Правовое регулирование социальных отпусков законодательством Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 09:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить развитие норм законодательства Республики Беларусь, регулирующих институт социальных отпусков, а также проанализировать международно-правовые аспекты данного вопроса.
Для достижения вышеуказанной цели в работе поставлены следующие задачи:
-проанализировать ключевые положения действующего законодательства Республики Беларусь, касающиеся социальных отпусков как института трудового права;
-выделить виды и специфику предоставления социальных отпусков на современном этапе;
-изучить ключевые аспекты международно-правового регулирования вопросов социальных отпусков в контексте права на отдых;
-предложить возможности для совершенствования норм о социальных отпусках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….8
1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
1.1. Понятие и значение времени отдыха………………………………………12
1.2. Виды времени отдыха: общая характеристика……………………………16
1.3. Понятие, классификация и правовое регулирование
социальных отпусков ………………………………………………...…………21

2. ОТПУСКА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАЩИТУ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
2.1. Отпуск по беременности и родам……………………………………..…..37
2.2. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет…....43

3. ОТПУСКА, СВЯЗАННЫЕ С ОБУЧЕНИЕМ, И ИНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТПУСКА
3.1. Отпуска в связи с обучением……………………………………………….51
3.2. Отпуска без сохранения заработной платы. Отпуск в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС……………………………………………………..……59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Соц отпуска 3.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Отпуск по беременности и родам предоставляется, а пособие по беременности и родам назначается и выплачивается нанимателем на основании листка нетрудоспособности, выданного соответствующим медицинским учреждением [16, с. 92].

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, занятые деятельностью, в период осуществления которой на них распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.

Право на пособие по беременности и родам имеют также женщины:

  • из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • обучающиеся на дневной форме получения образования в учреждения, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, а также окончившие данные учреждения образования, - в течение 2 месяцев после их окончания;
  • зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов в качестве безработных либо проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению данных органов [18, с. 76].

Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, имеет право на пособие по беременности и родам на общих основаниях.

Женщины, обучающиеся на дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, совмещающие учебу с работой, имеют право на пособие по беременности и родам по месту учебы или по месту работы.

Пособие по беременности и родам назначается в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы. При этом за каждый календарный месяц пособие назначается в размере не более трехкратной величины средней заработной платы рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем каждому месяцу отпуска по беременности и родам, и не менее минимального размера пособия по беременности и родам [16, с. 92].

Минимальный размер пособия по беременности и родам в месяц устанавливается в размере 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством за два последних квартала, относительно каждого месяца отпуска по беременности и родам.

Перерасчет пособий по беременности и родам, исчисленных в минимальном размере, в связи с изменением величины прожиточного минимума в среднем на душу населения производится с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября [18, с. 77].

Пособие исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка за два календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступил отпуск по беременности и родам. В заработок для исчисления пособия включаются все виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [16, с. 92].

  Пособие по беременности  и родам выплачивается единовременно за период с 30 недель беременности продолжительностью 126 календарных дней. Женщинам, проживающим (работающим) на территории с радиоактивным загрязнением 1 Ки/кв. км и выше, пособие по беременности и родам выплачивается за период с 27 недель беременности продолжительностью 146 календарных дней.

В случае осложненных родов или рождения двух и более детей пособие по беременности и родам выплачивается за период продолжительностью 140 календарных дней, а женщинам, проживающим (работающим) на территории с радиоактивным загрязнением 1 Ки/кв. км и выше, - за 160 календарных дней.

В случае родов, наступивших до 30 недель беременности (до 27 недель беременности у женщин, проживающих (работающих) на территории с радиоактивным загрязнением 1 Ки/кв. км и выше), пособие по беременности и родам выплачивается за период, указанный выше, а в случае рождения мертвого ребенка – за 70 календарных дней.

Лица, усыновившие (удочерившие) ребенка в возрасте до трех месяцев либо назначенные его опекунами, имеют право на пособие по беременности и родам, которое выплачивается за период продолжительностью 70 календарных дней со дня усыновления (удочерения) или установления опеки [18, с. 77].

Размер пособия не зависит от вида трудового договора, стажа работы и членства в профсоюзе [16, с. 93].

Делая вывод отметим, что отпуск по беременности и родам предоставляется женщинам продолжительностью 126 (140) календарных дней в зависимости от осложнений. А женщинам, работающим на территории радиоактивного загрязнения – продолжительностью 116 (160) календарных дней.

2.2. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

Указанный отпуск предусмотрен ст. 185 Трудового кодекса. В соответствии с ч. 1 ст. 185 Трудового кодекса работающим женщинам независимо от трудового стажа, по их желанию, наниматель обязан предоставить после перерыва в работе, вызванного родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия, размеры и условия выплаты которого устанавливаются законодательством.

Право на получение отпуска по уходу за ребенком (начало отпуска) возникает со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам. Предельная продолжительность отпуска ограничена, так как днем его окончания является день достижения ребенком возраста трех лет.

Использование отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет является правом работающей женщины (матери ребенка), а не обязанностью.

Для предоставления данного отпуска необходимо письменное заявление матери ребенка, к которому прилагается копия свидетельства о рождении ребенка.

Наниматель не вправе отказать в предоставлении данного отпуска.

Предоставление отпуска оформляется приказом, с которым женщина должна быть ознакомлена под роспись [13, с. 75-76].

Отпуск может быть использован женщиной полностью либо по частям любой продолжительности.

На отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет вместо матери ребенка имеют право также работающий отец или другие родственники ребенка, фактически осуществляющие уход за ним. Если назначена опека, то такой отпуск предоставляется опекуну ребенка. При этом за данными категориями граждан сохраняется право на получение ежемесячного государственного пособия [19, с. 4].

Отпуск другому работающему родственнику (опекуну) предоставляется при наличии справки с места работы матери ребенка о ее выходе на работу до истечения срока отпуска и прекращении выплаты ей пособия [13, с. 76-77]. Для последующего переоформления отпуска на другого работающего родственника лицо, находящееся в отпуске, предоставляет по месту работы матери справку о его выходе на работу. На основании этой справки по месту работы матери ей выдается новая справка о том, что она не находится в отпуске и не получает пособия, для оформления отпуска на другое лицо [16, с. 94].

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется лицам, указанным выше, и в тех случаях, когда мать не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ею ухода за ребенком, подтвержденной медицинским заключением.

Работающие отец, другие родственники, фактически осуществляющие уход за больным ребенком в возрасте до четырнадцати лет, ребенком в возрасте до трех лет и ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет в случае болезни матери, а также опекуны (попечители) ребенка имеют право на пособие по временной нетрудоспособности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Пособия, предусмотренные частями первой и второй статьи 271, назначаются и выплачиваются по месту работы отца, другого родственника, а также опекуна (попечителя) ребенка.

Работающим отцам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком вместо матери, предоставляются гарантии, предусмотренные частью третьей статьи 268 Трудового кодекса.

Согласно этим гарантиям не допускается расторжение трудового договора с работником, кроме следующих случаев:

  • неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;
  • . однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей:
  • прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
  • совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
  • нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;
  • иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с и иными законодательными актами;
  • вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
  • совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;
  • совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий;
  • разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ;
  • причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда;
  • сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительныхпричин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;
  • нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий;
  • неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц;
  • незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц;
  • неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;
  • неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений;
  • нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;
  • несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой;
  • разглашение государственным служащим сведений, составляющих государственные секреты;
  • грубое нарушение государственным служащим должностных обязанностей;
  • совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;
  • лишение судом государственного служащего права занимать государственную должность в течение определенного времени;
  • представление государственным служащим заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;
  • непредставление государственным служащим декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;
  • наличие у государственного служащего непогашенной или неснятой судимости;
  • виновные деяния, которые в соответствии с законодательными актами о прохождении военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля явились основанием для увольнения с военной службы (службы).

Работающие отцы, воспитывающие детей без матери (в связи с ее смертью, лишением родительских прав, длительным - более месяца пребыванием в лечебном учреждении и другими причинами), а также опекуны (попечители) детей соответствующего возраста имеют право и на другие гарантии, предоставляемые законодательством и коллективными договорами, соглашениями работающим женщинам-матерям.

Лица находящиеся в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в данный период могут по желанию работать по основному или другому месту работы и на дому. Для того чтобы сохранился полный размер ежемесячного государственного пособия, работа должна протекать в условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы часов) [19, с. 4].

Размеры и условия выплаты пособия за период отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет установлены законодательством о социальном страховании.

Для включения периода работы в стаж, дающий право на трудовой отпуск, обязательным условием является прерывание социального отпуска по уходу за ребенком.

Мать или лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в социальном отпуске по уходу за ним, при желании работать на условиях неполного рабочего времени должны подать на имя нанимателя заявление. В заявлении необходимо четко обозначить намерение либо прервать указанный отпуск и выйти на работу, либо приступить к работе на условиях неполного рабочего времени, находясь в социальном отпуске.

Для того чтобы работник по выходу досрочно из социального отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы) имел право на получение государственного пособия в полном размере и период его работы включался в стаж, дающий право на трудовой отпуск, в заявлении и соответственно в приказе (распоряжении) нанимателя должна быть формулировка о прерывании социального отпуска и выходе на работу, например: «Считать Соколову Елену Ивановну, менеджера производственного отдела, досрочно приступившей к исполнению обязанностей на 0,5 ставки с 10.03. 2014 г. в связи с выходом из социального отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста 3 лет».

Работник может приступить к работе на условиях неполного рабочего времени (до 0,5 ставки) с сохранением полного размера пособия, находясь в социальном отпуске и не прерывая его. В таком случае в заявлении и приказе (распоряжении) нанимателя должна быть формулировка о желании работника работать, находясь в социальном отпуске, например: «Считать Соколову Елену Ивановну, находящуюся в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижении им возраста 3 лет, работающей на 0,5 ставки менеджера производственного отдела с 10.03.2014 г.». в данной ситуации период работы на условиях неполного рабочего времени не засчитывается в стаж работы, дающий право на предоставление трудового отпуска, т.е. в рабочий год не включается период работы на условиях неполного рабочего времени лица, находящегося в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет [19, с. 5].

Информация о работе Правовое регулирование социальных отпусков законодательством Республики Беларусь