Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Налоговая нагрузка является важным измерителем качества налоговой системы. Опыт развитых стран указывает на то, что предельный уровень налоговых изъятий не должен превышать 30%. Чрезмерность налогового давления негативным образом сказывается на финансовом состоянии предприятий, а следовательно возможности их инвестирования в свое развитие и расширение.
Официальное значение налоговой нагрузки на российскую экономику составляет не более 40%, однако существует ряд факторов, свидетельствующих, что значение данного показателя гораздо выше. Существует огромное количества методик расчета налогового давления, но ни одна из них не является универсальной, что затрудняет расчет реального уровня налоговых изъятий на налогоплательщика.
Представленные данные свидетельствуют, что число малых предприятий торговой сферы за анализируемый период увеличилось на 65 тыс. ед., хотя в % к общему числу малых предприятий их величина осталась неизменной и составила 45%. Объем реализации по предприятиям рассматриваемой сферы увеличился почти в 50 раз составив в 2007г. – 7848 млрд. руб. по сравнению с 2001г. – 159 млрд. руб.
Логическим продолжением закона об упрощенной системе налогообложения стал, введенный в июле 1998г. единый налог на вмененный доход. Основной целью которого была продекларирована поддержка и развитие предпринимательской деятельности [34].
По замыслу законодателей единый налог на вмененный доход должен был представлять собой усредненный налог и привести к кардинальным изменениям взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. Как, правило, введение вмененного налогообложения требуется тогда, когда есть достаточные основания предполагать высокую рентабельность рассматриваемой деятельности и одновременно существенные возможности сокрытия выручки от учета или необоснованного завышения затрат.По своей экономической сути российский единый налог на вмененный доход нельзя отнести к налогам в прямом смысле этого понятия. Скорее это патентный сбор, взимание которого служит двум целям: во – первых наполнение доходной базы территориальных бюджетов; во – вторых, при условии простоты и справедливости.
Особую актуальность
вмененное налогообложение
Увеличение значений
базовой доходности было
Таблица 2.5- Динамика значений базовой доходности
для предприятий торговой сферы и общественного
питания для расчета единого налога на
вмененный доход с 2003 по 2006гг.
Виды деятельности |
Физические показатели |
Базовая доходность | ||
2003г. гл.26.3 НК РФ |
2005г. гл.26.3НК РФ с учет. измен. ФЗ № 95 |
2006г. гл.26.3 НК РФ с учет. измен. ФЗ № 101 | ||
Розничная торговля стационарная с площадью зала до 150 кв. м |
Площадь торгового зала |
1200 |
1800 |
1800 |
Розничная торговля стационарная без площади и розничная торговля нестационарная |
Торговое место |
6000 |
9000 |
9000 |
Разносная торговля |
Количество работников |
3000 |
4500 |
4500 |
Общественное питание |
Площадь зала обслуживания посетителей |
700 |
1000 |
1000 |
Общественное питание |
Численность работников (без зала обслуживания посетителей) |
- |
- |
5000 |
Табличные данные свидетельствуют о том, что значения базовой доходности для предприятий, занятых в торговой сфере и сфере общественного питания в 2006г. по сравнению с 2003г увеличились в 1.5 раза. Предпринимательская деятельность в сфере общественного питания без зала обслуживания посетителей попала под вмененное налогообложение только с 2006г. со значением базовой доходности в размере 5000руб.
С принятием гл. 26.3 НК РФ (с 01.01.2003г.) установление большинства элементов вмененного налогообложения перешло в компетенцию федеральных властей. Такой шаг был связан со значительным сокращением налоговых поступлений от юридических лиц в результате установления единых значений базовой доходности для различных групп налогоплательщиков. Базовая доходность является основной составляющей при расчете вмененного дохода в связи с чем, очевидно, что установление ее одинаковых значений на всей территории РФ без учета особенностей экономического развития региона не обеспечивает стимулирующий эффект.
Положительным моментом с позиции снижения налогового давления на малые предприятия является увеличение границ корректирующего коэффициента К2, участвующего в расчете ЕНВД и позволяющего уменьшить вмененный доход в 200 раз. Так, в частности с 01.01.2005г. границы этого коэффициента были определены федеральным законодательством в пределах от 0,005 до 1. В соответствии с ранее действующей редакцией закона коэффициент К2 устанавливался в пределах от 0,01 до 1 и позволял региональным властям уменьшить вмененный доход налогоплательщика не более чем в 100 раз. Ст. 346.27 НК РФ (с 01.01.2005г.) вменила муниципальным властям устанавливать значения корректирующего коэффициента К2 не предоставив в свою очередь реальных механизмов в отношении его дифференциации. В свое время на территории большинства регионов, где был введен ЕНВД, указанный коэффициент дифференцировался лишь по территориальному признаку, что ставило в равные условия налогообложения малые предприятия, имевшие разный уровень доходности
3.ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Снижение налогового давления на основе реформирования системы финансовой ответственности за налоговые нарушения
В соответствии с действующим российским налоговым законодательством за несвоевременную уплату налоговых платежей с налогоплательщика взыскивается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Эта финансовая санкция, как и все другие, существующие в отечественном налоговом законодательстве являются определенной, т.е. она одинакова для всех налогоплательщиков, вне зависимости от их финансового положения.
