Источники правового регулирования рыболовства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: характеристика правового регулирования рыболовства на современном этапе.
Задачи исследования:
- рассмотреть источники правового регулирования рыболовства;
- изучить особенности правового регулирования рыболовства.
Методы исследования – анализ и синтез специальной литературы по теме исследования.

Содержание работы

Введение 3
1. Источники правового регулирования рыболовства 4
2. Правовое регулирование рыболовства 6
Заключение 16
Задача 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 38.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Источники  правового регулирования рыболовства 4

2. Правовое  регулирование рыболовства 6

Заключение 16

Задача 17

Список литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Морские и речные живые ресурсы  составляют традиционный компонент  обеспечения продовольственной  безопасности России, основу жизни  и источник занятости значительной части населения Российской Федерации. При надлежащей государственной  организации управления такими ресурсами  обеспечивается их устойчивый темп возобновления  и рациональное использование нынешними  и грядущими поколениями граждан  России.

В настоящее время ряд запасов  живых ресурсов в речных и морских  районах под суверенитетом и  юрисдикцией России подорваны по причине загрязнения среды обитания, перелова или в силу иных причин. Требуются адекватные меры государственного регулирования в целях восстановления таких запасов. Поэтому тема правового  регулирования рыболовства и  совершенствования законодательства в этой области является актуальной.

Цель работы: характеристика правового регулирования рыболовства  на современном этапе.

Задачи исследования:

- рассмотреть источники  правового регулирования рыболовства;

- изучить особенности  правового регулирования рыболовства.

Методы исследования – анализ и синтез специальной литературы по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

1. Источники правового регулирования рыболовства

Под источниками экологического права  понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения  в сфере взаимодействия общества и природы.

Источники экологического права могут  быть классифицированы по следующим  основаниям:

  1. по юридической силе - на законы и подзаконные акты.

Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые  представительными органами государственной  власти.

Подзаконные акты - все иные нормативные  правовые акты, принимаемые Президентом  РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

Рыболовство в РФ регулируется как  законами, так и подзаконными актами.

  1. по предмету регулирования - на общие и специальные.

Общие - регулируют как экологические, так и иные общественные отношения.

В качестве примера общих источников, регулирующих рыболовство можно  привести Конституцию РФ.

При анализе Конституции РФ как  источника экологического права  можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки  зрения последовательного обеспечения  охраны окружающей среды, рационального  природопользования и экологической  безопасности, и непосредственно  экологические.

Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных экологических  прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе рыболовство, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

Специальные - это акты, целиком  посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов.

Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон «Об  охране окружающей природной среды», который пришел на смену утратившему  силу Закону «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. Это означает, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.

Закон определил правовые основы государственной  политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических  задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и  природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений, укрепления правопорядка в  области охраны окружающей среды  и обеспечения экологической  безопасности. Он регулирует отношения  в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную  среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой  жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Этот закон также относится и  к правовому регулированию рыболовства.

Вопросы правового обеспечения  рыболовства также нашли отражение  и в Водном Кодексе РФ. Но основным законом, регулирующим рыболовство  как вид экологического права, является Федеральный Закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», принятый недавно.

  1. по характеру правового регулирования - на материальные и процессуальные.

Материальные эколого-правовые нормы  устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников отношений по регулированию рыболовства. Сюда относятся Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных  территориях» и др.

Источники экологического права процессуального  характера регулируют процессуальные отношения в сфере рыболовства. Они касаются, к примеру, процедуры  разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической  экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и  интересов и т.д. В их состав входят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке проведения государственной экологической  экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и  др.1

2. Правовое регулирование рыболовства

Рыболовство, в отличие  от охоты, продолжает в современных  условиях играть важную роль в обеспечении  населения Российской Федерации  продуктами питания. Добыча водных живых  ресурсов ведется во внутренних водоемах России и за пределами ее территории – в исключительной экономической  зоне и на континентальном шельфа РФ. Возможности добычи рыбы и других морских ресурсов в исключительной экономической зоне России оценивается  в 4,1 – 4,7 млн. тонн. Около 250 тыс. тонн и 200 тыс. тонн водных живых ресурсов дают ежегодно внутренние морские и пресные водоемы.

Основными объектами промысла морей Дальнего Востока являются: минтай, сельдь, треска, камбала, сайра, лососевые и др. Вылов минтая составляет около 2 млн. тонн, сельди – около 0,5 млн. тонн, трески – 170 – 180 тыс. тонн, а  вылов лососевых колеблется от 100 до 200 тыс. тонн. Моря Дальнего Востока  также богаты промысловыми морскими беспозвоночными: крабами, креветками, моллюсками, иглокожими. Здесь идет активная добыча морского котика и  тюленей.

Основные объекты промысла в северо-восточной части Атлантики (Баренцево море) – треска (90 тыс. тонн), пикша (40 тыс. тонн), камбала и  др. В Балтийском море промысловыми являются салака, шпрот, треска и лосось. Использование запасов основных промысловых рыб в этих морях  регулируется Международными комиссиями по рыболовству. Квоты России по вылову рыбы на Балтике следующие: салака – 32 тыс. тонн, шпрот – 55 тыс. тонн, треска – 7 тыс. тонн, лосось – 115 тонн).

