Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Налоговая нагрузка является важным измерителем качества налоговой системы. Опыт развитых стран указывает на то, что предельный уровень налоговых изъятий не должен превышать 30%. Чрезмерность налогового давления негативным образом сказывается на финансовом состоянии предприятий, а следовательно возможности их инвестирования в свое развитие и расширение.
Официальное значение налоговой нагрузки на российскую экономику составляет не более 40%, однако существует ряд факторов, свидетельствующих, что значение данного показателя гораздо выше. Существует огромное количества методик расчета налогового давления, но ни одна из них не является универсальной, что затрудняет расчет реального уровня налоговых изъятий на налогоплательщика.
В-четвертых, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно т уровня этого показателя в значительной мере зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о вложении собственных финансовых ресурсов в развитие того или иного производства, в ту или иную отрасль народного хозяйства.
Исчисление налогового бремени осуществляется на: микроуровне и мкроуровне:
Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или другими словами налоговой нагрузки на экономику. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия.
Налоговое бремя на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших налогов к валовому внутреннему продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределяемого с помощью налогов. При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе страдает весьма серьезным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта. Но между тем это показатель необходим, так как налоги устанавливает государство и оно должно учитывать этот средний показатель.
При расчете налогового давления на экономику России необходимо учитывать такой фактор, как кризис неплатежей. Дело в том, что величина налоговой нагрузки рассчитываемой официальными органами Госкомстата России исходя из уплаченных сумм налогов. Между тем, налоговые обязательства и их фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике не одно и то же. Иными словами, общий показатель совокупной налоговой нагрузки должен корректироваться с учетом указанного коэффициента собираемости или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по налоговым платежам [24].
Однако корректировка налогового бремени на сумму задолженности по налоговым платежам является достаточно спорным вопросом. Ведь до тех пор, пока организация не перечислила налоговый платеж в пользу государства, ее денежные средства остаются в обороте и не увеличивают налоговую нагрузку на предприятие. Исходя из этого, показатель реальной налоговой нагрузки на среднего налогоплательщика - это удельный вес совокупности реальных налоговых поступлений в объеме ВВП. Кроме того, увеличение недоимки ведет с одной стороны к сохранению оборотных средств предприятия, а с другой - к таким серьезным последствиям, таким, как штрафные санкции, начисление пеней. Таким образом, налоговая нагрузка, рассчитанная с поправкой на налоговую задолженность либо без нее, представляет собой величину относительную.
Проблема с включением
или исключением косвенных
Таблица 2.1 - Расчет налоговой нагрузки на российские предприятия, скорректированный на задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
1 |
ВВП в млрд. руб. |
10831 |
13243 |
17048 |
21620 |
26781 |
2 |
Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ в млрд. руб. |
3137 |
3735 |
4942 |
6203 |
5323 |
3 |
Недоимка по налогам и сборам в бюджетную систему РФ в млрд. руб. |
237 |
207 |
219 |
314 |
246 |
3а |
Прирост недоимки по налоговым платежам в млрд. руб. |
118 |
-30 |
12 |
95 |
-68 |
4 |
Налоговая нагрузка без учета недоимки по налоговым платежам в % (стр.2/стр.1 х 100) |
29 |
28 |
29 |
29 |
20 |
5 |
Налоговая нагрузка, скорректированная на прирост недоимки по налоговым платежам в % (стр. 2 + стр. 3а: стр. 1 х 100) |
30 |
28 |
29 |
29 |
20 |
Из данных, представленных в таблице, видно, что величина налоговой нагрузки на российские предприятия, скорректированная на прирост недоимки по налоговым платежам за период с 2003 по 2007гг. сократилась на 10% с 30% до 20%. Наибольшая динамика сокращения рассматриваемого показателя пришлась на 2006г. по сравнению с 2005г.
Для отечественной системы налогообложения характерно большое количество налоговых льгот и преференций. Здесь существенное место принадлежит малым предприятиям, применяющим специальные режимы налогообложения, такие как, упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход. Поэтому, что для большей точности определения уровня налоговой нагрузки на российских налогоплательщиков из общей суммы ВВП, необходимо исключить объем товаров (работ, услуг) произведенных малыми предприятиями. Кроме того, также необходимо уменьшить общую сумму налоговых поступлений на налоговые платежи, полученные от малых предприятий. Решение данной проблемы затруднено тем обстоятельством, что российская налоговая статистика отдельно не выделяет налоговые поступления от различных групп налогоплательщиков. Зарубежный опыт показывает, что доля малых предприятий в общем объеме налоговых платежей, как правило, равно их доле в производстве ВВП. Если оттолкнуться от таких пропорций, то эта доля для отечественных малых предприятий составит около 10-12%. Однако, данная оценка является весьма завышенной, так как налоговые поступления от 50% малых предприятий, к которым относятся занятые в торговой сфере и 20%, переведенных на УСНО в общей сумме дают не более 1% всех налоговых поступлений. В связи с этим, вклад малых предприятий в общие налоговые поступления, определенный в размере 10% представляется весьма завышенным. Таким образом, уменьшение налоговых поступлений в консолидированный бюджета РФ осуществлено только на 1%. Расчет налоговой нагрузки на российские предприятия в том числе и малые, применяющие традиционную систему налогообложения представлен в табл. 2.2.
