Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Налоговая нагрузка является важным измерителем качества налоговой системы. Опыт развитых стран указывает на то, что предельный уровень налоговых изъятий не должен превышать 30%. Чрезмерность налогового давления негативным образом сказывается на финансовом состоянии предприятий, а следовательно возможности их инвестирования в свое развитие и расширение.
Официальное значение налоговой нагрузки на российскую экономику составляет не более 40%, однако существует ряд факторов, свидетельствующих, что значение данного показателя гораздо выше. Существует огромное количества методик расчета налогового давления, но ни одна из них не является универсальной, что затрудняет расчет реального уровня налоговых изъятий на налогоплательщика.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 632.00 Кб (Скачать файл)

В Великобритании малым предприятиям предоставляется льгота в виде уменьшенной  ставки - 25% (при общеустановленной  в 33%).

 В Японии кооперативы, общественные и медицинские организации вносят суммарный налог на прибыль в размере 27% (общеустановленная ставка с юридических лиц с учетом государственного, префектурного и городского подоходного налогов составляет 40%). Налог с прибыли, не превышающей 8 млн иен, уплачивается по ставке 28%, что имеет особое значение для малых предприятий.

 Швейцария использует прогрессивное  налогообложение дохода корпораций.

 В Канаде контролируемые  гражданами страны частные корпорации  получают налоговую скидку, которая уменьшает федеральный налог на доходы на 16%, если налогооблагаемый доход фирмы не превышает 200 тыс. дол.

В Англии, например, малому  бизнесу  предоставляются  налоговые  льготы в  виде  существенно  пониженной  ставки  налога  на  прибыль, если доход предприятия не превышает 200 тыс.  фунтов  стерлингов в год, то ставка понижается от 15 до 25%.[28]

Во Франции предприятия, хозяйственный оборот которых за предыдущий финансовый год  не превысил 70 тыс. франков с начала года, следующего за  отчетным, освобождаются от уплаты налога на добавленную  стоимость. Освобождены от налога на добавленную стоимость индивидуальные  предприниматели (люди свободных профессий). В Германии предприятия с капиталом до 120 тыс. марок  или с доходом до 36  тыс. марок в год освобождаются от промыслового налога.

Для малого предпринимательства  сокращение ставки налога на прибыль является очень важным, так как приводит к росту объема прибыли  и  соответственно увеличению возможности инвестирования  средств  с целью развития  и расширения.  Так, в США средняя норма прибыли малых предприятий за последние несколько десятилетий превышала аналогичный показатель крупных корпораций (в 1,5-2 раза).

Помимо того что во многих развитых странах устанавливаются  пониженные ставки налога на прибыль для малых предприятий, они  еще и дифференцируются в зависимости от сферы деятельности. Так, в частности, в  производственной сфере ставки по налогу на прибыль значительно ниже ставок, установленных  в сфере коммерческого посредничества (в США  такая дифференциация ставок в разные периоды достигала  95%).  Целью применения такого механизма является переориентирование малых предприятий  в сферу производства.

 Аналогичная цель  преследовалась российским законодателем,  когда  ряд малых предприятий,  осуществляющих деятельность в  сфере материального производства, строительную деятельность  и  деятельность, связанную с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, получили возможность в начале 90-х годов   не уплачивать налог на прибыль в течение первых двух лет, а в третий и четвертый год уплачивать лишь определенный процент от  установленной ставки налога.  И хотя  практически за все время действия этой налоговой льготы не наблюдалось каких-либо существенных изменений в данных отраслях,  нам представляется, что в связи с отменой этих налоговых льгот с 1 января 2002 г., несмотря на общее снижение налоговой ставки до 24%,  финансовое положение предприятий, имевших ранее льготы по налогу на прибыль, значительно ухудшится, что может привести  к сокращению малых предприятий данного сектора.

Также во многих развитых странах широко используются косвенные льготы по налогу на прибыль, в частности, это имеет отношение к возможности применения ускоренной амортизации. 

В Великобритании малые  предприятия, стимулирование которых  было заявлено Британским правительством в 1997 году, получили возможность списывать на расходы 50% стоимости любых видов машин и оборудования в первый год эксплуатации. Что касается долгосрочных активов, то по ним норма амортизации была увеличена в 2 раза. Однако возможность для малых предприятий применения ускоренной амортизации носило временный характер и было ограничено одним годом.[30]

В Германии в первый год  допускается списание до 40% стоимости  приобретенного оборудования и другого движимого имущества для целей НИОКР. Во Франции малые предприятия имеют возможность списывать в первый год эксплуатации 100% стоимости компьютеров, что касается других видов оборудования, то допускается списание до 50%  их стоимости.

В большинстве развитых странах  малым предприятиям предоставляются  разнообразные льготы  по налогу на  добавленную стоимость. Как  правило, эти льготы связаны с  тем, что малые предприятия не уплачивают авансовые платежи  либо  по  отношению  к  ним  устанавливаются  иные  сроки  подачи

налоговых деклараций или же устанавливается величина объема реализации, не облагаемая налогом.

Основной целью предоставления льгот малым предприятиям по налогу на добавленную стоимость является сокращение затрат на их налоговое администрирование. В различных странах существуют разнообразные схемы, предполагающие получение освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость. Так, например, во Франции существует многоступенчатая система освобождения от уплаты НДС:

-  если годовой оборот  предприятия за предшествующий  год не превысил 70 тыс.  фр., то в текущем году оно может получить освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость;

-  предприятие получает освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, если по итогам отчетного года сумма налога на добавленную стоимость не превышает 1350 франков;

- предприятие освобождается от  уплаты налога на добавленную  стоимость  и уплачивает фиксированный платеж, определяемый расчетным путем, в случае если годовой оборот  для торговых предприятий составляет менее 500 тыс. фр., для всех остальных предприятий -  менее 150 тыс. фр.

Во Франции полностью освобождаются  от налога на добавленную стоимость индивидуальные предприниматели. Кроме того, французское законодательство о налогах и сборах предусматривает еще одно преимущество для малых и средних предприятий. Так, юридические лица, годовой оборот которых составляет менее 7622 тыс. евро  и более 75% капитала которых принадлежит физическим лицам, уплачивают налог с дохода компаний по сниженной ставке. Налог с налогооблагаемой прибыли уплачивается по ставке 19, а не 33%.[31]

В Германии предприниматель, оборот которого за предыдущий год не превысил 20 тыс. марок, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость и автоматически становится плательщиком подоходного налога.

 

При этом он имеет право отказаться от получения освобождения по налогу на добавленную стоимость (НДС). 

Однако если возможность получения освобождения по НДС осуществляется  в рамках установленного законодательством  оборота, то  превышение   порогового значения   этого оборота возвращает малое предприятие в число плательщиков НДС, что очень часто приводит к искусственному занижению оборотов (с помощью сокрытия части доходов) либо естественному  занижению (с помощью сокращения хозяйственных связей) с целью  сохранения освобождения по НДС. Следует заметить, что если  искусственное занижение оборотов предприятия приводит к сокращению доходов государства, то естественное - к сокращению доходов предприятия.

Предприятия, получившие освобождение по НДС, даже если оно предоставляется в рамках определенного оборота, находятся в более льготных условиях  по сравнению с другими предприятиями, являющимися плательщиками НДС, поэтому  во многих странах в целях  недопущения ценовой дискриминации к малым предприятиям,  получившим, освобождение по НДС, применяются специальные меры.

В Греции, например, для  недопущения ценовой дискриминации  устанавливается низкий лимит выручки для предприятий, желающих получить освобождение по НДС. В Испании малые предприятия, получившие освобождение, облагаются дополнительным «выравнивающим» налогом.

Во многих западных странах  широко используется практика предоставления исследовательских налоговых кредитов в той или иной форме. В большинстве случаев данная налоговая льгота представляет собой вычет из корпоративного налога определенной доли от суммы прироста собственных расходов на НИОКР по сравнению с аналогичными расходами в предыдущем периоде.  Однако малые предприятия имеют определенные льготы, связанные  непосредственно с  величиной  самого исследовательского кредита. Так,  им разрешается  уменьшать сумму корпоративного налога на долю от суммы прироста  общих расходов, а не только расходов на НИОКР. Данные преференции, связанные с получением инвестиционных налоговых кредитов, на льготных условиях, предоставляется малым предприятиям только в том случае, если они тратят свои собственные средства на НИОКР.

