Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Налоговая нагрузка является важным измерителем качества налоговой системы. Опыт развитых стран указывает на то, что предельный уровень налоговых изъятий не должен превышать 30%. Чрезмерность налогового давления негативным образом сказывается на финансовом состоянии предприятий, а следовательно возможности их инвестирования в свое развитие и расширение.
Официальное значение налоговой нагрузки на российскую экономику составляет не более 40%, однако существует ряд факторов, свидетельствующих, что значение данного показателя гораздо выше. Существует огромное количества методик расчета налогового давления, но ни одна из них не является универсальной, что затрудняет расчет реального уровня налоговых изъятий на налогоплательщика.
Статья 4. Ставки налога
Ставка налога для организаций не может превышать 2 процентов налогооблагаемой стоимости недвижимости.
Ставки налога для физических лиц не могут превышать:
Конкретные ставки
налога на недвижимость устанавливаются
решениями представительных органов местного самоуправления
для
отдельных категорий плательщиков. Устанавливать
ставку налога для отдельных налогоплательщиков
не разрешается.
Статья 5. Льготы по налогу
Налогом не облагаются следующие виды недвижимости:
Никакая недвижимость не освобождается от налога в соответствии с данной статьей Закона, если права на собственность, владение или пользование ею не были зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством.
Статья 6. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты
Органы по оценке недвижимости вправе запрашивать у Федеральных органов исполнительной власти, органов, ведущих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с недвижимостью (нотариальные конторы, банки, коммунальные службы и другие) необходимую информацию, относящуюся к недвижимости, которая представляется в обязательном порядке в месячный срок. Если данная информация не была предоставлена или если было отказано в праве на инспекцию с целью ее оценки, органы по оценке недвижимости имеют право оценить соответствующую недвижимость на основе той информации, которая у них имеется.
Суммы платежей по налогу на недвижимость организаций зачисляются в доход бюджетов субъектов Федерации, а по налогу с физических лиц - в доход бюджетов органов местного самоуправления по месту нахождения объекта налогообложения.
К сожалению, до сих пор не установлены по перечню и основным элементам в налоговом законодательстве региональные и местные лицензионные сборы. В рамках данной работы сложно решить эту проблему, требующую согласования с другими многочисленными законодательными актами в различных областях экономики и деятельности.
Особое внимание следует уделить налогу на доходы физических лиц. Пропорциональная основная ставка этого налога - 13% (планируется с 2007 года ставка 17%) не оправдывает себя ни с фискальных, ни с регулирующих, ни с экономических, ни с социальных позиций. В силу этих причин настало время возвратиться к принятой во всем мире прогрессивной шкале ставок налога на доходы физических лиц, но на несколько иной методологической основе.
Во-первых, для обеспечения полноты сбора налога и повышения в этом заинтересованности местных органов управления следует придать прогрессивной шкале ставок местный статус в следующих конкретных значениях: 16%, 19%, 22%, 25% (в случае повышения минимальной ставки налога -19%, 22%, 25%).
Во-вторых, механизм налогообложения совокупного годового дохода на основе декларации по прогрессивным ставкам, должен учитывать фактическую платежеспособность домашнего хозяйства (семьи), а не одного плательщика, и наоборот, он не должен наказывать представителей среднего класса в стремлении к повышению трудовой активности.
Местную систему налогов и сборов следует укрепить также за счет разделения в рамках специальных налоговых режимов региональных единых налогов на вмененный доход, с сельскохозяйственных товаропроизводителей и при упрощенной системе налогообложения на региональную и местную части путем закрепления за местным уровнем в соответствующих главах Налогового кодекса сумм названных единых налогов, взимаемых с индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств Единые налоги с организаций зачисляются в доходы региональных бюджетов.
При этом имеет смысл внести определенные коррективы в действующее налоговое законодательство. В стимулирующих целях целесообразно, на наш взгляд, сократить для индивидуальных предпринимателей ставку единого налога на вмененный доход до 13% и ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения до 13% в отношении объекта обложения «доход-расход», и до 5%- для объекта «доход». Ведущим источником укрепления самостоятельности местных бюджетов должен стать налог на доходы физических лиц. В целях заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной мобилизации этого налога в бюджет, в повышении его «собираемости» следует, на наш взгляд, закрепить этот налоговый источник за местными (муниципальными) бюджетами [52].
Наряду с изменением статуса налога на доходы физических лиц следует особое внимание уделить его социальной значимости. Равномерное (а не равное) налогообложение субъектов платежа всегда было одной из основных задач налогообложения доходов физических лиц. Использование же в настоящее время пропорциональной ставки налогообложения реализует в большей мере именно равенство, а не равномерность в изъятии части получаемых населением доходов. В рамках предлагаемой нами модели налоговой системы регионального уровня мы сочли возможным установить прогрессивную шкалу ставок по налогу на доходы физических лиц, зачисляемому в доходы местных бюджетов. В отношении налога на прибыль мы считаем возможным предложить несколько иные, отличные от современных, минимальные ставки налога на прибыль, зачисляемые в региональные и местные бюджеты, в пользу местных бюджетов: в региональный бюджет- 16%, в местные бюджеты - 3%. Обобщая результаты, выводы и рекомендации, мы предлагаем следующую модель системы налогов на региональном уровне, которая, по нашему мнению, удовлетворяет критериям рациональности с фискальной и регулирующей позиций (см. табл. 3.5)
Таблица 3.5 - Модель системы налогов и сборов, уплачиваемых на территории региона РФ и их распределение между бюджетами различных уровней
Виды налогов и сборов |
Налоговые ставки |
Налоговая база |
1.Система региональных налогов и сборов, включая федеральные налоги, закрепленные по разделенным ставкам | ||
1.1. Налог на прибыль (доход) организаций
1.2. Налог на недвижимость |
16% - региональная ставка
2 % - для организаций |
25 глава НК РФ
Рыночная стоимость объектов недвижимости (земли, зданий и сооружений |
|
| |
1.3. Налог на дополнительный
доход от добычи полезных сырья |
Региональная прогрессивная шкала ставок от 3% до 24% в зависимости от рентабельности |
Стоимость добытых, заготовленных и реализованных полезных ископаемых, древесины на корню, продуктов их первичной переработки за вычетом затрат (текущих и капитальных) и налогов |
1.4. Водный налог |
Штрафные региональные ставки в рублях за 1 куб м воды, увеличенные в 5 раз по сравнению с основными |
Объем воды, забранной из водных объектов и обращенные в водные объекты сверх установленных лимитов, и воды, используемой без лицензии |
1.5. Транспортный налог |
28 глава НК РФ |
28 глава НК РФ |
1.6. Налог на игорный бизнес |
29 глава НК РФ |
29 глава НК РФ |
1.7. ЕНВД (только в части организаций) |
Глава 26.2 НК РФ |
Глава 26.2 НК РФ |
1.9.Единый налог при упрощенной системе налогообложения (только в части организаций) |
Глава 26.2 НК РФ |
Глава 26.2 НК РФ |
1.10. Единый сельскохозяйственный налог (только в части организаций) |
Глава 26.1 НК РФ |
Глава 26.1 НК РФ |
2.Система местных налогов сборов, включая федеральные и региональные налоги, закрепленные по разделенным ставкам | ||
2.1. Налог на прибыль (доход) организаций |
3% - местная ставка |
Глава 25 НК РФ |
2.2. Налог на доходы физических лиц |
Местная прогрессивная шкала ставок: 16%, 19%, 22%, 25%. |
Совокупный годовой доход по декларации, превышающий 120 тыс. руб. на 1 чел |
2.3. Налог на недвижимость физических лиц (вместо налога на имущество и земельного налога) |
Прогрессивная шкала ставок в зависимости от стоимости: от 0,1% до 2%. |
Суммарная рыночная стоимость земли, жилья, сооружений, строений по ступеням; до 500 тыс. руб. и т.д.; более 10 млн. руб. |
2.4. ЕНВД (для индивидуальных предпринимателей |
13% вмененного дохода |
Глава 26.2 НК РФ |
2.5. Единый налог при
упрощенной системе |
13% к доходу за вычетом расходов; 5% к доходу |
Глава 26.3 НК РФ |
2.6 Единый сельскохозяйственный налог (для крестьяно-фер. хозяйств |
Глава 26.1 НКРФ |
Глава 26.1 НКРФ |
Таким образом, модель рациональной системы налогов и сборов субъекта Федерации, предлагаемая нами работе, представляет собой двухуровневую модель, которая базируется на моделях отдельных налоговых платежей, а второй уровень - это моделирование системы налогов и сборов субъектов Федерации в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовое состояние предприятия в условиях рыночных отношений во многом определяется уровнем налоговой нагрузки. Наиболее приемлемой методикой расчета налогового давления на предприятие является отношение суммы уплаченных налогов к добавленной стоимости, однако и в этом случае показатель страдает существенными недостатками. Расчет налоговой нагрузки на российскую экономику с учетом прироста недоимки по налоговым платежам в бюджетную систему РФ за период с 2003 по 2007гг. показал, что данный показатель снизился практически на 10% с 30 до 20%. Однако исключение из расчета налоговых поступлений от малых предприятий и объемов произведенного ими ВВП, увеличило данный показатель за период с 2002 по 2005гг. до 47% с 32%.