Таблица 2.2 - Динамика налоговой нагрузки на российские предприятия, в том числе и малые, применяющие традиционную систему налогообложения
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
1 |
ВВП в млрд. руб. |
10831 |
13243 |
17048 |
21620 |
26781 |
2 |
Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ в млрд. руб. |
3137 |
3735 |
4942 |
6203 |
5323 |
3 |
Недоимка по налоговым платежам в бюджетную систему РФ в млрд. руб. |
237 |
207 |
219 |
314 |
246 |
3а |
Прирост недоимки по налоговым платежам в млрд. руб. |
118 |
-30 |
12 |
95 |
-68 |
4 |
Объем произведенной продукции, работ, услуг малыми предприятиями в млрд. руб. |
1161 |
1682 |
2230 |
9633 |
12099 |
5 |
Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ от малых предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения в млрд. руб. (стр. 2 х 1%) |
314 |
374 |
494 |
620 |
532 |
6 |
ВВП без малых предприятий в млрд. руб. (стр. 1- стр. 4) |
9670 |
11561 |
14818 |
11987 |
14682 |
7 |
Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ без учета налоговых поступлений от малых предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения в млрд. руб. (стр.1 – стр.5) |
2823 |
3361 |
4448 |
5583 |
4791 |
8 |
Налоговая нагрузка без малых предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения, скорректированная на ежегодный прирос недоимки по налоговым платежам в % ( стр.7 + стр. 3а : стр. 6 х 100) |
32 |
30 |
31 |
47 |
33 |
Представленные расчетные
данные показывают, что уровень налоговых
изъятий у предприятий
Кроме того, следует отметить, что 2006г. характеризовался существенным увеличением налоговой нагрузки по сравнению с 2005г. на 14%
2.2 Сравнение налогообложения малых предприятий в России
и за рубежом
Особое внимание во многих развитых странах уделяется вопросам льготного налогообложения малого предпринимательства. И хотя предоставление налоговых льгот малым предприятиям противоречит принципу нейтральности налоговой системы, необходимо учитывать, что нормальная ставка налогообложения для них является достаточно высокой и должна быть снижена с учетом их финансовой неустойчивости, низкой прибыльности и сильной зависимости от конъюнктурных колебаний. Принимая также во внимание факт необходимости развития субъектов малого бизнеса, предоставление им налоговых льгот является вполне обоснованным, но должно осуществляться продуманно с целью недопущения уклонения от налогообложения.
Следует учитывать, что важным аспектом налогообложения малого бизнеса являются критерии признания предприятия малым. Сегодня в мире насчитывается более 50 статистических критериев отнесения предприятия к группе малых и средних. Причем термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и в Западной Европе чаще пользуются термином «мелкие и средние» и в самом общем виде их можно подразделить на:
- качественные критерии
(простота системы управления, совмещение
в одном лице функций
- количественные критерии
(численность занятых на
Критерии отнесения предприятий к малым существенно разнятся при переходе от страны к стране, а также от одной сферы приложения капитала к другой. Тем не менее, в практике любой страны чаще применяются именно количественные критерии.
В США малые предприятия должны соответствовать следующим качественным критериям:
- управляться независимыми собственниками;
- не занимать доминирующего положения на рынке;
- численность наемных
работников не должна
В Японии для отнесения
предприятий к малым
В Германии при отнесении предприятий к сектору мелкого и среднего предпринимательства применяются следующие критерии:
- единство собственности и управления;
- так называемая обозримость
предприятия (ограниченность
- особая роль руководителя
такого предприятия (который
- особый характер финансирования
(преимущественно за счет банко
В Венгрии для отнесения предприятий к малым используются следующие показатели:
- численность занятых от 10 до 50 человек;
- объем годового оборота не более 700 млн форинтов;
- размер баланса не более 500 млн форинтов.[26]
В ряде восточноевропейских стран
применяются следующие
- средняя численность
- объем валовой продукции;
- объем производственных фондов.
Всеобщая конфедерация мелких и средних предпринимателей Франции считает мелкими и средними предприятия, владелец которых имеет в собственности большую часть капитала и обеспечивает личное руководство работниками. Что же касается количественных критериев, то во Франции к мелким предприятиям относят фирмы с числом занятых от 10 до 50 человек, а к средним - от 50 до 500 человек. Таким образом, малый бизнес - это весьма пестрая, неоднородная экономическая среда.
В развитых странах с достаточно устоявшимися налоговыми традициями для облегчения налогового груза применяется понижение ставки корпоративного налога для предприятий, относящихся к малому и среднему предпринимательству.
В США ставка федерального налога на прибыль корпораций носит ступенчатый характер, что имеет большое значение для малых предприятий. За первые 50 тыс. долларов облагаемой прибыли установлена ставка налога 15%, за следующие 25 тыс. дол. взимается 25%, и только сумма, превышающая 75 тыс. дол., облагается по основной налоговой ставке 34%. Таким образом, в США для малых и средних корпораций используются пониженные ставки – 15 и 25%.[27]
Информация о работе Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета