Банкротство (несостоятельность) предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Интерес к вопросам построения в Кыргызской Республике правового государства и переход нашего государства в рыночную экономику неслучайны. Исторический опыт многих экономически развитых государств доказывает ценность законов и Конституции как основы формирования государственной, правовой системы, которая соответствует принципам демократии.

Содержание работы

Введение _____________________________________________стр.2

Глава 1. Общие положения банкротства (несостоятельности) предприятий _________________________________________стр.6 §1. Понятие, условия и основания для признания предприятия

банкротом (несостоятельным) ____________________________________________стр.6 §2. Администратор и роль в процессе банкротства (несостоятельности) предприятий. ____________________________________________________________стр.16

§3. Кредиторы, собрание (комитет) кредиторов в процессе банкротства (несостоятельности) предприятий. _______________________________________стр.21

§4. Ответственность в процессе банкротства (несостоятельности)

предприятий. _________________________________________________________________стр.24

Глава №2 Процедуры процесса банкротства (несостоятельности)

предприятий.__________________________________________________________стр.28

§1. Специальное администрирование._________________________________стр.28

§ 2. «Санация».________________________________________________________________________стр.41

§3. «Реабилитация».___________________________________________________________стр.43

§ 4. «Мировое соглашение».___________________________________________________стр.46

Глава № 3. Разбирательство дел о банкротстве (несостоятельности)

предприятий в суде._________________________________________________________________стр.49

§1. Подсудность дел о банкротстве._______________________________________________стр.49

§2. Решения суда по делам о банкротстве (несостоятельности) _______________________стр.57



Заключение._______________________________________________________________стр.63



Приложения_______________________________________________________________стр.66



Список использованной литературы__________________________________________стр.75

Файлы: 1 файл

Введени2.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

       Банкротство (несостоятельность) обладает определенными  признаками, которые можно условно разделить на существенные и внешние. К существенным признакам можно отнести неспособность должника удовлетворить требования кредиторов (например, если обязательства превысили стоимость имущества должника). Внешние признаки представляют собой приостановление выплат текущих платежей после наступления сроков их исполнения. Приостановление платежей должно быть связано с тем, что должник не может их обеспечить. Эти условия являются предпосылочными для признания или объявления несостоятельного лица банкротом.

     Термины "банкротство" и "несостоятельность" в разных странах употребляются в различных значениях. В большинстве случаев банкротство обозначает частный случай несостоятельности, криминальный ее вид. Так по терминологии дореволюционных русских юристов несостоятельность бывает трех видов: несчастная, неосторожная и подложная6.

      Неосторожная  несостоятельность именовалась  также простым банкротством, а подложная несостоятельность - злостным банкротством. Наказание за несчастную несостоятельность не следовало. Наказание же за неосторожную несостоятельность (простое банкротство) определялось кредиторами в виде заключение на срок от восьми до шестнадцати месяцев, а в случае злостного банкротства (подложной несостоятельности) дело подлежало рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства. Деление несостоятельности на виды присутствует во многих странах, например, в ФРГ рассматривают три ее вида: простую, злостную и особо тяжкий случай банкротства. В случае простой несостоятельности должник по собственной небрежности не знает о ее приближении или наступлении или легкомысленно вызывает ее своими действиями.

     Злостной  несостоятельностью (банкротства) она  будет являться в тех случаях, когда в условиях чрезмерной обременительности долгами, лицо прячет, уничтожает основные части имущества, которые в случае распродажи подлежали бы отчуждению в пользу кредиторов, либо заключает рискованные, спекулятивные или явно убыточные сделки, продает товары по явно заниженной цене, а также скрывает права других лиц или признает заведомо вымышленные права.

     Особо тяжкий случай банкротства признается в том случае, если лицо виновно действовало с корыстными целями и сознательно создавало для многих лиц угрозу разорения или же утрату доверенных ему имущественных ценностей.

     В Республике Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики, Соединенных Штатах Америки и многих других странах термином банкротства обозначают все виды несостоятельности.

     В Кыргызской Республике институт банкротства  регулируется Законом "О банкротстве (несостоятельности)", по которому дается следующее определение: "Банкротство (несостоятельность) - это признанная судом или объявленная с согласия должника собранием кредиторов неплатежеспособность должника, то есть неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды".

     Употребление  двойного термина в Законе Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельность)" не следует считать заслугой законодателя объединившему два термина. Законодатель употребил эти термины не как синонимы, а именно в таком сочетании.

     Сложно  отдать предпочтение какому-то одному термину, так как с одной стороны слово банкротство употребляется наиболее часто, а с другой стороны следует учитывать, что оно означает именно криминальную несостоятельность. Но в любом случае игра слов неприемлема в текстах законов.

       Заслуживающие внимания определение банкротства  (несостоятельности) дается в Указе Президента Республики Казахстан о банкротстве (несостоятельности) 1995 года7: "Банкротство- это устойчивая неспособность индивидуального предпринимателя или юридического лица удовлетворить требования своих кредиторов и выплатить налоговые и иные 
обязательные платежи вследствие превышения пассивов должника над его активами".

      Данное  определение не дает возможности  прямого толкования, так как по определению предусмотрено одновременно наличие задолженности перед кредиторами и по уплате обязательных платежей, хотя Гражданский Кодекс Республики Казахстан и предусматривает, что дело о банкротстве (несостоятельности) может быть возбуждено по иску даже при приостановлении должником платежей, хотя бы по одному из своих обязательств в течении трех месяцев со дня наступления сроков платежа.

     Далее ни в Законе Кыргызской Республики «О банкротстве (несостоятельности), ни в указе Президента Республики Казахстан «О банкростве (несостоятельности)» не указан срок, по истечению которого появляется возможность обращения в суд, если должник не выполняет своих обязательств.

     Не  указано также то, что по общепризнанному  правилу банкротство (несостоятельность) применяется не ко всем юридическим лицам.

     Процесс банкротства (несостоятельности) проходит в виде строго регламентируемой законодательством деятельности государства в лице уполномоченных органов, судов, специально назначенных в установленном порядке администраторов (временных администраторов, специальных администраторов, внешних управляющих, консерваторов), кредиторов, Национального  Банка  Кыргызской  Республики.

     Целью такой деятельности является удовлетворение требований кредиторов неплатежеспособного должника (индивидуального предпринимателя, юридического лица), и либо восстановление его платежеспособности либо прекращение его деятельности.

     Начинается  процесс банкротства с момента  принятия решения судом, либо собранием кредиторов, либо Национальным Банком Кыргызской Республики (в отношении банков) о признании (судебном порядке) или объявлении (во внесудебном порядке) должника банкротом и проведения процедуры специального администрирования с назначением специального администратора.

     В нашем понимании процесс банкротства  применяется в отношении юридических лиц и может применяться в отношении индивидуальных предпринимателей, то есть физических лиц. В мировой практике, как, например, в законодательстве Франции, Германии и Великобритании в первую очередь процесс банкротства затрагивает физических (частных) лиц и лишь затем указывается, что подобные процедуры могут применяться и к юридическим лицам.

     По  действующему законодательству юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и лично неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде1. Процесс банкротства применяется далеко не ко всем юридическим лицам. В первую очередь он затрагивает тех, которых действующее законодательство относит к коммерческим организациям.

     Гражданский Кодекс Кыргызской Республики определил, что к коммерческим юридическим лицам, то есть организациям, преследующим извлечение прибыли качестве основной цели своей деятельности, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и коммунальные предприятия. Из них процесс банкротства распространяется на всех, кроме двух последних.

     Также процесс банкротства (несостоятельности), в прямо предусмотренных случаях, применяется в отношении некоммерческих организаций, не имеющих извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющих полученную прибыль между участниками. К таким юридическим лицам относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и общественные фонды, а также объединения юридических лиц (ассоциации или союзы).

