Правовое регулирование социальных отпусков законодательством Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 09:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить развитие норм законодательства Республики Беларусь, регулирующих институт социальных отпусков, а также проанализировать международно-правовые аспекты данного вопроса.
Для достижения вышеуказанной цели в работе поставлены следующие задачи:
-проанализировать ключевые положения действующего законодательства Республики Беларусь, касающиеся социальных отпусков как института трудового права;
-выделить виды и специфику предоставления социальных отпусков на современном этапе;
-изучить ключевые аспекты международно-правового регулирования вопросов социальных отпусков в контексте права на отдых;
-предложить возможности для совершенствования норм о социальных отпусках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….8
1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
1.1. Понятие и значение времени отдыха………………………………………12
1.2. Виды времени отдыха: общая характеристика……………………………16
1.3. Понятие, классификация и правовое регулирование
социальных отпусков ………………………………………………...…………21

2. ОТПУСКА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАЩИТУ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
2.1. Отпуск по беременности и родам……………………………………..…..37
2.2. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет…....43

3. ОТПУСКА, СВЯЗАННЫЕ С ОБУЧЕНИЕМ, И ИНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТПУСКА
3.1. Отпуска в связи с обучением……………………………………………….51
3.2. Отпуска без сохранения заработной платы. Отпуск в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС……………………………………………………..……59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Соц отпуска 3.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Обратимся теперь к характеристикам и особенностям, присущим социальным отпускам, указанным в ст. 183 Трудового кодекса.

  1. На время социальных отпусков за работникам сохраняется прежняя работа (ст. 150).
  2. Средняя заработная плата сохраняется только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом либо дополнительно к нему коллективным договором, а также соглашением, в том числе индивидуальным.
  3. За время социальных отпусков, предусмотренных ст. 184 и 185, а также ч. 2 ст. 266 Трудового кодекса, выплачивается пособие по государственному социальному страхования.
  4. Социальные отпуска предоставляются сверх основных, в том числе отпусков более 24 календарных дней, а также дополнительных трудовых отпусков.

К социальным отпускам не имеет отношения рабочий год, поскольку они полагаются не за отработанное рабочее время и предназначены не для отдыха, а для других целей, не связанных с выполняемой работой. Этот вывод подтверждает ч. 5 ст. 183 Трудового кодекса, которая, однако, не распространяется на социальные отпуска, предусмотренные ст. 184, 185 и 191 Трудового кодекса. Отпуска, предусмотренные в названных статьях, календарным периодом времени не ограничиваются.

В ч. 5 ст. 183 Трудового кодекса говорится о предоставлении социальных отпусков за тот календарный год, в котором работник имеет на них право. Но в действительности сказанное относится только к отпускам, которые наниматель обязан предоставлять по желанию работника один раз в календарном году (ст. 189, 190 Трудового кодекса). Учебные отпуска предоставляются по сути за учебный, а не календарный год (ст. 211, 216 Трудового кодекса) или в определенный период (например, для сдачи вступительных экзаменов (ст. 208, 212 и др. Трудового кодекса)).

Ч. 6 ст. 183 Трудового кодекса определила последствие неиспользования социальных отпусков в текущем календарном году. Но в ней речь идет только об отпусках, которые наниматель обязан предоставлять работнику по его желанию один раз в календарном году (ст. 189, 326 и др.). В ч. 2 ст. 326 Трудового кодекса назван год и не уточнено, какой: календарный или рабочий. Исходя из ч. 5 и 6 ст. 183 Трудового кодекса, Л.Я. Островский считает, что здесь имеется в виду календарный год. В таких случаях, если работник не потребовал предоставления отпуска в текущем календарном году, отпуск не переносится на следующий календарный год. Отмечает также, что в ч. 6 ст. 183 Трудового кодекса допущена грубая ошибка: в ней говориться, что отпуск не переносится на следующий рабочий год. Между тем имеется в виду календарный год.

За неиспользованные в текущем году социальные отпуска денежная компенсация не выплачивается (даже если работник увольняется), в том числе и тогда, когда за время социального отпуска сохраняется средний заработок, например, отпуск согласно ст. 216 Трудового кодекса.

 В отношении социальных отпусков, которые наниматель вправе предоставлять по просьбе работников или с согласия нанимателя, вопрос о применении ч. 6 ст. 183 Трудового кодекса не возникает.

Социальные отпуска можно систематизировать по следующим критериям:

  • по целям предоставления:
  • для выполнения семейных обязанностей в отношении детей и болеющих членов семьи (ст. 185, 266, 271, п. 1 и 3 ст.189 Трудового кодекса);
  • для обучения без отрыва от производства (учебные отпуска) (ст. 208, 211, 212, 216, 219 и гл. 15 Трудового кодекса в целом);
  • для оздоровления, включая лечение и иные медицинские потребности (п. 1-3 ст. 189, ч. 2 ст. 326 Трудового кодекса);
  • для реализации научного и преподавательского творческого потенциала (ст. 190 Трудового кодекса);
  • по семейно-бытовым причинам, в том числе для удовлетворения личных потребностей (ст. 190 Трудового кодекса);
  • для реализации возможности полного использования трудового отпуска (ч. 3 ст. 347 Трудового кодекса).
  • по форме компенсации за время отпуска:
      • с сохранением среднего заработка полностью или частично (ст. 191, 208, 211, 216 Трудового кодекса);
      • с выплатой пособия по государственному социальному страхованию (ст. 184, 185, 266, 271 Трудового кодекса);
      • без сохранения заработной платы и без выплаты пособия по государственному социальному стархованию (ст. 189, 190, 191, 212, 219, 326 Трудового кодекса);
  • по обязательности предоставления отпусков нанимателем:
  • обязательные для предоставления по желанию работника (ст. 185, 189 Трудового кодекса), учебные отпуска в соответствии со статьями гл. 15 Трудового кодекса;
  • обязательные не только для предоставления, но и для использования (ст. 184 Трудового кодекса);
  • необязательные для предоставления (наниматель вправе предомтавлять по заявлению работника (ст. 190 Трудового кодекса) [14, с. 231-233].

К социальным отпускам относятся:

-  отпуск по беременности и родам;

-  отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

-  отпуск в связи с обучением;

-  отпуск с сохранением заработной платы для лечения и иных личных потребностей работника;

-  творческие отпуска;

-  кратковременные отпуска без сохранения заработной платы, которые наниматель обязан предоставить работнику;

- отпуск без сохранения заработной платы по семейно-бытовым и другим уважительным причинам, предоставляемый по договоренности между работником и нанимателем;

-  отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемый по инициативе нанимателя.

Социальные отпуска значительно отличаются от трудового отпуска:

♦ социальные отпуска предоставляются не для отдыха, а для других признаваемых общественно полезными (социальных) целей;

♦ право на социальные отпуска не зависит от продолжительности, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы нанимателя;

♦ хотя по аналогии с трудовым отпуском на время социальных отпусков сохраняется прежняя работа, заработная плата на время этих отпусков сохраняется только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или коллективным договором, соглашением;

♦ все социальные отпуска являются самостоятельным видом отпуска, они предоставляются сверх трудового отпуска вместе с ним или отдельно от него,

♦ социальные отпуска предоставляются не за рабочий, а за календарный год, причем только календарный год, в котором работник имеет право. Если в текущем календарном году социальный отпуск не использован, то он на следующий рабочий год не переносится и денежной компенсацией, в том числе при увольнении, не заменяется.

Продолжительность трудовых и социальных отпусков исчисляется по общему правилу в календарных днях. При этом государственные праздники и праздничные дни (ч.1 ст. 147 ТК), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются. Отпуска оформляются приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске, которые подписываются от имени нанимателя уполномоченным им должностным лицом.

 

 

2. Отпуска, направленные на защиту  материнства и детства

2.1. Отпуск по беременности и родам

Отпуск, предусмотренный ст. 184 Трудового кодекса, лишь условно по давно сложившейся традиции можно отнести к числу отпусков вообще и социальных в частности, поскольку отсутствует основной признак отпуска – освобождение нанимателем от работы работника для цели указанной в ст. 184 Трудового кодекса. Как и при временной нетрудоспособности, при наступлении определенного периода беременности женщина по заключению врача и на основании выданного ей листка нетрудоспособности сама прерывает работу. Согласия, тем более разрешения нанимателя, а оно и есть освобождением от работы, не требуется. Письменное заявление, резолюция на нем и приказ также не нужны. Особенность отпуска, предусмотренного ст. 184 Трудового кодекса, в отличии от других социальных отпусков еще и в том, что за его период выплачивается пособие по государственному социальному страхованию [14, с.234].

Условия предоставления отпуска по беременности и родам определены ст. 184 Трудового кодекса. Продолжительность данного отпуска зависит от исхода родов и территории (местности), где работает женщина.

Общая продолжительность отпуска составляет:

  • 126 календарных дней (70 дней до родов + 56 дней после родов) – при нормальных родах;
  • 140 календарных дней (70 дней до родов + 70 дней после родов) – при  осложненных родах или рождении двух и более детей [13, с. 73].

За этот период производится выплата пособия по государственному социальному страхованию [15, с. 121]. Это общая продолжительность отпуска предоставляется и тогда, когда дородовый отпуск фактически был меньше – неиспользованные его дни присоединяются к послеродовому отпуску [16, с. 91].

Женщинам, работающим на территории радиоактивного загрязнения, предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью:

  • 116календарных дней (90 дней до родов + 56 дней после родов) – при нормальных родах;
  • 160 календарных дней (90 дней до родов + 70 дней после родов) – при осложненных родах или рождении двух и более детей.

Общая продолжительность отпуска по беременности и родам не может быть менее 146 (160) календарных дней.

Женщинам, работающим на территории радиоактивного загрязнения, дородовый отпуск предоставляется с согласия женщины за пределами территории радиоактивного загрязнения с проведением оздоровительных мероприятий. К территории радиоактивного загрязнения относятся территории с радиоактивным загрязнением 1 Ки/кв. км и выше [13, с. 74].

Отпуск по беременности и родам предоставляется нанимателем на основании листка нетрудоспособности, выданного соответствующим учреждением здравоохранения.

Этот отпуск включается в общий стаж, стаж работы по специальности, профессии, должности (специальный стаж), а также в стаж работы, дающий право на трудовой отпуск [15, с. 121].

Специфика отпуска, предусмотренного в ст. 184 Трудового кодекса, состоит, в частности, в том, что:

  • он используется женщиной не на основании решения нанимателя, а на основании листка временной нетрудоспособности, выданного в установленном порядке;
  • за его период сохраняется средний заработок, исчисляемый не в общем порядке, предусмотренном для трудовых отпусков, а по правилам, установленным для пособий по государственному социальному страхованию в связи с наступлением временной нетрудоспособности [17, с. 152].

Социальному отпуску по беременности и родам близок по цели, порядку предоставления и компенсации отпуск, предусмотренный ч. 1 ст. 266 Трудового кодекса. В этой статье указано, что женщинам, усыновившим (удочерившим) ребенка в возрасте до 3-х месяцев, предоставляется отпуск продолжительностью 70 календарных дней со дня усыновления (удочерения). За этот период выплачивается пособие по государственному социальному страхованию. Данный отпуск по его правовому характеру аналогичен отпуску, предусмотренному ст. 184 Трудового кодекса, и должен относится к числу временных периодов, условно названных социальными отпусками [14, с. 234].

В период отпуска по беременности и родам женщине выплачивается пособие по беременности и родам [15, с. 121].

Размеры и условия выплаты этого пособия устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

  • Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29 декабря 2012 г. N 7-3.
  • Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан»
  • Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 (с последующими изменениями и дополнениями).
  • Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 (с последующими изменениями и дополнениями).
  • Положение о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности,  утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 (с последующими изменениями и дополнениями).
  • Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 5 октября 2010 г. № 140 «Об установлении типовых форм справок и разрешения»
  • Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2013г. № 462 «О некоторых вопросах назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей»
  • Положение о порядке приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, физических лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября  2013 г. № 919
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2014 г. №165 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. №523»

Информация о работе Правовое регулирование социальных отпусков законодательством Республики Беларусь