогоплательщиков, снятием с учета налогоплательщиков, внесением изменений в их учетные данные, привлечением к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете, проведением подготовки и передачи в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.

 

Отдел учёта, отчётности и анализа обспечивает: взаимодействие с представителями федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам учета доходов бюджетов (сверка по поступлениям, направление уведомлений о необходимости внесения исправлений в отчетность органов федерального казначейства, представление в органы федерального казначейства информации, в соответствии с установленным порядком, обработка информации о доходах бюджетов, поступившей из органов федерального казначейства, финансовых органов субъекта Российской Федерации).

Руководитель инспекции осуществляет главные функции, а заместители руководителя берут на себя эти функции в его отсутствие. Постановка на должность руководителя осуществляется начальником Управления ФНС по Красноярскому краю. Руководитель МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю планирует и проводит работу по полному и своевременному учету и регистрации плательщиков, а также занимается контролем над соблюдением налогового законодательства и Налогового кодекса Российской Федерации, разрешает многочисленные кадровые и хозяйственные вопросы. Отделы финансового и общего обеспечения находятся в непосредственном ведомстве руководителя МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю. 

Межрайонная ИФНС России № 17 по Красноярскому краю имеет три заместителя руководителя инспекции, в кадрах службы числится 409 человек, а в ее структуру входит 25 отделов и  служб, каждый из которых имеет свои функции и задачи.  

Отдел работы с налогоплательщиками занимается вопросами проведения приема, подготовкой и выдачей документации, связанной с государственной регистрации юридических лиц, предпринимателей; проведением специального контроля над надлежащим уровнем соблюдения юридическими и физическими лицами федерального законодательства о государственной регистрации юридических лиц и налоговых сборах. В числе многочисленных функций отдела следует особенно отметить:

- прием и регистрацию налоговых деклараций, оформление специальных деклараций, связанных со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, подписание заявлений об организации ввоза товаров и уплаты косвенных налогов, вопросы ведения бухгалтерских отчетностей и другой документации, которая в дальнейшем послужит основанием для уплаты налогов, сборов, взносов, других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

- предоставление информации о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по запросам налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сверка расчетов;

- прием и обработка сведений о доходах физических лиц; информирование налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование о действующем законодательстве о налогах, сборах, взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, взаимодействие со средствами массовой информации.

Информация о работе Налоговый контроль на примере МРИ ИФНС № 17 по Красноярскому краю