Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Налоговая нагрузка является важным измерителем качества налоговой системы. Опыт развитых стран указывает на то, что предельный уровень налоговых изъятий не должен превышать 30%. Чрезмерность налогового давления негативным образом сказывается на финансовом состоянии предприятий, а следовательно возможности их инвестирования в свое развитие и расширение.
Официальное значение налоговой нагрузки на российскую экономику составляет не более 40%, однако существует ряд факторов, свидетельствующих, что значение данного показателя гораздо выше. Существует огромное количества методик расчета налогового давления, но ни одна из них не является универсальной, что затрудняет расчет реального уровня налоговых изъятий на налогоплательщика.
И, наконец нельзя
менять систему учета в
Кроме того, разумеется, добровольность применения порядка, предусмотренного для малого предпринимательства, не должна исключать возможности использования вмененного минимального налогообложения для тех видов деятельности и в тех случаях, когда есть достаточные основания предполагать высокую рентабельность рассматриваемой деятельности и одновременно существенные возможности по сокрытию выручки от налогообложения. В этом случае следует проводить эмпирические исследования и на их основе определять приемлемые базы вменения и ставки минимального налога, в том числе дифференцированные по видам деятельности.
Учитывая опыт развитых стран, считаем, что построение системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства должно заключаться не только в снижении налоговой нагрузки, но и в упрощении бухгалтерского и налогового учета, что должно способствовать сокращению затрат малых предприятий и повышению их конкурентоспособности.
2.3.Оценка налоговой нагрузки при различных режимах налогообложения: за или против развития торгового сектора
Упрощенная система налогообложения является льготным налоговым режимом и разработана с целью поддержки и развития малого бизнеса. Применение упрощенной системы налогообложения (УСНО) введенной гл. 26.2 НК РФ с 01.01. 2003г. позволяет предприятиям значительно снизить налоговую нагрузку, так как предполагает отмену ряда налогов, к числу которых относятся:
-налог на прибыль;
- налог на добавленную стоимость;
-единый социальный налог;
- налог на имущество организаций;
Что касается индивидуальных предпринимателей, то они также не уплачивают 4 вида налогов, таких как:
-налог на доходы физических лиц;
- налог на добавленную стоимость;
-единый социальный налог;
- налог на имущество ;
Взамен вышеперечисленных налоговых платежей взимается единый налог, рассчитываемый либо с выручки в размере 6%, либо с прибыли – 15%. Причем право выбора объекта налогообложения принадлежит налогоплательщику [33] .
Кроме того, упрощенная система налогообложения предоставляет ряд налоговых льгот, в зависимости от выбранного объекта налогообложения.
Преимущественные характеристики, которые дает упрощенная система налогообложения по сравнению с традиционной системой налогообложения представлены на рис. 2.2
Рис. 2.2 – Схема преимущественных характеристик упрощенного налогообложения
Таким образом, применение УСНО позволяет малым предприятиям значительно сократить налоговую нагрузку. Так, только по налогу на прибыль для предприятий ставка понижается на 9 пунктов (24%-15%). Что касается индивидуальных предпринимателей, то здесь ставка единого налога, уплачиваемого с «прибыли» на 2 пункта выше (15%-13%), чем при традиционной системе налогообложения, однако последние не уплачивают НДС, ставка которого разнится от 10 до 18%, в зависимости от вида реализуемой продукции, а также ЕСН, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налог на имущество физических лиц.
Что касается сравнения налоговой нагрузки при традиционной и упрощенной налоговой системе, основанной на выборе объекта налогообложения «выручка» то здесь, пожалуй не возможно дать однозначного ответа в отношении сокращения налогового давления на субъекты малого предпринимательства, так как отсутствует возможность сравнения идентичных баз налогообложения. Однако весомым аргументом «за» здесь выступает возможность уменьшения единого налога на сумму страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, но не более чем на 50%.
Возможность максимального сокращения налоговой нагрузки при применении УСН зависит от правильности выбора объекта налогообложения [26].
Так как, вторым
крупным налоговым платежом
Рис. 2.3. - Модель сокращения нагрузки на предприятие при применении упрощенного налогообложения
с учетом преимуществ и недостатков
СВопс - Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
Таким образом :
Выбор объекта налогообложения «доходы» экономически выгоден налогоплательщику в следующих случаях:
1. если доля затрат, учитываемых для целей налогообложения, в общем объеме доходов менее 60%,
2. если доля затрат
в общем объеме доходов
Выбор объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» экономически выгоден:
- если доля затрат,
учитываемых для целей
- если доля затрат
в общем объеме доходов
Одним из преимуществ выбора объекта налогообложения «доходы» является простота расчета единого налога, которая заключается в определении суммы доходов, в т.ч. внереализационных, путем умножении их на налоговую ставку - 6%. Кроме того в дальнейшем сумма единого налога может быть уменьшена, правда, не более чем на 50% на сумму страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности [27].
