Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что налоговая система является на данный момент времени наиболее активным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития. Трудности, связанные с тем, что налоги представляют собой основной источник дохода бюджета государства, всегда были актуальными и вызывали широкие дискуссии в научных кругах. Известно, что основной целью налоговых органов считается максимально масштабное и полное взимание налоговых платежей с налогоплательщиков в условиях действующего законодательства.
ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………..……..………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ………...9
1.1. Понятие и сущность государственного налогового контроля……9
1.2. Структура и основные принципы налогового контроля……………12
1.3. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля……………………………………………………………………………20
1.4. Сравнительный анализ налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой…………………………………………………………….28
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ МРИ ФНС №17 ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ…………………………………………..40
2.1. Организационная структура, задачи и функции МРИ ФНС № 17 по Красноярскому краю ……………………………………………………………40
2.2. Практика налогового контроля на примере МРИ ФНС №17……..46
2.3. Оценка налогового потенциала МРИ ФНС №17 по Красноярскому краю………………………………………………………………………………49
2.4. Проблематика осуществления налогового контроля в Красноярском крае……………………………………………………………………………….55
3. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ………………………………………………………..62
3.1. Предложения по совершенствованию контролирующей функции налоговой системы и её элементов …………………………………………….62
3.2. Ожидаемый экономический эффект от усовершенствованной контролирующей функции налоговой системы по Краснодарскому краю…72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………81
№ |
Количественные показатели |
№ |
Качественные показатели | |
1. |
Удельный вес дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумм налоговых поступлений |
1. |
Сумма доначислений на одного работника налоговых органов | |
2. |
Рост дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумме налоговых поступлений (как в абсолютных цифрах, так и по удельному весу в общей сумме налоговых поступлений) |
2. |
Сумма доначислений на одного документально проверенного налогоплательщика |
3. |
Удельный вес финансовых санкций в сумме дополнительно начисленных платежей |
| |
4. |
Удельный вес доначислений по камеральным и документальным проверкам |
|
Но наиболее совершенная методика разрабатывалась и применяется сегодня Министерством по налогам и сборам в городе Москве. Ее предложили для всех вышестоящих инспекций Министерства, которое осуществляет вертикальный (ведомственный) контроль. При помощи данной методики изучаются и сопоставляются уже не только количественные, но и качественные показатели. Подобная усовершенствованная методика представляется наиболее рациональной, кроме того, она, помимо вышеуказанных, предполагает сопоставление еще и следующих показателей (табл. 3.2.):
Данная методика разработана в МНС города Москвы, в методологическом отделе под руководством профессора. Д. Черника [28, с 13], она является основой многих методик как столичной, так и региональных ИМНС, дополняющих ее собственными показателями.
Чтобы проанализировать состояние контрольной работы какого-либо налогового органа, необходимо использовать сведения, которые содержатся в штатных расписаниях инспекции, а также показатели из форм налоговой статистики № 2-НК «Результаты контрольной работы налоговых органов».
В данной форме рассчитываются качественные и количественные показатели:
- численность документально проверенных юридических лиц или проконтролированных на местах физических лиц;
- численность документально проверенных юридических лиц на одного работника налоговых органов;
- суммарные показатели доначисления налоговых и штрафных санкций;
- суммарные показатели доначисления налоговых и штрафных санкций из расчета на одного работника налоговых органов;
- часть взысканных платежей в общей сумме доначислений;
- часть доначислений по суммарным показателям зачисленных налогов и платежей и другое.
Соизмерение величин количественного и качественного показателя по той или иной статье в различных инспекциях дает возможность совершенно объективно оценивать формирование контрольной работы, делать акцент на «узкие» места и устремить усилия коллектива на решение обнаруженных проблем. Сравнение данных по нижестоящим инспекциям налоговой службы и вышестоящим ее органам, - дает возможность установить результативность работы нижестоящего налогового органа.
Данная методика использует большое число количественных и качественных показателей. В этом и состоит ее непререкаемое достоинство. Вторым достоинством выступает вероятность ее употребления при рассмотрении проблемных моментов деятельности налоговых органов, при соотнесении итогов деятельности конкретного органа или инспектора.
Недостатком можно назвать только употребление значительного числа сопоставляемых показателей для рассмотрения результативности деятельности налогового органа. Причем, каждому налоговому инспектору (инспекции) присваивается место (балл) с учетом «весомости» конкретного показателя.
Таким образом, сравнение осуществляется по всем рассчитываемым показателям на основе присвоенных баллов. Неизбежный субъективизм оценки «весомости» конкретных показателей контрольной работы налоговых органов – второй недостаток данной методики.
Этапы |
Информационная база |
Метод (алгоритм) расчета |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
I этап: |
Формы налоговой от- |
Последовательность определения по- |
|||||
Формирование со- |
четности. Данные бух- |
казателей: |
|||||
става первичных по- |
галтерского учета |
Шаг 1. Формирование экспертной ко- |
|||||
казателей |
миссии из числа специалистов и руко- |
||||||
водителей инспекции |
|||||||
Шаг 2. Выбор экспертной комиссией |
|||||||
наиболее значимых показателей, не- |
|||||||
обходимых и достаточных для расчета |
|||||||
интегральных |
показателей эффектив- |
||||||
ности налоговых проверок |
|||||||
II этап: |
Расчет значений при |
Шаг 3. Определение экспертной ко- |
|||||
Определение значе- |
наличии информации. |
миссией значения весовых коэффици- |
|||||
ний показателей и |
Экспертное определе- |
ентов показателей. |
|||||
представление в от- |
ние значений качест- |
Шаг 4. Определение экспертной ко- |
|||||
носительной форме |
венных показателей |
миссией значения показателей с ис- |
|||||
пользованием ранговой шкалы (для |
|||||||
показателей, по которым нет данных |
|||||||
для расчета). |
|||||||
Шаг 5. Определение (расчет) взвешен- |
|||||||
ных значений |
частных показателей |
||||||
(область возможных значений показа- |
|||||||
телей от 0 до 1). |
|||||||
Формулы расчета частных показателей |
|||||||
III этап: |
Взвешенные значения |
||||||
частных |
показателей |
||||||
Расчет обобщающих |
Э = ∑ai xi |
||||||
эффективности функ- |
|||||||
показателей эффек- |
ционально-целевых |
||||||
тивности |
блоков |
||||||
1 |
2 |
3 |
|||||
IV этап: |
Значения обобщающих |
Э |
= A ∗Э |
+ A ∗Э |
|||
Расчет комплексных |
показателей |
проф |
1орг тех |
2отн |
|||
Эфиск |
= A3 ∗Ээк |
||||||
показателей фис- |
|||||||
кальной и профи- |
|||||||
лактической эффек- |
|||||||
тивности |
|||||||
V этап: |
Значения комплексных |
ИПЭ = Эфиск +Эпроф |
|||||
Расчет интегрально- |
|||||||
го показателя эф- |
показателей фискаль- |
||||||
фективности кон- |
ной и профилактиче- |
||||||
трольной налоговой |
ской эффективности |
||||||
проверки |
Наименование показателей |
Вес. |
ВНП |
Средне |
КНП |
Средне | ||||||||
пок. |
не- |
не- | |||||||||||
взвеш. |
взвеш. | ||||||||||||
Обобщающий показатель организаци- |
|||||||||||||
онно-технологической эффективности |
|||||||||||||
Соответствие численности персонала отде- |
0,1 |
0,9 |
0,09 |
0,9 |
0,09 | ||||||||
лов проверок штатному расписанию (ко- |
|||||||||||||
эффициент) |
|||||||||||||
Повышение квалификации персонала отде- |
0,1 |
0,05 |
0,005 |
0,08 |
0,008 | ||||||||
лов налоговых проверок (коэффициент) |
|||||||||||||
Соответствие квалификации персонала |
0,2 |
1 |
0,2 |
0,75 |
0,15 | ||||||||
сложности работ в ходе проверок (ранг) |
|||||||||||||
Стабильность кадрового состава отделов |
0,1 |
0,91 |
0,091 |
0,78 |
0,078 | ||||||||
налоговых проверок (коэффициент) |
|||||||||||||
Охват плательщиков проверками (коэффи- |
0,3 |
0,55 |
0,165 |
1 |
0,3 | ||||||||
циент) |
|||||||||||||
Информационный вклад в результат аль- |
0,1 |
0,25 |
0,025 |
1 |
0,1 | ||||||||
тернативного вида проверки (ранг) |
|||||||||||||
Сложность получения информации в ходе |
0,1 |
0 |
0 |
0,5 |
0,05 | ||||||||
проверок (ранг) |
|||||||||||||
Итого: |
0,576 |
0,776 | |||||||||||
Обобщающий показатель превентивно- |
|||||||||||||
дисциплинирующей эффективности |
|||||||||||||
Профилактическое воздействие налоговых |
0,6 |
0,5 |
0,3 |
1 |
0,6 | ||||||||
проверок (ранг) |
|||||||||||||
Интенсивность взаимодействия налоговых |
0,4 |
0,5 |
0,2 |
1 |
0,4 | ||||||||
органов с налогоплательщиками (ранг) |
|||||||||||||
Итого: |
0,5 |
1 | |||||||||||
Обобщающий показатель экономиче- |
|||||||||||||
ской эффективности |
|||||||||||||
Коэффициент доначислений по результа- |
0,1 |
0,033 |
0,0033 |
0,004 |
0,0004 | ||||||||
там налоговых проверок |
|||||||||||||
Коэффициент эффективности бюджетных |
0,9 |
0,69 |
0,621 |
0,17 |
0,153 | ||||||||
расходов на проведение налоговых прове- |
|||||||||||||
рок |
|||||||||||||
Итого: |
0,6243 |
0,1534 |
Наименование комплексного |
Вес |
ВНП |
Средне- |
КНП |
Средне- | |
показателя эффективности |
взвеш. |
взвеш. | ||||
Профилактическая |
эффектив- |
0,2728 |
0,4328 | |||
ность |
||||||
Организационно-технологическая |
0,3 |
0,576 |
0,1728 |
0,776 |
0,2328 | |
эффективность |
||||||
Превентивно-дисциплинирующая |
0,2 |
0,5 |
0,1 |
1 |
0,2 | |
эффективность |
||||||
Фискальная эффективность |
0,3122 |
0,0767 | ||||
Экономическая эффективность |
0,5 |
0,6243 |
0,585 |
0,1534 |
0,5095 |
Информация о работе Налоговый контроль на примере МРИ ИФНС № 17 по Красноярскому краю