     Так Закон Кыргызской Республики "О  банкротстве (несостоятельности)" определяет, что настоящий закон применяется в отношении: - юридических лиц любой формы собственности, являющимися коммерческими организациями (за исключением государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления), включая иностранных юридических лиц с иностранным участием, зарегистрированных в Кыргызской Республике в установленном законодательством порядке, а также банков и других финансово-кредитных организации;

- юридических  лиц любой формы собственности,  являющихся некоммерческими организациями, в предусмотренных случаях и индивидуальных предпринимателей1.

     Определенные  особенности банкротства (несостоятельности) в Кыргызской Республике предусмотрены в отношении банков, страховых организаций, общественных фондов, потребительских кооперативов, профессиональным участником рынка ценных бумаг, лиц занимающихся сельскохозяйственным производством и в отношении отсутствующего должника

     Ограничения в применении банкротства ко всем юридическим лицам наблюдается во многих странах.

     В Великобритании, например, Закон о  несостоятельности 1986 года распространяется почти на всех субъектов хозяйственной деятельности (физических лиц и компании), за исключением страховых компаний, банков и банковских учреждений.

     В Соединенных Штатах Америки по Кодексу  о несостоятельности (банкротству) 1994 года процесс банкротства применяется в отношении физических лиц, товариществ, корпораций, кроме страховых, строительных, кредитных учреждений, банков и союзов, которые регулируются специальным законодательством.

     Положение Закона Кыргызской Республики "О  банкротстве (несостоятельности)" не применяются в отношении государственных и иных учреждений и платежеспособных юридических лиц.

     Он  не распространяется на учреждения, так  как они отвечают не всем закрепленным за ними имуществом, а только имуществом, находящимся в их распоряжении. Таким образом, при недостаточности у такого лица средств для удовлетворения своих обязательств вопрос ставится о возложении ответственности на собственника имущества, а не признания данных юридических лиц банкротами (несостоятельными).

     Казенные  предприятия обладают одновременно признаками, присущими и коммерческим и некоммерческим юридическим лицам. Учитывая, что за действие казенных предприятий несет субсидиарную ответственность собственник, то есть Кыргызская Республика, как государство, в связи с этим признано невозможным применение к ним процедуры банкротства.

     И хотя законодательство Кыргызской Республики категорично относиться к вопросу банкротства государственных юридических лиц, тем не менее, мировая практика, и в частности Российская Федерация, считает приемлемым применение некоторых процедур процесса банкротства к государственным предприятиям и учреждениям в определенных случаях.

     Это оправдывается, например, при общей (долевой или совместной) собственности, когда одним из собственников выступает государство, то есть если речь идет о банкротстве юридических лиц с участием государственной собственности.

     Так в Российской Федерации детально отрегулированы вопросы, связанные с неплатежеспособностью государственных юридических лиц. В основном они затрагивают три вопроса: во-первых, добровольную ликвидацию таких юридических лиц, во-вторых, оказание им юридической помощи и, в-третьих, продажу их или принадлежащего им имущества. Специальные режимы, связанные с первыми двумя вопросами, распространяются только на государственные предприятия или предприятия государственная доля, в которых составляет более двадцати пяти процентов, а связанные с третьим вопросом охватывает предприятия, находящиеся в государственной собственности, а равно с долями (паями) принадлежащему государству.

     В Российской Федерации добровольная ликвидация государственных предприятий происходит либо с принятием решения Федеральным Управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) о признании структуры баланса юридического лица неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановления его платежеспособности либо самим руководителем такого предприятия8.

     Решения собрания кредиторов о добровольной ликвидации приравниваются к соглашению должника с кредиторами. Указанное решение направляется Федеральному Управлению, которое вместе с утверждением решения назначает конкурсного управляющего. Он назначает ликвидационную комиссию, которая и осуществляет в обычном порядке ликвидацию юридического лица-предприятия.

     Отношения, складывающиеся в связи с оказанием помощи предприятию, регулируются отдельным положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств бюджета и внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий9.

     Целью финансовой поддержки является восстановление платежеспособности предприятия или поддержание его эффективной хозяйственной деятельности. Если этого достичь невозможно, денежная помощь направляется на финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, включая те, которые направлены на предотвращение негативных последствий банкротства.

Информация о работе Банкротство (несостоятельность) предприятий