Недостатки данного объекта налогообложения проявляются в отношении налогоплательщиков, осуществляющих бартерные операции. Дело в том, что доход по таким операциям возникает дважды: первый раз, когда налогоплательщик получает от покупателя товары, а второй раз, когда их перепродает, в результате налогоплательщик вынужден уплачивать дважды единый налог с одного и того же дохода.
Преимущества выбора
объекта налогообложения «
Положительным моментом при выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» является то, что если налогоплательщику все же придется уплатить минимальный налог, то он имеет право в следующие налоговые периоды уменьшить свои доходы на сумму разницы между величиной уплаченного минимального налога и суммой фактически исчисленного единого налога, однако доходы будущих периодов не могут быть уменьшены более чем на 30%. В соответствии с п. 7 ст. 346.18 НК РФ, перенос убытков, полученных в результате уплаты минимального налога, может осуществляться в течение 10 лет.
В соответствии со ст. 346.16 НК РФ перечень расходов, на которые могут быть уменьшены доходы, является закрытым и не подлежит расширенному толкованию, что также необходимо учитывать при выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы». Введение поправкой от 31.12.2002 г. в состав затрат расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, позволило максимально сократить налоговую нагрузку торговым предприятиям при выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы». Расчет прибыли типового торгового предприятия до принятия НК РФ и после представлен в табл.2.3.
Таблица 2.3 - Сравнения прибыли типового торгового предприятия при различных режимах налогообложения
Показатель |
Традиционная система налогообложения 2008г. |
Упрощенная система налогообложения 26.2 НК РФ | ||
Налог на базу «доходы» |
налог на базу «доходы- расходы» | |||
До внесения изменений 31.12.01г. |
После внесения изменений | |||
Выручка от реализации, руб. |
10 530 |
10 530 |
10 530 |
10530 |
НДС – 18% |
1895 |
|||
Валовая выручка |
12425 |
12425 |
12425 |
12425 |
Покупная стоимость товаров без НДС |
7800 |
7800 |
7800 |
7800 |
НДС в стоимости товаров |
1404 |
1404 |
1404 |
1404 |
Заработная плата |
888 |
888 |
888 |
888 |
НДС к уплате |
491 |
|||
Отчисления в социальные фонды Ставка в % Сумма в руб. |
26% 231 |
14% 124 |
14% 124 |
14% 124 |
Издержки обращения в руб. |
10814 |
|||
Налоговая база |
Прибыль 1611 |
Выручка 12425 |
Прибыль 11403 |
Прибыль 3097 |
Налог: ставка, % Сумма, руб. |
24% 386 |
6% 745 |
15% 1712 |
15%\465 |
Чистая прибыль, руб. |
1224 |
1464 |
497 |
2632 |
Представленные расчетные данные свидетельствуют, что до принятия поправки от 31.12.01г. в гл. 26.2 НК РФ применение упрощенного налогообложения торговыми предприятиями было экономически не выгодно. Так, при выборе объекта налогообложения «доходы» прибыль составляла 497 руб., а при объекте «доходы- расходы» - 1464 руб., тогда как при традиционном налогообложении данный показатель составлял 1224 руб.
Законодатель,
разрешив торговым предприятиям учитывать
в целях налогообложения
Таким образом, очевидно, что первоначальный вариант упрощенной системы налогообложения по своим параметрам был ориентирован в первую очередь на предприятия реального сектора. Для большинства организаций, осуществляющих деятельность в других отраслях народного хозяйства, в том числе и торговых, он был экономически не выгоден. Динамика развития малых предприятий торговой сферы представлено в табл. 2.4
Таблица 2.4 - Динамика развития предприятий торговой сферы и общественного питания
Показатель |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Количество малых предприятий всего |
891 |
879 |
843 |
882 |
891 |
973 |
1033 |
Торговля и общественное питание в тыс. ед. |
400 |
407 |
388 |
422 |
417 |
449 |
465 |
в % к общему числу малых предприятий |
45 |
46 |
46 |
48 |
47 |
46 |
45 |
Объем произведенной продукции в млрд. руб. |
159 |
198 |
326 |
501 |
803 |
6261 |
7848 |
Информация о работе Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета