Формирование и распределение прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что вопрос формирования и распределения прибыли на предприятии в современных условиях кризиса экономики на предприятии является одним из важнейших на сегодняшний день.
Прибыль играет главную роль в ориентации товаропроизводителей относительно определения сфер, объемов, снижения издержек производства. Она является сигналом, который указывает, где и как можно добиться наибольшего прироста стоимости, стимулирует инвестирования в эти сферы. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли 5
Необходимость увеличения прибыли в современных условиях 5
Порядок формирования и распределения прибыли 8
Управление прибылью на примере предприятия
ООО «ЛионСтрой» 15
Общая характеристика предприятия и его финансово-хозяйственной деятельности 15
Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «ЛионСтрой» 19
Рекомендации по увеличению прибыли предприятия 34
Заключение 40
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Формирование и распределение прибыли.docx

— 82.54 Кб (Скачать файл)

1. Расчет влияния  на прибыль изменений отпускных  цен на реализованные товары (∆Р1). рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года:  

∆Р1 = Nр1 - Nр1,0 = Σ р1φ1 - Σ р0φ0 ,

где

Nр1 = Σ р1φ1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

р1 — цена товара в отчетном году;

φ — количество товаров;

Nр1,0 = Σ р1φ1 - Σ р0φ0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года;

р0 — цена товара в базисном году.

∆Р1 = 31700 – 27000 = 4700 тыс руб.

2. Расчет влияния  на прибыль изменений в объёме  товаров объема товаров в оценке  по плановой (базисной) себестоимости  (∆Р2). Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

∆Р2 = Р0 * К1 – Р0 = Р0 * (К1 – 1),

где

Р0 - прибыль базисного года;

К1- коэффициент роста объема реализации товаров:

К1 = S1,0 / S0 , где

S1,0 — фактическая  себестоимость реализованных товаров  за отчетный период в ценах  и тарифах ба-зисного периода;

S0— себестоимость  базисного года (периода).

В нашем примере: К1 = 1,25 (15000 / 12000). Затем корректируют базисную прибыль и вычитают из неё базисную величину прибыли:

∆Р2 = 6300 * 1,25 – 6300 = 1575 тыс руб.

3. Расчет влияния  на прибыль изменений в объёме  товаров, обусловленных изменениями  в структуре товара (∆Р3 ). Подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

∆Р3 = Р0 * (К2 – К1) ,

где

К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2 = N1,0 / N0, где

N1,0 - реализация  в отчетном периоде по ценам  базисного периода; 

N0— реализация  в базисном периоде.

К2 = 27000 / 20100 = 1,343

∆Р3 = 6300 * (1,343 – 1,25) = 585,9 тыс руб.

4. Расчет влияния  на прибыль экономии от снижения  себестоимости товаров (∆Р4):

∆Р4 = S1,0 – S1 ,

где

S1,0 - себестоимость  реализованных товаров отчетного  периода в ценах и условиях  базисного периода. 

S1 — фактическая  себестоимость реализованных товаров  отчетного периода. 

∆Р4 = 15000 – 18000 = 3000 тыс руб.

5. Расчет влияния  на прибыль экономии от снижения  себестоимости товаров за счет  структурных сдвигов в составе  товаров (∆Р5). Исчисляется сравнением  ба-

 зисной полной себестоимости, скорректированной на ко-

 эффициент роста объема продукции, с базисной полной

 себестоимостью  фактически реализованной продукции: 

∆Р5 = S0К2 – S1,0

∆Р5 = 12000 * 1,343 – 15000 = 1116 тыс руб.

6. Отдельным  расчетом по данным бухгалтерского  учета определяется влияние на  прибыль изменения цен на материалы  и тарифов на услуги (∆Р6). Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В данном случае цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки были повышены на 18900 рублей, оплата труда на 58000 рублей, что дало снижение прибыли в сумме ∆Р6= 76,9 тыс руб.

7. Расчет экономии, вызванной нарушениями хозяйственной  дисциплины (∆Р7). Это устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном предприятии не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет перечисленных причин, т.е. ∆Р7 = 0.

Сумма факторных  отклонений дает общее изменение  прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей  формулой:

∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6 + ∆Р7

или

∆Р = ∑7i=1 Рi

где

 ∆Р — общее изменение прибыли;

Рi — изменение прибыли за счет i-го фактора.

∆Р = 4700 + 1575 + 585,9 – 3000 + 1116 – 76,9 = 4900 тыс руб.

Общее отклонение по прибыли составляет 4900 тыс руб., что соответствует сумме факторных влияний.

Таким образом, на данном предприятии основными  факторами, повлиявшими на величину прибыли, являются:

увеличение  объема продукции на 1575 тыс py6.;

структурные сдвиги в составе продукции дали увеличение прибыли на 585,9 тыс руб. Это увеличение прибыли вследствие деления предприятием ООО «ЛионСтрой» всех продаваемых им товаров на группы (см. Приложение 12). Это деление показывает за счет каких групп товаров предприятие получает основную долю прибыли, а какой товар выполняет роль лишь привлечения покупателей. В зависимости от этого идет распределение этих товаров по: расположению на витрине, ассортименту, позиции по введению новинок.

изменение себестоимости  за счет структурных сдвигов на 1116 тыс руб.

изменение отпускных  цен на реализованную продукцию  дало повышение прибыли на 4700 тыс руб. Такое резкое увеличение данного показателя объясняется тем, что ООО «ЛионСтрой» открыл еще два магазина розничной торговли, что резко увеличило товарооборот.

Нельзя не обойти такой фактор, как инфляция. Именно ее влияние на изменение отпускных  цен, наиболее сложно учитывать. Но стоит  отметить, что уровень закупочных цен в течение года постепенно повышался, и в результате в среднем цены повысились в магазинах розничной торговли ООО «ЛионСтрой» на 20 – 25%.

После выявления  факторов прибыли необходимо провести анализ показателей оценки прибыли  предприятия. Среди множества показателей  оценки прибыли следует выделить основной из них – рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности, доходность капитала, окупаемость  затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина показывает соотношение  эффекта с наличными или использованными  ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как  инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Рассмотрим  основные показатели рентабельности предприятия.

1)Рентабельность  продаж. Наиболее распространенным  показателем рентабельности предприятий  является отношение прибыли к  товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес  прибыли в товарообороте.

Таблица 4

Расчет показателей  рентабельности продаж ООО «ЛионСтрой» (тыс. руб)

Показатель 

Базисный год 2010г.

Отчетный год 2011г.

Выручка (нетто) от реализации товаров

20100

31700

Себестоимость реализации товаров

12000

18000

Коммерческие расходы

1000

1100

Прибыль от реализации

6300

11200

Проценты к уплате

100

200

Результат от прочей реализации

1100

1500

Балансовая прибыль отчетного  периода

5300

9900

Рентабельность продаж (%)

- по прибыли от реализации  товаров

31,3

35,3

- по балансовой прибыли

26,4

31,2


 

 

Заметим, что, как видно из таблицы, в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, разность между рентабельностью по прибыли от реализации и рентабельностью по балансовой прибыли увеличилась с 1,8 до 2,2. Это связано с резким увеличением выручки от реализации (на 11600 тыс руб), а также резким ростом прибыли от реализации (на 4900 тыс руб) более быстрыми темпами, чем выручка от реализации. Это означает, что менеджеры организации провели эффективную политику в области маркетинга: продвижения своих товаров, рекламная деятельность и так далее.

Таким образом, данные рентабельности продаж свидетельствуют, что ООО «ЛионСтрой» добилось максимального размера отдачи от каждой денежной единицы товарооборота, спрос на товары, предлагаемые предприятием растет.

2)Рентабельность  деятельности. Прибыль образуется  как разность между доходами  и затратами, что обуславливает  правомерность использования в  анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной  прибыли к затратам предприятия.  Уровень рентабельности деятельности  может выражаться, таким образом,  в процентах не только к  товарообороту, но и к издержкам  обращения. Эти показатели существенно  дополняют друг друга, так как  для определения эффективности  деятельности затраты предприятия  должны определенным образом  соотноситься с прибылью от  реализации товаров.

С аналитической  точки зрения представляет интерес  сопоставление таких пар, как  прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (см. Таблицу 5).

Таблица 5

Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной  деятельности ООО «ЛионСтрой» (тыс.руб)

Показатель 

Базисный год 2001 г.

Отчетный год 2002г.

Издержки обращения

15750

22000

Затраты предприятия

14350 

23000

Прибыль от реализации

6300

11200

Балансовая прибыль

5300

9900

Рентабельность издержек обращения, % 

40

45

Рентабельность текущих расходов, %

37

43


 

Из таблицы  видно, что рентабельность издержек обращения намного выше рентабельности текущих расходов, что в 2010г., что в 2011г. Это говорит о том, что предприятию очень прибыльно заниматься своей основной деятельностью: торгово-закупочной, и как можно скорее надо прекратить нерентабельные сферы деятельности и сконцентрировать все свои силы на максимизации прибыли от основной деятельности.

Кроме того, можно  оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных  средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.

3)Рентабельность  капитала. Этот показатель показывает  эффективность использования ресурсов  предприятия ООО «ЛионСтрой» характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.

С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение  чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал  не является постоянным в течение  года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.

Показатель  рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (см. Таблицу 6).

Таблица 6

Расчет рентабельности собственного капитала ООО «ЛионСтрой» (тыс. руб)

Показатель

Базисный год 2010г.

Отчетный год 2011г.

Собственный капитал:

на начало года

2500

2500

на конец года

2500

2750

Средняя величина собственного капитала в течение года

2500

2625

Чистая прибыль

5100

9500

Рентабельность собственного капитала, %

204

362


 

Рентабельность  собственного капитала показывает, что  идет очень эффективное использование  собственного капитала, так как произошло  незначительное увеличение собственного капитала в 1,26 раза, тогда как прибыль  возросла в 2,76 раза. Рост рентабельности собственного капитала говорит о  том, что на предприятии нет перенакопления активов. Это является положительной  тенденцией.

4) Рентабельность  используемых трудовых ресурсов. Самостоятельное значение имеет  показатель рентабельности, исчисляемый  как отношение прибыли к расходам  на оплату труда. В расчетах  данного показателя может использоваться  либо вся сумма расходов на  оплату труда, либо только расходы,  включаемые в издержки обращения.  Интерес представляет также такой  показатель, как отношение прибыли  к численности работников. По  сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (см. Таблицу 7).

 

 

 

Таблица 7

Расчет рентабельности трудовых ресурсов ООО «ЛионСтрой» (тыс. руб.)

Показатель

Базисный год 2001г.

Отчетный год 2002г.

Балансовая прибыль

5300

9900

Затраты на персонал

2900

3960

Численность работников

55

70

Рентабельность расходов на оплату труда, % 

183

250

Прибыль на одного работника

96,4

141,4


 

Данные таблицы показывают, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом сумма прибыли на одного работника увеличилась в 1,4 раза, а балансовая прибыль увеличилась в 1,8 раза. При этом затраты на оплату труда персонала уменьшились значительно (на 56%). Коэффициент рентабельности расходов на оплату труда показывает, что расходы, вложенные в оплату труда, приносят прибыль. Причем рост прибыли носит возрастающий характер. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 1,4 раза. Это благодаря проведению качественной кадровой политике и работе с персоналом.

После проведения анализа коэффициентов рентабельности необходимо осуществить планирование прибыли. Произведем планирование прибыли  от реализации продукции. Эффективнее  осуществлять планирование по каждому  виду продукции отдельно, а потом  суммировать результаты по всем видам. В качестве примера рассмотрим планирование прибыли только по одному виду продукции: у предприятия ООО “ ЛионСтрой”. В таблице 8 представлены данные о производстве, реализации, налогах, отчислениях и прибыли предприятия, которые представлены на основе планов и прогнозов экспертов предприятия:

Информация о работе Формирование и распределение прибыли