Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Налоговая нагрузка является важным измерителем качества налоговой системы. Опыт развитых стран указывает на то, что предельный уровень налоговых изъятий не должен превышать 30%. Чрезмерность налогового давления негативным образом сказывается на финансовом состоянии предприятий, а следовательно возможности их инвестирования в свое развитие и расширение.
Официальное значение налоговой нагрузки на российскую экономику составляет не более 40%, однако существует ряд факторов, свидетельствующих, что значение данного показателя гораздо выше. Существует огромное количества методик расчета налогового давления, но ни одна из них не является универсальной, что затрудняет расчет реального уровня налоговых изъятий на налогоплательщика.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 632.00 Кб (Скачать файл)

Представленные данные свидетельствуют, что число малых предприятий торговой сферы за анализируемый период увеличилось на 65 тыс. ед., хотя в % к общему числу малых предприятий их величина осталась неизменной и составила 45%. Объем реализации по предприятиям рассматриваемой сферы увеличился почти в 50 раз составив в 2007г. – 7848 млрд. руб. по сравнению с 2001г. – 159 млрд. руб.

Логическим продолжением закона об  упрощенной системе налогообложения стал, введенный в июле 1998г. единый налог на вмененный доход. Основной целью которого была продекларирована поддержка и развитие предпринимательской деятельности [34]. 

По замыслу законодателей  единый налог на вмененный доход  должен был представлять собой усредненный  налог и привести к кардинальным изменениям взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов.  Как, правило, введение вмененного налогообложения требуется тогда, когда есть достаточные основания предполагать высокую рентабельность рассматриваемой деятельности и одновременно существенные возможности сокрытия выручки от учета или необоснованного завышения затрат.По своей экономической сути российский единый налог на вмененный доход нельзя отнести к налогам в прямом смысле этого понятия. Скорее это патентный сбор, взимание которого служит двум целям: во – первых наполнение доходной базы территориальных бюджетов; во – вторых, при условии простоты и справедливости.

Особую актуальность вмененное налогообложение приобретает в условиях переходной  экономики, т.к. в ситуации общей экономической нестабильности налоговая администрация не в состоянии обеспечить адекватный контроль за деятельностью предпринимателей и наполнение казны государства.Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) в России не стал чем-то оригинальным, «новым», а по сути своей явился налогообложением «по стандарту» широко используемому в экономических системах западных стран. Заимствованная система налогообложения предполагает  расчет налоговых обязательств на основе косвенных показателей, характеризующих предпринимательскую деятельность (площадь, численность работников, количество транспортных средств и др.), что должно  способствовать увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет. Стимулирующая направленность ЕНВД проявляется в отмене ряда налоговых платежей, снижении налоговой нагрузки, упрощении бухгалтерского и налогового учета [29].

 Увеличение  значений  базовой доходности было осуществлено в два этапа и связанно с принятием Федерального Закона от 29.07 2004г.№ 95-ФЗ вступившего в силу с 1.01.2005г.  и ФЗ - №101 от 21.07.2005г, вступившего в силу с 1.01. 2006 г. Данные в отношении изменения значений базовой доходности по предприятиям сферы торговли и общественного питания за период с 2003 по 2006гг.. представлены в табл. 2.5

Таблица  2.5- Динамика значений базовой доходности для предприятий торговой сферы и общественного питания для расчета единого налога на вмененный доход  с 2003 по 2006гг.                                                  руб. в мес.                                                            

 

 

Виды деятельности

 

 

Физические показатели

Базовая доходность

2003г.

гл.26.3 НК РФ

2005г.

гл.26.3НК РФ

с учет. измен.

ФЗ 

№ 95

2006г.

гл.26.3

НК РФ

с учет. измен.

ФЗ

№ 101

Розничная торговля

стационарная с

 площадью зала до 150  кв. м

Площадь торгового зала

1200

1800

1800

Розничная торговля

стационарная без

площади и розничная

торговля 

нестационарная

Торговое место

6000

9000

9000

Разносная торговля

Количество работников

3000

4500

4500

Общественное

питание

Площадь зала обслуживания посетителей

700

1000

1000

Общественное

питание

Численность работников

(без зала обслуживания

посетителей)

-

-

5000


Табличные данные свидетельствуют  о том, что значения базовой доходности  для предприятий, занятых в  торговой сфере и сфере общественного питания в 2006г. по сравнению с 2003г увеличились  в 1.5 раза.  Предпринимательская деятельность  в сфере общественного питания без зала обслуживания посетителей попала под вмененное налогообложение только с 2006г. со значением базовой доходности в размере 5000руб.