Чрезмерная концентрация малых предприятий в торговом секторе доля таковых в общем числе предприятий составляет около 50%, что свидетельствует о нецелессобразности поправки внесенной в гл. 26.2 НК РФ от 31.12.02г. о возможности учета всех затрат в целях налогообложения для торговых предприятий. На наш взгляд, необходимо вообще запретить торговым предприятиям применение упрощенного налогообложения, а имеющим площадь торгового зала для обслуживания посетителей до 150 м. кв. увеличить значение базовой доходности как минимум в 2-3 раза.
Проведенные исследования
свидетельствуют о широком
Сравнение налоговых изъятий в России со странами с развитой рыночной экономикой, свидетельствует, что у многих из последних уровень налогового давления находится за пределами допустимых значений. Так, в России уровень налоговой нагрузки в целом на экономику страны в 2006г. составлял 32,4%, что вполне соответствует оптимальному уровню. Нами было выявлен ряд особенностей развития отечественной экономики, свидетельствующих о том, что налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков гораздо выше своего официального значения (32,4%). Так, в числе таких факторов оказались: высокий уровень уклонения от налогообложения, только 16-20% хозяйствующих субъектов в полном объеме выполняют свои налоговые обязательства; высокий уровень задолженности по налоговым платежам, составивший на 01.01.2007г. около 514 млн. руб., неравномерность распределения налогового гнета (для налоговой системы РФ характерно большое количество льготных налоговых режимов, предполагающих налоговые послабления для одних хозяйствующих субъектов и одновременное увеличение нагрузки для других), недоучет органами государственной статистики объемов ВВП, производимого в теневом секторе экономики и др.
Снижение налоговой нагрузки на предприятия должно осуществляться не только в рамках уплачиваемых налогов, но и финансовой ответственности за налоговые нарушения. Проведенный анализ показал, что в России, удельный вес убыточных предприятий за период с 2001 по 2007гг. не опускался ниже 40%, что свидетельствует о нецелесообразности взимания с них пени за несвоевременную уплату налогов. Кроме того, учитывая отрицательную динамику увеличения недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ, таковая с 2005 по 2006г. уменьшилась на 116 млрд. руб. считаем необходимым дифференцировать пени за несвоевременную уплату налогов в зависимости от значений коэффициентов текущей ликвидности и коэффициентов автономии. Считаем, что вышеизложенные предложения позволят снизить налоговую нагрузку на российские предприятия и будут способствовать улучшению их финансового состояния.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2: официальный текст. – М.: ЭЛИТ, 2007. – 376 с.
2. Илышева Н.Н. Анализ
финансового состояния
3. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент для практиков / Е.С. Стоянова, М.Г. Штерн. - М.: Перспектива, 2006. - 239 с.
4. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие / М.Н. Крейнина. – М.: Дело и Сервис, 2006. - 304 с.
5. Шеремет А.Д. Финансы предприятий / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 348 с.
6. Вальтер О.З. Финансовый менеджмент / О.З. Вальтер, Е.Н. Понеделкова, Д.А. Корнилин. - М.: «Колос», 2008. - 176 с.
7. Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент / И.Н. Герчикова. – М.: АО «Консалтбакир», 2005. – 208
8. Перов А.В. Налоги
и налогообложение: Учебное
9. Подпорин Ю.В. О применении упрощенной системы налогообложения / Ю.В. Подпорин // Налоговый вестник. - 2006. - №3. - С. 74-78.
10. Брызгалин А.В.
11. Налимзянов Р.Ф. Контроль за налогами на предприятии: Учебник / Р.Ф. Галимзянов. – 2е. изд., перераб. и доп. – УФА: Эксперт, 1999. – 415с.
12.Гвоздиков А.В.
Информация о работе Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета