Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:42, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
В процессе подготовке бюджета Конгресс непосредственно не определяет величину федеральных бюджетных расходов для конкретного финансового года. Каждый год он утверждает бюджетные полномочия, дающие право на выделение средств (ассигнований) на конкретные программы. Фактическая величина утверждаемых расходов, предполагаемых в данном году, складывается из не расходованных сумм, ранее утвержденных и новых, котированных в этом году бюджетных полномочий. Полномочии по находившимся на бюджете программам, в соответствии с характером этих программ, могут быть текущими и постоянными. Соответственно выделяемые по ним (программам) ассигнования бывают одногодними, многолетними и бессрочными. Это и ведет к такой форме определения суммарных расходов бюджета, а также к накоплению крупных переходящих остатков денежных средств на счетах правительства.
21
ГЛАВА 3 Сравнительный анализ по некоторым показателям бюджетов РФ и Франции
3.1 Сравнительный анализ доходов бюджетов
Показатель ВВП отражает производство совокупной массы товаров и услуг внутри страны и уровня жизни. Как видно из диаграммы 1 в 2004 году, ВВП Франции было больше ВВП РФ в 17,86 раз, в 8,86 раз больше, чем в РФ. Но если
22
рассматривать ВВП на душу населения (диаграмма 2), то он во Франции и в РФ отличаются незначительно: ВВП Франции больше в 1,01 раз, а ВВП РФ меньше в 9,87 раз, чем в Франции и в 9,78 раз.
Процент аккумулируемых
в государственном бюджете
Доходная часть бюджета в разных странах формируется неодинаково. У любого государства она имеет свои особенности, которые определяются экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством и рядом других факторов. На диаграммах представлены
23
процентные доли источников пополнения от всей доходной части, а в таблицах - количественные данные. Так во Франции это подоходный налог – 47%, акцизы – 20%, налог с корпораций – 14% и социальные взносы – 12%. В РФ доходную часть в основном формирует НДС – 39%, акцизы – 21%, налог на прибыль предприятий – 13%. Подоходный налог и ряд других налогов зачисляются в бюджеты субъектов РФ.
Таблица I. Доходная часть бюджета РФ за 2004 год
млн. рублей |
млн. дол. США | |
Доходная часть бюджета |
367 548,0 |
60 502 |
из них: |
||
Налог на прибыль предприятий |
48 140,6 |
7 924 |
НДС |
141 270,2 |
23 254 |
Таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи |
27 091,5 |
4 460 |
Акцизы |
78 400,4 |
12 905 |
Неналоговые доходы |
32 079,0 |
5 280 |
Доходы целевых бюджетных фондо |
28 493,3 |
4 690 |
Другие налоги |
12 073,0 |
1 987 |
24
Таблица 2. Доходная часть бюджета Франции за 2004 год
Млрд. дол. |
Млн. дол. США | |
Доходная часть бюджета |
156,5 |
166 281 |
из них: |
||
Личный подоходный налог |
73,7 |
78 306 |
Налоги с корпораций |
22,0 |
23 375 |
Социальные взносы |
19,2 |
20 400 |
Акцизы |
31,4 |
33 363 |
Другие налоги |
10,2 |
10 838 |
3.2 Сравнительный анализ расходов бюджетов
Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. На диаграммах представлены процентные доли статей расходов от всей расходной части, а в таблицах –
25
количественные данные.
Таблица 3. Расходная часть бюджета РФ за 2004 год
Млн. руб. |
Млн. дол. США | |
Расходная часть бюджета |
499 945,2 |
82 296 |
из них: |
||
Национальная оборона |
81 765,0 |
13 459 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
51 703,8 |
8 511 |
Международная деятельность |
14 497,0 |
2 386 |
Проценты по гос. долгу |
124 135,4 |
20 434 |
Сельское хозяйство |
12 017,8 |
1 978 |
Промышленность и энергетика |
27 438,3 |
4 517 |
Охрана окружающей среды |
2 929,8 |
482 |
Государственное управление и местное самоуправление |
12 055,7 |
1 984 |
Правоохранительная |
41 616,6 |
6 850 |
Наука и космос |
14 828,2 |
2 441 |
Образование |
17 253,2 |
2 840 |
Здравоохранение |
9 424,7 |
1 551 |
Выплаты пенсионерам |
15 404,9 |
2 536 |
Социальная политика |
19 661,1 |
3 236 |
Транспорт |
1 521,4 |
250 |
Судебная власть |
4 453,9 |
733 |
Целевые бюджетные фонды |
32 079,0 |
5 280 |
Другие расходы |
17 153,3 |
2 824 |
26
Таблица 4. Расходная часть бюджета Франции за 2004 год
Млрд. дол. Канады |
Млн. долларов США | |
Расходная часть бюджета |
153,5 |
163 094 |
из них: |
||
Правоохранительная |
8,3 |
8 819 |
Выплаты пенсионерам |
22,8 |
24 225 |
Социальная политика |
12,1 |
12 856 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
25,4 |
26 988 |
Международная деятельность |
2,1 |
2 231 |
Проценты по гос. долгу |
41,4 |
43 988 |
Сельское хозяйство |
1,6 |
1 700 |
Промышленность и энергетика |
2,4 |
2 550 |
Образование |
2,5 |
2 656 |
Здравоохранение |
1,2 |
1 275 |
Другие расходы |
33,7 |
35 806 |
Резерв |
3 |
3188 |
27
Количественный расход на образование и на здравоохранение на душу населения. Во Франции на здравоохранение выделяется в 11,7 раз и в 5,9 раз средств больше, на образование в 1,3 раза и в 42,2 раз больше, чем РФ .
Расходы на сельское хозяйство зависят в основном от его экономического состояния и климатических условий. Государственный долг наиболее актуальная проблема в России, во Франции она стоит не так остро, хотя долг Франции равен 615’931,3 млн. долларов США, а в РФ – 240’503,7 млн. долларов США. В расходной части бюджета определяется специальная статья для этой цели. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами – в РФ составлял в 1998 году 4,66% от ВВП, во Франции – 0,12%.
Таблица 5 – Сравнение доходных частей бюджетов (млн. дол. США)
Государство Наименование доходов |
РФ |
Франция |
Налог на прибыль предприятий |
7 924 |
- |
НДС |
23 254 |
- |
Налоги с корпораций |
- |
23 375 |
Итого: |
31178 |
23 375 |
Акцизы |
12 905 |
33 363 |
Социальные взносы |
- |
20 400 |
Личный подоходный налог |
- |
78 306 |
Другие налоги |
16 492 |
10 837 |
28
Таблица 6 – Сравнение расходных частей бюджетов (млн. дол. США)
Государство Наименование расходов |
РФ |
Франция |
Национальная оборона и правоохранительная деятельность |
20 309 |
8 819 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
8 511 |
26 988 |
Международная деятельность |
2 386 |
2 231 |
Проценты по гос. долгу |
20 434 |
43 988 |
Сельское хозяйство |
1 978 |
1 700 |
Промышленность и энергетика |
4 517 |
2 550 |
Образование |
2 840 |
2 656 |
Здравоохранение |
1 551 |
1 275 |
Выплаты пенсионерам |
2 536 |
24 225 |
Социальная политика |
3 236 |
12 856 |
Другие расходы |
13 998 |
35 806 |
Таблица 7 – Сравнение доходных, расходных частей и дефицитов бюджетов к ВВП в РФ, Франции.
Государство Части бюджета |
РФ |
Франция |
Доходная часть |
12,9% |
17,6% |
Доходная часть |
17,6% |
17,3% |
Дефицит бюджета |
-4,7% |
0 |
Таблица 8 – Сравнение бюджетов по структуре
Уровни бюджетной системы |
РФ |
Франция |
Государственный бюджет |
+ |
+ |
Бюджеты регионов |
+ |
+ |
Местные бюджеты |
+ |
+ |
29
Проведенный сравнительный анализ показал, что население в нашей стране в 2004 г. жило во много раз хуже, во Франции. ВВП на душу населения почти в 10 раз меньше. В предстоящие годы эта разница может уменьшиться, но не в той степени уровня жизни, что принято в цивилизованном мире, но гораздо лучше, чем в обществе развитого социализма, чем в первые годы перестройки. В настоящее время экономика не работает в полную силу: постоянные неплатежи, коррупция, плохая организация труда, несовершенная налоговая и вообще правовая система, но главными причинами, по мнению автора, являются не осознание гражданами России законов рыночной экономики, ”дикая” приватизация крупнейших российских предприятий.
Но как показывают последние годы, определился рост производства в некоторых отраслях, оживляется инвестиционный климат, вовремя выплачиваются пенсии и заработные платы. Российская Федерация в XXI век входит с большими предпосылками для достижения уровня развития наиболее передовых стран.
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Информация о работе Применение бюджетного устройства в унитарных государствах