С  принятием гл. 26.3 НК РФ (с 01.01.2003г.)  установление большинства элементов вмененного налогообложения перешло в компетенцию федеральных властей. Такой шаг  был связан со значительным сокращением налоговых поступлений от юридических лиц в результате установления единых значений базовой доходности для различных групп налогоплательщиков. Базовая доходность является основной составляющей при расчете вмененного дохода в связи с чем, очевидно, что установление  ее одинаковых значений на всей территории РФ без учета особенностей  экономического развития  региона не обеспечивает стимулирующий эффект.

 Положительным моментом  с позиции  снижения налогового давления на малые предприятия является увеличение границ  корректирующего коэффициента К2, участвующего в расчете ЕНВД и позволяющего уменьшить вмененный доход в 200 раз. Так,  в частности с 01.01.2005г. границы этого коэффициента были определены федеральным законодательством  в пределах от 0,005 до 1. В соответствии с ранее действующей редакцией закона коэффициент К2 устанавливался в пределах от 0,01 до 1 и позволял  региональным властям уменьшить вмененный доход налогоплательщика не более чем в 100 раз. Ст. 346.27 НК РФ (с 01.01.2005г.)  вменила муниципальным властям устанавливать значения корректирующего коэффициента К2 не предоставив в свою очередь реальных механизмов в отношении его дифференциации. В свое время на территории большинства регионов, где был введен ЕНВД, указанный коэффициент дифференцировался лишь по территориальному признаку, что ставило в равные условия налогообложения  малые предприятия, имевшие разный уровень доходности

 

3.ВЕДУЩИЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1 Снижение налогового давления на основе реформирования системы финансовой ответственности за налоговые нарушения

 

В соответствии с действующим  российским налоговым законодательством за несвоевременную уплату налоговых платежей с налогоплательщика взыскивается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Эта финансовая санкция, как и все другие, существующие в отечественном налоговом законодательстве являются определенной, т.е.  она одинакова для всех  налогоплательщиков, вне зависимости от их финансового положения.

 На наш взгляд  данная норма  является несправедливой, что подтверждается высокой степенью  убыточности российских предприятий. Так, за период с 2003 по 2006гг. количество убыточных предприятий сократилось в 2 раза составив в 2006г. – 27 118 ед. по сравнению с 2003г. – 54 839 ед. Однако сумма убытка за рассматриваемый период уменьшилась незначительно с 360 млрд. руб. до 316 млрд. руб.

В целях проводимого  исследования целесообразно рассчитать  сумму убытка в среднем приходящуюся на 1 предприятие (табл. 3.1)

 Таблица 3.1 – Расчет суммы убытка, приходящегося на 1 предприятие

 

Показатель

2004

2005

2006

2007

1

Число убыточных 

предприятий в РФ в ед.

54839

44602

39406

 

27118

2

Сумма убытка

предприятий РФ

в млрд. руб.

360

293

448

316

3

Величина убытка, приходящегося на 1 предприятие в млн. руб.

(стр.2: стр.1)

7

7

11

12


Представленные данные свидетельствуют, что к 2007г. сумма убытка, приходящегося на 1 предприятие увеличилось почти в 2 раза до уровня 12 млн. руб. по сравнению с 2004г- 7 млн. руб.

Так же достаточно интересным представляется рассмотрение динамики удельного веса убыточных предприятий  различных размеров в РФ (табл. 3.2).

Таблица 3.2 - Сравнение доли убыточных предприятий различных размеров за 2004-2007гг.

Показатель

2004

2005

2006

2007

Удельный вес убыточных  предприятий РФ в %

43,0

38,1

36,5

29,7

Удельный вес убыточных  малых 

предприятий в РФ в %

35,4

31,4

29,8

28,5


Представленные данные свидетельствуют о том, что доля убыточных предприятий к 2006г. сократилась до 30%, что значит, что сегодня,  только каждое 3 российское предприятие является убыточным, в то время как в  2004, 2005 и 2006г. убыточным являлось практически каждое 2  российское предприятие.

Сравнение доли убыточных малых с долей убыточных средних и крупных предприятий  показало, что она практически одинакова и в последние годы также имела тенденцию к сокращению. Так, к 2006г. доля убыточных малых предприятий сократилась до уровня 29,8% по сравнению с 2004г. – 35,4%.

Налоговая политика, как  косвенный метод государственного регулирования экономических процессов  в стране должна строиться на основе  научной теории налогов.  Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетным, используются различные модели осуществления налоговой политики [37].

Одной из моделей налоговой  политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки. Такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война и др. Выбор такой модели налоговой политики должен обусловить и специфику финансовой ответственности за налоговые правонарушения, которая должна быть достаточно строгой, так как увеличение налогового бремени прямо пропорционально желанию уклониться от уплаты налогов и сборов.

При проводимой налоговой политики по принципу «минимум налогов и минимум налоговых льгот» уровень налогообложения должен быть ниже, а это  должно предполагать менее жесткую финансовую ответственность за налоговые нарушения. Как показывает зарубежный опыт в условиях кризиса экономики и криминализации общественной жизни ориентация властей на всемерное ужесточение налоговых режимов приводит, как правило к массовому уклонению от налогообложения и росту налоговых правонарушений

Современное налогообложение  ориентировано на  упрощение ведения налогового учета, снижение налоговых ставок, сокращение количества уплачиваемых налогов, предоставление налоговых льгот в рамках применения специальных режимов налогообложения, Таким образом, современная налоговая политика в России больше подходит под определение «минимум налогов и минимум налоговых льгот». Политика максимальных налогов проводилась в России в период начала рыночных реформ, тогда уровень налоговых изъятий составлял от 70 до 90 % , что привело к массовому уклонению от налогообложения и разрастанию теневого секторов экономики [34].

 Рассмотрение динамики  недоимки по налоговым платежам  на наш взгляд во многом  определяет возможности государства  по снижению и дифференциации  пени, начисляемой за несвоевременную уплату налоговых платежей предприятия.                                                                                       

Так, начиная с 2001г.  наблюдалась динамика на снижение недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ, продолжавшаяся вплоть до 2003г. Данный показатель на 01.01.2003г.  составил  207 млрд. руб. по сравнению с 01.01.2001г. -354 млрд. руб. В дальнейшем (2003-2005гг.) недоимка по налоговым платежам  вновь имела динамику роста и только по состоянию на 01.01.2006г. уменьшилась до 246 млрд. руб.

 Финансовая устойчивость  предприятия характеризуется рядом показателей, основными в числе которых являются [39]:

- коэффициент текущей  ликвидности, рассчитываемы как  отношение всех оборотных активов предприятия к краткосрочным обязательствам и характеризующий возможность предприятий по погашению своих краткосрочных обязательств;

- коэффициент автономии,  рассчитываемый как соотношение  собственных и земных средств  и характеризующий степень зависимости предприятия от внешних кредиторов. Рассмотрим значение этих коэффициентов за период с 2004 по 2007гг. ( табл. 3.3).

Таблица 3.3 – Динамика коэффициентов текущей ликвидности и автономии по предприятиям РФ

Показатель

2004

2005

2006

2007

Всего в экономике РФ в т.ч.

Коэф. Тек. Ликв

Коэф. автон

Коэф. Тек. Ликв.

Коэф. автон

Коэф. Тек. Ликв

Коэф. автон

Коэф. Тек. Ликв.

Коэф. автон

с/х

116,2

57,7

113,1

54,4

120,6

54.2

122,2

56.2

Обрабатывающие производства

109,3

55,0

139,6

54.8

138.3

51.3

137,5

52,5

Строительство

117,4

44.9

125,7

45.5

127,2

44,9

139,7

44,1

Опт и 

розн. торговля

96,1

36,5

102,3

37,8

101.3

33.5

98,3

29,0

Всего в экономике РФ в т.ч.

116,9

51,9

126,4

48,9

124,6

37,4

113,3

25,6

Информация о работе Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета