Банкротство (несостоятельность) предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Интерес к вопросам построения в Кыргызской Республике правового государства и переход нашего государства в рыночную экономику неслучайны. Исторический опыт многих экономически развитых государств доказывает ценность законов и Конституции как основы формирования государственной, правовой системы, которая соответствует принципам демократии.

Содержание работы

Введение _____________________________________________стр.2

Глава 1. Общие положения банкротства (несостоятельности) предприятий _________________________________________стр.6 §1. Понятие, условия и основания для признания предприятия

банкротом (несостоятельным) ____________________________________________стр.6 §2. Администратор и роль в процессе банкротства (несостоятельности) предприятий. ____________________________________________________________стр.16

§3. Кредиторы, собрание (комитет) кредиторов в процессе банкротства (несостоятельности) предприятий. _______________________________________стр.21

§4. Ответственность в процессе банкротства (несостоятельности)

предприятий. _________________________________________________________________стр.24

Глава №2 Процедуры процесса банкротства (несостоятельности)

предприятий.__________________________________________________________стр.28

§1. Специальное администрирование._________________________________стр.28

§ 2. «Санация».________________________________________________________________________стр.41

§3. «Реабилитация».___________________________________________________________стр.43

§ 4. «Мировое соглашение».___________________________________________________стр.46

Глава № 3. Разбирательство дел о банкротстве (несостоятельности)

предприятий в суде._________________________________________________________________стр.49

§1. Подсудность дел о банкротстве._______________________________________________стр.49

§2. Решения суда по делам о банкротстве (несостоятельности) _______________________стр.57



Заключение._______________________________________________________________стр.63



Приложения_______________________________________________________________стр.66



Список использованной литературы__________________________________________стр.75

Файлы: 1 файл

Введени2.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

     За  указанными пределами финансовая помощь государства оказывается только в форме кредита, то есть на началах возврата. Также определяется, какое бюджетное звено служит источником средств, кто выступает от имени государства (Министерство финансов или другой финансовый орган) и формы контроля над целевым использованием полученных средств.

     Продажа предприятий-должников и принадлежащего им имущества имеет цель предотвратить признание неисправного должника несостоятельным (банкротом), а также смягчить негативные последствия реорганизации и ликвидации неплатежеспособных предприятий. Процедура продажи регулируется положением о порядке продажи государственных предприятий-должников10.

     Продажа предприятий как таковой не влечет за собой прекращение статуса юридического лица. А значит, все его долги и принадлежащие ему права требования сохраняют силу. Продажа проводится в форме конкурса или аукциона, условия которых строго урегулированы. Сюда относится обязанность победителя погасить в течение месяца не менее двадцати процентов просроченной кредиторской задолженности, а также осуществить реорганизацию юридического лица в месячный срок. В условия конкурса могут быть включены обязанности победителя, сохранить деятельность по производству определенной продукции (работ, услуг), численность рабочих, а также объем инвестиций в производство. Победитель конкурса приобретает право собственности на предприятие с момента заключения договора купли-продажи.

     Если  результаты конкурса будут признаны недействительными предприятие ликвидируются и его имущество разделяется в общем порядке.

      Для продажи принадлежащего государству  контрольного пакета либо отдельных акций предприятия предусмотрен аукцион.

     Продажа предприятия в целом, его активов  или акций государства или  муниципальных образований осуществляется через соответствующий фонд имущества.

     Для того, чтобы признать предприятие (юридическое лицо) банкротом (несостоятельным) необходимо наличие у него долга (задолженности), которую он не в состоянии погасить. Природа такого долга может быть самой разнообразной. Это может быть любое законное требование кредитора, обязательно выраженное в денежной форме:

    1. Обязательства,   вытекшие   из   любого   гражданско-правового договора  (купли-продажи,   мены,    аренды,    поставки  товаров, проведение работ,  оказания услуг,  перевозки,  кредита,  займа, страхования,  хранения  и  так  далее),   а также требование  о возмещении убытков, возникших при нарушении таких договоров (должник не произвел работ, не поставил товары, не оказал услуги или произвел это ненадлежащим образом). Сюда же можно отнести невыплату заработной платы, пенсий пособий.

2. Обязательства возникшие вследствие причинения вреда (причинение вреда личности и имуществу, причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг и тому подобное).

3. Обязательства       возникшие       вследствие       необоснованного  обогащения.

    4. Обязательства  возникшие из публичной обязанности  (обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

    (Например, недоимка  по налогу на прибыль)11.

      Кроме этого для возбуждения процесса банкротства в отношении неплатежеспособного должника необходимо наличие минимальных размеров долга. Минимальные размеры задолженности установлены в большинстве государств, но они отсутствуют, например, во Франции и ФРГ, где суд в каждом конкретном случае определяет необходимую сумму для признания должника банкротом.

      Интересно отметить, что и в Российской Федерации, и в Республике Казахстан, и в Кыргызской Республике для возбуждения процесса банкротства в отношении неплатежеспособного должника требуется одинаковая задолженность-наличие общей суммы заявленных кредиторами требований не менее пятисот минимальных заработных плат.

      Исключение  предоставляют требования к должнику кредитора-физического лица, включая  индивидуального предпринимателя, в этом случае необходимо, чтобы задолженность составила не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. Также иная сумма требования установлена к должнику-банку, независимо от того, кто является кредитором физическое или юридическое лицо, оно имеет право обратиться в межрайнный суд по экономическим делам (бывший арбитражный суд), если долг превысил одну минимальную заработную плату12.

     Для определения минимального размера  долга принимается во внимание размер денежных обязательств (основная сумма долга, включая проценты, начисленные по условиям обязательств) без учета подлежащих уплате за не исполнение или ненадлежащие исполнение обязательств неустойки, штрафов, пени, установленных договором или законом. Если речь идет об обязательных платежах, то не учитываются финансовые (экономические) санкции.

     В ряде случаев наличие минимального размера долга не требуются. Например, размер долга не учитываются, если должник добровольно возбуждает процесс банкротства (падает заявление в арбитражный суд или созывает собрание кредиторов) либо соглашается с решением собрания кредиторов о своем банкротстве во внесудебном порядке. Также положение о минимальном размере задолженности не применяется в отношении отсутствующего должника.

     Размер  денежных обязательств считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должника этих требований. Если же должник оспаривает требования кредиторов, то размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется судом.

      Законом Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)" установлены следующие условия, при которых должник может быть признан или объявлен банкротом (несостоятельным):

     Во-первых, если при наступлении сроков платежа должник не удовлетворяет правомерные требования кредитора (кредиторов) по оплате долгов и выполнению других обязательств в полном объеме.

     Во-вторых, если при наступлении сроков платежа должник отказывается удовлетворить такие требования в полном объеме.

     В-третьих, если при наступлении сроков платежа должник не способен удовлетворить такие требования в полном объеме.

     В-четвертых, если уже после принятия судом заявления о признании должника банкротом должник соглашается удовлетворить требования заявителя в полном объеме (суд при этом приостанавливает производство по делу), но не удовлетворяет требования до вынесения судом решения по существу.

      Спорным является вопрос, будет ли банкротством объявление о данной, на момент объявления, нехватке средств для текущего расчета  с кредиторами, или же о такой несостоятельности, которая полностью лишает организацию возможности продолжать свою статутную деятельность в целом. Действительно, в современном понимании банкротства речь идет не о текущем дефиците оборотных средств, а лишь о таком их отсутствии, которое делает невозможным дальнейшее функционирования предприятия в его утвержденном статусе. Само по себе превышение пассива над активом может быть временным, преодолимым и даже входить в законные, нормальные, хотя и рискованные, коммерческие расчеты предпринимателя.

     С другой стороны, даже и положительное  сальдо само по себе не может гарантировать  финансового и иного благополучия фирмы. Например, превышение дебиторской задолженности над кредиторской может быть признано как положительным, так и отрицательным, в зависимости от платежеспособности и надежности как дебиторов, так и кредиторов.

     Именно  для этого существует система  критериев позволяющая определить структуру баланса предприятия, как неудовлетворительную. Эта система включает три коэффициента: "текущей ликвидности", "обеспеченности собственными средствами" и "восстановления (утраты) платежеспособности".

     Первый  из них характеризует общую обеспеченность предприятий оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременности погашения срочных обязательств предприятием.

     Второй  определяет наличие у предприятия  собственных оборотных средств  для его финансовой устойчивости, а третий-наличие либо отсутствие возможности восстановить платежеспособность в течение определенного времени.

     В принципе, если хотя бы один из коэффициентов окажется ниже указанной величины, это может служить основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако окончательный вывод зависит от учета третьего по счету коэффициента. Это объясняется тем, что при определенных в его значениях предприятия может быть признано платежеспособным или по крайней мере имеющим реальную возможность восстановить свою платежеспособность, если даже первый и второй коэффициенты либо оба вместе отклонились от контрольных значений 13.

     В Кыргызской Республике превышение суммы  пассивов над суммой активов, при структуре баланса юридического лица являющейся неудовлетворительной не является основанием для признания должника банкротом, хотя Закон Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)" редакции 15 октября 1997 года и предусматривал данное основание.

      Юридическое лицо признается банкротом арбитражным судом в принудительном порядке или объявляется банкротом (несостоятельным) решением самого юридического лица-должника совместно с кредиторами в добровольном порядке.

 

        §2. Администратор  и роль в процессе банкротства (несостоятельности) предприятий

      Процесс банкротства проводит, специально для  этого назначенное, квалифицированное лицо-администратор. Его функции почти одинаковы во всех государствах и в целом сводятся к управлению и распоряжению имуществом несостоятельного должника с целью удостоверения требований кредиторов, при этом в зависимости от конкретной ситуации либо применяются меры направленные на стабилизацию и восстановление платежеспособного должника либо его ликвидацию14.

     В ФРГ, например, администратор выступает в качестве кризисного управляющего, если дела предприятия еще не безнадежны или управляющего конкурсной массой при ликвидации предприятия должника и раздела его имущества между кредиторами. В США и Великобритании процесс банкротства проводят временные администраторы, внешние и конкурсные управляющие, супервайзеры. Во Франции процесс банкротства проводит судебный администратор, с участием и под контролем представителей кредиторов и работников предприятия должника.

        В Кыргызской Республике администратор может выступать  в качестве временного администратора, специального администратора, внешнего управляющего и консерватора15 .

Администратором может быть любое физическое лицо, даже иностранное, отвечающее установленным требованием. В первую очередь это должно быть дееспособное лицо, имеющее лицензию на право осуществление такой деятельности. Не требуется лицензии, если администратором являются сотрудники государственного органа по делам о банкротстве и Национального Банка Кыргызской Республики. Администратором не может быть:

             1. Кредитор, дебитор, сторона по  сделке, участник или руководитель  юридического лица-должника, а также их близкие родственники.

          2. Лицо, которое являлось участником  или руководителем должника в  течение года до             начала процесса банкротства.

    3. Лицо, работающее  в органах государственной власти, местного самоуправления и в судебных органах, кроме Национального Банка и государственного органа по делам о банкротстве.

4. Сотрудник государственного органа  по делам о банкротстве, в  отношении процесса банкротства должника - юридического лица, участником которого является государство.

    5. Лицо  в отношении которого имеется  ограничения на осуществления деятельности по управлению делами и имуществом других лиц.

    6. Лицо, имеющие непогашенную судимость,  а также лицо, которое в течение пяти лет до момента его назначения осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и было признано банкротом.

    Администратор назначается и отстраняется Госорганом по делам о банкротстве - Управлением  по делам банкротства при Государственном  комитете Кыргызской Республики  по управлению государственным имуществом и привлечению прямых инвестиций, если процесс банкротства проводится в судебном порядке, либо собранием кредиторов, если процесс банкротства проходит во внесудебном порядке, а также Национальным банком при банкротстве банков. Администратор в процессе своей деятельности находится под защитой закона.

    При назначении администратора во внесудебном  порядке уполномоченное лицо от имени собрания кредиторов обязано заключить с ним гражданско-правовой договор.

    Кандидатуру администратора вправе предложить кредитор (кредиторы), должник, государственный орган по делам о банкротстве и Национальный Банк при банкротстве банков. При наличии нескольких кандидатов назначение администратора проводиться на конкурсной основе.

Информация о работе Банкротство (несостоятельность) предприятий