В Каспийском море основными  промысловыми видами являются 3 вида кильки. Российская квота составляет около 94 тыс. тонн и почти полностью  используется. Вылов осетровых рыб  Россией в 1996 г. на Нижней Волге и  на Каспии составляет около 1,3 млн. тонн. На Азовском море промысловыми рыбами являются осетровые, хамса, тюлька, судак, лещ, тарань. Лимит вылова этих рыб  сохраняется последние годы на уровне 1 500 тонн (1 200 тонн осетра и 300 тонн севрюги).

Основной объем вылова рыбы в пресных водоемах России (до 60 процентов) приходится на бассейны крупных  рек (26 тыс. тонн), озер (38 тыс. тонн) и  водохранилищ (41 – 42 тыс. тонн). В Азиатской  России максимальные уловы рыбы получают в Обь-Иртышском бассейне (15 – 17 тыс. тонн, или около 70 процентов улова  всей речной рыбы в России). Объектом добычи являются сиговые, язь, малоценные виды и др. Вылов осетровых (сибирский  осетр, стерлядь) незначителен – около 50 тонн. Из водоемов Восточной Сибири наиболее освоенными для промышленного лова являются река Енисей и озеро Байкал. В Байкале ежегодно вылавливается 3,0 – 3,2 тыс. тонн (65 – 73 процентов – байкальский омуль). Годовой улов рыбы в Енисее – 1,7 – 1,8 тыс. тонн.2

Особый вид морского промысла – вылов беспозвоночных (особенно, крабов) в дальневосточных морях. По данным Федеральной пограничной  службы, на которую возложен контроль за промыслом в окраинных морях  России, регистрируется лишь примерно 10 процентов экспорта в Японию («теневой» экспорт морепродуктов из России в эту страну достигает 2 млрд. долларов в год). Ущерб от рыболовного браконьерства оценивается в 4 млрд. долларов США в год.

Остальные виды рыболовства  не являются промысловыми. У коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока рыболовство – основной или второй по значимости тип хозяйства. Оно распространено в бассейнах  крупных сибирских рек и тихоокеанского побережья. Это важная часть самообеспечения  продовольствием денежного дохода местного населения. Любительское рыболовство  характерно для центральных и  черноземных районов. Основная роль рыбалки здесь – рекреационная  и спортивная.

Живые ресурсы, обитающие  в водных объектах, разнообразны и  не сводятся только к рыбам. Всех их можно объединить под одним понятием водные биологические ресурсы –  запасы рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водорослей, других водных растений и животных, находящихся  во внутренних водах, в территориальном  море, на континентальном шельфе и  в исключительной экономической  зоне РФ.

Важнейшим видом водных биоресурсов  являются рыбы. В зависимости от мест их обитания выделяют следующие  виды рыб. Анадромные – виды, нерестящиеся в пресной воде и мигрирующие  в морские воды. Катадромные –  виды, нерестящиеся в морской воде и мигрирующие в пресные воды. Трансграничные и далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных – виды, ареалом обитания которых являются территориальное море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ, прилегающие к ней акватории открытого моря, а также территориальное море иностранных государств и прилегающие к ним морские районы, находящиеся под их юрисдикцией.

В зависимости от целей  рыболовства различают такие  его виды, как промышленное, любительское и спортивное рыболовство.

Промышленное рыболовство  включает в себя изъятие водных биоресурсов  в предпринимательских целях  с использованием специальных средств  вылова, обработку, транспортировку, хранение водных биоресурсов и продуктов  их переработки. Постановление Правительства  РФ от 26 сентября 1995г. № 967 устанавливает  порядок лицензировании промышленного  рыболовства для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 1 июля 1998г. № 414 в области промышленного  рыболовства подлежат лицензированию следующие виды деятельности, относящейся  к использованию водных биологических  ресурсов:

  • добыча рыбы, других водных животных и растений в предпринимательских целях, осуществляемая на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в открытом море и в прибрежных зонах иностранных государств, а также осуществляемая с использованием судов, мощность главного двигателя которых 110 кВт и более, во внутренних водоемах и территориальном море РФ;
  • добыча рыбы, других водных животных и растений в предпринимательских целях, осуществляемая во внутренних водоемах и территориальном море РФ с использованием судов, мощность главного двигателя которых менее 110 кВт, а также орудиями и способами лова без использования плавсредств;
  • приемка и транспортировка уловов рыбы, других водных животных и растений, продуктов их переработки, иных грузов на судах, все виды обслуживания в море рыбопромысловых судов;
  • рыбохозяйственные научные исследования (включая изъятие рыбы, других водных животных и растений для исследовательских целей и контрольного лова) с целью оценки запасов и разработки рекомендаций по рациональному использованию водных биоресурсов; разработка нормативов и требований к составу и свойствам воды рыбохозяйственных водоемов.

В области промышленного  рыбоводства лицензирования требует:

  • воспроизводство водных биоресурсов в естественных водоемах и водохранилищах, включая изъятие гидробионтов для этих целей;
  • акклиматизация гидробионтов в естественных водоемах и водохранилищах, включая их вылов и перевозку в другие водоемы с этой целью;
  • культивирование гидробионтов в естественных водоемах и водохранилищах (товарные морские, озерные и садковые хозяйства).3

Информация о работе Источники правового регулирования рыболовства