Во Франции малым  и средним компаниям  предоставляется  налоговый кредит за увеличение капитала не менее чем на 25%. Размер кредита  составляет 25% от номинального увеличения собственного капитала, но не  более 500 тыс. франков. Для получения такого кредита необходимо, чтобы большая доля капитала принадлежала физическим лицам (как до, так и после увеличения), а также чтобы прирост капитала был осуществлен в течение года. Кроме того, компания обязана в течение последующих трех лет поддерживать объем средств на том же уровне.[32]

Практически во всех странах применяются  специальные режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Для этого существуют различные причины.  Прежде всего, для развития малого предпринимательства следует обеспечить ему упрощение налогового учета, отчетности, снижение налоговой нагрузки,  что позволит улучшить условия его функционирования за счет снижения затрат. В то же время малое предпринимательство является и проблемой в обществе,  с которой распространено уклонение от налогообложения. Причем уклонение от налогообложения осуществляется в основном в таких видах деятельности, где контроль со стороны налоговых органов затруднен вследствие работы налогоплательщиков с наличными денежными средствами.

Как показывает мировой  опыт, в основном используются два  вида специальных налоговых режимов (рис. 2.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый можно обозначить как упрощенный режим, который  заключается в сохранении всех видов налогов для малых предприятий, но предусматривает упрощение порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.).

Второй можно обозначить как вмененный режим, предполагающий оценку  потенциального (вмененного) дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков, характеризующих деятельность предприятия. Налог, уплачиваемый  с вмененного дохода, заменяет уплату нескольких налогов. Как правило, данный режим вводится тогда, когда  у государства есть основания полагать, что налогоплательщики скрывают  свои доходы, соответственно, введение такого режима способствует уменьшению возможности ухода от налогообложения.

При упрощенном режиме возможны различные варианты установления базы налогообложения. Теоретически одной из самых привлекательных баз налогообложения является «поток денежных средств», которая, в свою очередь, имеет несколько разновидностей:

- база R налога, определяемая  как разница  выручки от реализации и стоимости используемых в производстве факторов;

- база RF налога, определяемая как разница выручки от реализации и стоимости, используемых в производстве факторов + разница между полученными займами и выплаченным долгом и разность полученных и уплаченных процентов;

- база S налога, определяемая как разница между суммой выплаченных дивидендов и выкупленных акций и новых выпусков акций.

Налоги, взимаемые с «потоков денежных средств», обладают такими свойствами, как простота и ясность расчета, нейтральность по отношению к капиталовложениям, а также  легкость администрирования. Однако наиболее привлекательной для малого предпринимательства выглядит база R-налога. Так, предприниматели в США предпочитают, чтобы их облагали налогом  на предпринимательский доход. Такая база налогообложения эквивалентна базе налога на поток наличности.

Налогом может облагаться и валовая выручка. Такую базу проще рассчитывать, потому что не нужно оценивать стоимость факторов. Издержки такого подхода заключаются в том, что этот налог с оборота по реализации включается в издержки производства и, следовательно, экономически неэффективен, так как издержки производства в этом случае искажаются. Следует оговорить, что обычно налог от выручки используется в качестве вмененного налога,  заменяющего налог на доход.

Выбор базы налогообложения зависит  от того, какие налоги предполагается заменить налогом на малый бизнес, а также соображений администрирования. База потока наличности является лучшей, если налог заменяет налог на прибыль, а налогоплательщикам позволяют быть плательщиками налога на добавленную стоимость на добровольной основе. Базу валовой выручки нужно использовать только тогда, когда преобладают соображения администрирования.

Существует множество различных методов вменения в разных странах. Они могут существенно различаться по влиянию на стимулы, доходы, распределительным последствиям, уровню сложности, юридическим и административным последствиям.  Вмененные налоги в некоторых странах практически полностью отсутствуют, например  в США, а в других применяются в значительной степени, как, например, было во Франции несколько десятилетий назад.

Вмененный метод может быть оспоримым  или неоспоримым. При оспоримом методе налогоплательщик,  не согласный с результатом применения метода, может апеллировать, удостоверяя, что его фактический доход, подсчитанный по обычным правилам налогового учета, меньше, чем рассчитанный по вмененному методу. Соответственно, при неоспоримом методе налогоплательщик обязан уплатить вмененный налог в любом случае, вне зависимости от фактических результатов своей деятельности.

Вмененный метод, применяемый во Франции, является гибридом между оспоримым  и неоспоримым.  Он оспорим в  том смысле, что налогоплательщик может выбрать нормальные учетные правила взамен вмененному налогообложению. При  этом определение  вмененного дохода есть вопрос переговоров между налогоплательщиком и налоговым инспектором. Если налогоплательщик принимает решение о вмененном налогообложении,  то  в течение двух лет рассчитанный налог применяется  автоматически, независимо от фактического дохода налогоплательщика.

Информация о работе Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета