Правовое регулирование социальных отпусков законодательством Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 09:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить развитие норм законодательства Республики Беларусь, регулирующих институт социальных отпусков, а также проанализировать международно-правовые аспекты данного вопроса.
Для достижения вышеуказанной цели в работе поставлены следующие задачи:
-проанализировать ключевые положения действующего законодательства Республики Беларусь, касающиеся социальных отпусков как института трудового права;
-выделить виды и специфику предоставления социальных отпусков на современном этапе;
-изучить ключевые аспекты международно-правового регулирования вопросов социальных отпусков в контексте права на отдых;
-предложить возможности для совершенствования норм о социальных отпусках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….8
1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
1.1. Понятие и значение времени отдыха………………………………………12
1.2. Виды времени отдыха: общая характеристика……………………………16
1.3. Понятие, классификация и правовое регулирование
социальных отпусков ………………………………………………...…………21

2. ОТПУСКА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАЩИТУ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
2.1. Отпуск по беременности и родам……………………………………..…..37
2.2. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет…....43

3. ОТПУСКА, СВЯЗАННЫЕ С ОБУЧЕНИЕМ, И ИНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТПУСКА
3.1. Отпуска в связи с обучением……………………………………………….51
3.2. Отпуска без сохранения заработной платы. Отпуск в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС……………………………………………………..……59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Соц отпуска 3.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Согласно пунктам 124 – 126 Закона, вносящим изменения и дополнения в Кодекс, Правительство Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливает продолжительность основного отпуска лицам:

    • работающим в зоне эвакуации (отчуждения) (ст. 327 Трудового кодекса);
    • работающим в зоне первоочередного отселения и зоне последующего отселения (ст. 328 Трудового кодекса);
    • работающим в зоне с правом на отселение (ст. 329 Трудового кодекса).

В действующей редакции вышеприведенных статей Кодекса определена конкретная продолжительность каждого отпуска. Для работающих в зоне эвакуации и проживающих (работающих) в зонах первоочередного и последующего отселения она равняется 44 календарным дням, а для проживающим (работающим) в зоне с правом на отселение – 37 календарным дням.

Указанные отпуска предоставляются без учета дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда [20, с. 73-74].

Таким образом, работников, претендующих на получение этого отпуска, можно условно разделить на две группы:

  • пострадавшие от чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий (граждане, у которых диагностирована лучевая болезнь в соответствии с медицинским заключением; граждане, у которых инвалидность связана с чернобыльской катастрофой);
  • участвовавшие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но только в период 1986 – 1987 гг. получившие соответствующее удостоверение.

Основанием для предоставления социального отпуска, указанного в ч. 2 ст. 326 Трудового кодекса, является предоставление документов подтверждающих, что работники:

  • являются заболевшими или перенесшими лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • являются инвалидами, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;
  • участвовали в 1986 – 1987 гг. в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в законе эвакуации (отчуждения) или были заняты в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе были временно направлены или  командированы).

Гражданам, относящимся к категориям пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, устанавливается статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий или статус потерпевшего от катастрофы на чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.09.2009 г. № 1170 «Об утверждении Положения о порядке установления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также выдачи документов, подтверждающих право на льготы».

Указанным Положением определяется порядок:

  • установления гражданам, пострадавшим от  катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
  • выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, удостоверений потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, справок о работе участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зонах радиоактивного загрязнения, подтверждающих право на льготы, установленные Законом.

Для оформления социального отпуска приказом необходима ссылка на два основания: заявление работника и документ, подтверждающий специальный статус работника [25, с. 41].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отпуск как объект правового регулирования имеет особое значение как для работников и работодателей, так и для государства. Поэтому учет в законодательстве социальных потребностей общества в регулировании отпусков очень важен. Еще более важен аспект соблюдения этого законодательства, особенно со стороны работодателей.

Проведенный в данном исследовании анализ теоретических положений об отпусках позволяет сделать вывод о необходимости рассмотрения в науке трудового права понятия «отпуск» в комплексе различных его правовых значений, включающих а) определенный период времени; б) содержание одного из субъективных прав лица, работающего по трудовому договору, и иных лиц отдельных категорий занятого населения; в) обстоятельство, с которым связано наступление определенных правовых последствий, т.е. юридический факт; г) комплексный подинститут трудового права и межотраслевое комплексное правовое образование.

Основное трудоправовое понятие отпуска, используемого в трудовом законодательстве и иных актах, можно определить как период времени, исчисляемый в календарных днях, включающих рабочие дни, и предоставляемый работодателем работнику с освобождением от исполнения трудовых обязанностей, сохранением места работы (должности) и среднего заработка или без сохранения заработка, используемый работником для отдыха по своему усмотрению или для определенных целей в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором, иным соглашением с работодателем.

Делая вывод, необходимо отметить, что в Трудовом кодексе понятие «отпуск» неоднозначно, это видно из статей гл. 12 Трудового кодекса. В ст. 150 Трудового кодекса отпуск дается как понятие, охватывающее как трудовые отпуска, так и социальные отпуска. Последующие статьи дают характеристику каждому отпуску в отдельности. Трудовой и социальный отпуск являются типами отпусков, которые в сою очередь делятся на виды, а они – на подвиды.

Подводя итоги исследования социального отпуска можно сделать следующие выводы:

  • под социальным отпуском понимается определенный временной период, измеряемый в календарных днях, на который наниматель вправе или обязан в случаях, установленных Трудовым кодексом или в соответствии с другими нормативно правовыми актами, соглашениями, освободить работника от выполняемой им работы по трудовому договору (контракту) и тем самым создать благоприятные условия для осуществления социально значимых целей (ухода за малолетними детьми, учебы, оздоровления, удовлетворение семейно-бытовых потребностей и др.);
  • специфика социальных отпусков проявляется главным образом в их целевом назначении, условиях и порядке предоставления, в производных от них особенностях суммирования и последствиях, если отпуск не использован, а также в том, что большинство их предоставляется без сохранения среднего заработка.
  • предоставляются не для отдыха и восстановления работоспособности, а для других признаваемых общественно полезными и социально значимыми целями;
  • право на социальные отпуска работников не зависит от продолжительности, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы организации;
  • на время социальных отпусков сохраняется прежняя работа и в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или коллективным договором, соглашением, - заработная плата;
  • социальные отпуска предоставляются сверх трудового отпуска;
  • социальные отпуска предоставляются за тот календарный год, в котором работник имеет на них право;
  • в случаях неиспользования социального отпуска в текущем календарном году он не переносится на следующий рабочий год и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении;
  • за время социальных отпусков, предусмотренных Трудовым кодексом, выплачивается пособие по государственному социальному страхованию.
  • социальные отпуска предоставляются сверх основных, в том числе отпусков более 24 календарных дней, а также дополнительных трудовых отпусков.

Право работника на отпуск определяется как предусмотренное Конституцией РБ, нормами международного трудового права и белорусским трудовым законодательством право каждого работника на обязательное или иное желательное и возможное оплачиваемое или неоплачиваемое полное освобождение работодателем работника на определенный непрерывный период времени от выполняемых им по трудовому договору должностных обязанностей с сохранением места его работы и его среднемесячной заработной платы.

В правовую характеристику отпуска необходимо включать такие юридически значимые обстоятельства, как «правомерность», «желательность» и «возможность» согласованного между работодателем и работником получения отпуска.

Для правовой регламентации отпусков, их реализации, а также для научных и учебных целей их освещения необходимо учитывать, осуществлять и совершенствовать классификацию отпусков. При этом дифференциация отпусков может быть определена как объективно обусловленное их разграничение по разным основаниям, а классификация отпусков представляет собой научно обоснованную систему упорядочения разных видов отпусков по существенным юридически значимым критериям.

В качестве оснований классификации отпусков в данном диссертационном исследовании были отражены: 1) правовая природа; 2) источник (форма) правовой регламентации; 3) функционально-целевое назначение, 4) субъектная принадлежность, 5) статус, 6) степень обязательности, 7) материальная обеспеченность, 8) периодичность, 9) продолжительность, 10) степень непрерывности, 11) время предоставления, 12) очередность. Для законодательного закрепления в обобщенной форме основной классификации отпусков предложена функционально-целевая классификация, в которой целесообразно выделить: во-первых, а) ежегодный оплачиваемый отпуск для отдыха, включающий ежегодный основной оплачиваемый отпуск или удлиненный основной отпуск, предоставляемый для отдельных категорий работников, и ежегодные дополнительные отпуска, предоставляемые в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РБ, иными законами, коллективными договорами или локальными нормативными актами, б) отпуска без сохранения заработной платы для дополнительного отдыха отдельных категорий работников; во-вторых, специальные целевые отпуска, видами которых являются: а) учебные отпуска, б) длительные и творческие отпуска, в) отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком, г) отпуска по семейным и иным уважительным причинам без сохранения заработной платы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1 Трудовой кодекс Республики Беларусь / М-во внутрен. Дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. – 160 с.

2 О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 24 января 2008 г., № 100 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 21.02.2015.

3 О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь по вопросам трудовых отпусков: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 10.12.2007 N 1710 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 11.03.2015.

4 О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы постановление Совета Министров Республики Беларусь, 19.01.2008 N 73 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 27.03.2015.

5 О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день постановление Совета Министров Республики Беларусь, 18.03.2008 N 408 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 23.10.2010.

6 Об установлении примерной формы записки об отпуске постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 18.10.2000 N 110 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 26.10.2014.

7 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Республики Беларусь, 30.10.1992 N 1898-XII // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 13.10.2014.

8 Об увеличении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет: Указ Президента Республики Беларусь, 24.12.2009 N 642 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 21.10.2014.

9 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30.09.1997 N 1290 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 25.03.2015.

 

Специальная литература

1 Трудовое право: Учебник /В.Н. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; под общ. ред. В.Н. Семенкова. 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.:Амолфея, 2002 – 672 с.

2 Трудовое право: Учебник /В.Н. Семенков, Г.А. Василевич, Г.Б. Шишко и др.; под общ. ред. В.Н. Семенкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амолфея, 2006 – 784 с.

Информация о работе Правовое регулирование социальных отпусков законодательством Республики Беларусь