На наш взгляд
данная норма является
В целях проводимого исследования целесообразно рассчитать сумму убытка в среднем приходящуюся на 1 предприятие (табл. 3.1)
Таблица 3.1 – Расчет суммы убытка, приходящегося на 1 предприятие
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
1 |
Число убыточных предприятий в РФ в ед. |
54839 |
44602 |
39406 |
27118 |
2 |
Сумма убытка предприятий РФ в млрд. руб. |
360 |
293 |
448 |
316 |
3 |
Величина убытка, приходящегося на 1 предприятие в млн. руб. (стр.2: стр.1) |
7 |
7 |
11 |
12 |
Представленные данные свидетельствуют, что к 2007г. сумма убытка, приходящегося на 1 предприятие увеличилось почти в 2 раза до уровня 12 млн. руб. по сравнению с 2004г- 7 млн. руб.
Так же достаточно интересным представляется рассмотрение динамики удельного веса убыточных предприятий различных размеров в РФ (табл. 3.2).
Таблица 3.2 - Сравнение доли убыточных предприятий различных размеров за 2004-2007гг.
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Удельный вес убыточных предприятий РФ в % |
43,0 |
38,1 |
36,5 |
29,7 |
Удельный вес убыточных малых предприятий в РФ в % |
35,4 |
31,4 |
29,8 |
28,5 |
Представленные данные свидетельствуют о том, что доля убыточных предприятий к 2006г. сократилась до 30%, что значит, что сегодня, только каждое 3 российское предприятие является убыточным, в то время как в 2004, 2005 и 2006г. убыточным являлось практически каждое 2 российское предприятие.
Сравнение доли убыточных малых с долей убыточных средних и крупных предприятий показало, что она практически одинакова и в последние годы также имела тенденцию к сокращению. Так, к 2006г. доля убыточных малых предприятий сократилась до уровня 29,8% по сравнению с 2004г. – 35,4%.
Налоговая политика, как
косвенный метод
Одной из моделей налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки. Такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война и др. Выбор такой модели налоговой политики должен обусловить и специфику финансовой ответственности за налоговые правонарушения, которая должна быть достаточно строгой, так как увеличение налогового бремени прямо пропорционально желанию уклониться от уплаты налогов и сборов.
При проводимой налоговой политики по принципу «минимум налогов и минимум налоговых льгот» уровень налогообложения должен быть ниже, а это должно предполагать менее жесткую финансовую ответственность за налоговые нарушения. Как показывает зарубежный опыт в условиях кризиса экономики и криминализации общественной жизни ориентация властей на всемерное ужесточение налоговых режимов приводит, как правило к массовому уклонению от налогообложения и росту налоговых правонарушений
Современное налогообложение ориентировано на упрощение ведения налогового учета, снижение налоговых ставок, сокращение количества уплачиваемых налогов, предоставление налоговых льгот в рамках применения специальных режимов налогообложения, Таким образом, современная налоговая политика в России больше подходит под определение «минимум налогов и минимум налоговых льгот». Политика максимальных налогов проводилась в России в период начала рыночных реформ, тогда уровень налоговых изъятий составлял от 70 до 90 % , что привело к массовому уклонению от налогообложения и разрастанию теневого секторов экономики [34].
Рассмотрение динамики
недоимки по налоговым
Так, начиная с 2001г. наблюдалась динамика на снижение недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ, продолжавшаяся вплоть до 2003г. Данный показатель на 01.01.2003г. составил 207 млрд. руб. по сравнению с 01.01.2001г. -354 млрд. руб. В дальнейшем (2003-2005гг.) недоимка по налоговым платежам вновь имела динамику роста и только по состоянию на 01.01.2006г. уменьшилась до 246 млрд. руб.
Финансовая устойчивость предприятия характеризуется рядом показателей, основными в числе которых являются [39]:
- коэффициент текущей
ликвидности, рассчитываемы
- коэффициент автономии,
рассчитываемый как
Таблица 3.3 – Динамика коэффициентов текущей ликвидности и автономии по предприятиям РФ
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | ||||
Всего в экономике РФ в т.ч. |
Коэф. Тек. Ликв |
Коэф. автон |
Коэф. Тек. Ликв. |
Коэф. автон |
Коэф. Тек. Ликв |
Коэф. автон |
Коэф. Тек. Ликв. |
Коэф. автон |
с/х |
116,2 |
57,7 |
113,1 |
54,4 |
120,6 |
54.2 |
122,2 |
56.2 |
Обрабатывающие производства |
109,3 |
55,0 |
139,6 |
54.8 |
138.3 |
51.3 |
137,5 |
52,5 |
Строительство |
117,4 |
44.9 |
125,7 |
45.5 |
127,2 |
44,9 |
139,7 |
44,1 |
Опт и розн. торговля |
96,1 |
36,5 |
102,3 |
37,8 |
101.3 |
33.5 |
98,3 |
29,0 |
Всего в экономике РФ в т.ч. |
116,9 |
51,9 |
126,4 |
48,9 |
124,6 |
37,4 |
113,3 |
25,6 |
Информация о работе Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета