Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:02, дипломная работа
В данной работе отмечалось, что в настоящее время экологические проблемы могут быть преодолены экономическим путем. Однако, это порождает новые противоречия. Экологическое развитие в принципе подрывает главную задачу экономики: достижение прибыли. Фактически, конфликт остается неразрешимым.
Современность стремится воплотить идею консолидации различных принципов – социальных, правовых, политических – для разрешения конфликта. Но это поверхностное решение проблемы.
Часть I
Основная проблематика взаимодействия природы, человека и бизнес- структур
2.7 Объекты экологического аудита на примере хлебозавода №3 АООТ «Курский хлебокомбинат».
Часть III Экологический менеджмент
3.1 Основные определения, функции и принципы экологического менеджмента
3.2 Особенности стратегии управления экологической безопасностью в странах Среднеазиатского региона и Республике Казахстан
3.3 Механизм реализации управления экологической безопасностью
3.4 Социально-экологическая система, как объект экологического контроля
3.5 Методы и средства экологического контроля
3.6 Характер воздействий на окружающую среду…
3.7 Классификация загрязнений
3.8 Общие требования к проведению экологического контроля. Способы
контроля. Системы контроля
3.9 Способы воздействия на предприятия (и предпринимателей)
3.10 Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности (ЭСХД)
3.11 Экологический менеджмент на предприятии
3.12 Заключение и выводы
Литература
-сделать ставку на наиболее экологически чистые источники энергии
производства;
-помнить, что наиболее
собственное предприятие, не
управления госслужбы,
контролирующими службами по
охране природы и
использованию природных
3.11 Экологический менеджмент на преприятии
Основные цели менеджера-
определяются следующим образом:
- защитить и сохранить ОС, а
также поддерживать уровень
компонентов в рамках
- обеспечить здоровье людей в
рамках производства и
окружения (здоровья людей прилегающих территорий);
- экономно, рационально, сбалансировано и синергично расходовать
природные ресурсы, компоненты.
Задачи менеджера:
1.Обеспечение условий
предприятия в условиях
2.Предупреждение осложнений с
контролирующими
службами на основе жестких
соблюдений экологических
3.Создание имиджа предприятию как экологически чистого, результаты
работы которого не вызывают у общественности и местных жителей
беспокойства, связанного с проблемами загрязнения ОС.
В организационной структуре менеджер должен непосредственно
подчиняться директору, а не быть включенным в штат службы главного
инженера в качестве
по соблюдению ТБ. Это самостоятельный специалист, полностью
отвечающий за экологическую безопасность на предприятии во
взаимосвязи с окружающей
весь жизненный цикл продукции,
обязанностей вне- и внутри предприятия.
Зарплату менеджер-консультант
средств предприятия за счет:
- модернизации производства;
- технологичности процесса
- снижения издержек производства; рационального использования
природных ресурсов на входе
предприятия, внутренней и
рециркуляции; сокращения отходов, их переработки; уменьшения
выбросов, сбросов, а значит уменьшения издержек штрафных санкций,
судебных исков и т.д.
3.12 Заключение и выводы
Заключение
Организация, являясь открытой системой, зависит от состояния внешней среды и реагирует на любые ее изменения. Возникая и развиваясь, любое предприятие надеется просуществовать как можно дольше, в абсолюте — всегда. Очевидно, что процветание предприятия непосредственно связано с благополучием потребителя (что отражается в форме платежеспособного спроса). Эта простая мысль привела к созданию концепции социально-этического маркетинга — концепции, нацеленной на обеспечение долговременного благосостояния не только отдельного предприятия, но и общества в целом. Трудно однозначно сказать, с чем именно связана подобная эволюция идеи бизнеса, почему на смену агрессивному маркетингу эпохи массового сбыта пришла эта социально-этическая конструкция. Видимо, это отражение изменения самосознания общества, смены приоритетов, переоценки ценностей, а может быть, просто того, что социальное начало в человеческой деятельности является основным, целеопределяющим, и сфера бизнеса не является здесь исключением. Макросистема культуры включается как важнейший элемент регулирования закона возвышения потребностей, разумного ограничения потребительства, возвышения ценности духовного продукта и стремления к «новому качеству жизни», в основу которого положен целый ряд самоограничений и добровольный отказ от «пароксизма обжорства и вещизма». Разумная достаточность есть первый признак и принцип нового качества жизни.
Общество постепенно осознает, что научно-технический прогресс — квазипанацея двадцатого века и лишь до определенной стадии может служить интересам человека, пройдя же пик полезности, обращается ему во зло, хотя и продолжает способствовать экономическому росту, выраженному в абсолютных показателях [1]. Однако, похоже, что эпоха абсолютных истин и абсолютных показателей уходит. Чтобы спасти человечество от гибели, необходимо рассматривать проблему во всем многообразии ее проявлений, прямых и опосредованных воздействий, намеренных и ненамеренных изменений.
Наше благополучие немыслимо в ситуации истощения природных ресурсов и разрушения среды обитания. Жить в устойчивом мире чистого воздуха и воды, в соседстве с животными и растениями, выступающими не только в качестве мяса и гарнира, меха и фуража, — одна из доминирующих потребностей нашего общества. Говоря языком экономистов, массовый спрос перешел на качественно новый уровень. Потребители в процессе удовлетворения своих потребностей все более стали стремиться не только к изобилию и доступности необходимых товаров и услуг, но и к сохранению и улучшению среды обитания. Эта потребность уникальна, уникальным должен быть и способ ее адекватного удовлетворения.
Чтобы быть успешным, бизнес должен выявлять
и удовлетворять нужды
Основные положения концепции социально-этического маркетинга взаимодополняются позицией всеобъемлющего менеджмента качества и экологического менеджмента — пионерных направлений в области менеджмента. А менеджмент, по определению, стремится к разрешению противоречий.
Структурообразующая аксиома всеобъемлющего менеджмента качества (Total Quality Management) гласит: качество — совокупность характеристик объекта (продукта, услуги, процесса, организации в целом и т.п.), определяющих его способность удовлетворять установленные и ожидаемые (предполагаемые) потребности общества [8]. Маркетинг позволяет исследовать, понять и удовлетворить нужды потребителя, тогда как социально-этический маркетинг учитывает при этом стратегические потребности общества в целом. Очевидно, что при приобретении товара покупателя интересует ряд вопросов, связанных с воздействием этого товара (в том числе и косвенным) на окружающую среду. Его интересует, как он был произведен. Например, какое количество невозобновимых ресурсов было затрачено на его изготовление, сколько отходов (в том числе, токсичных) образовалось в процессе производства, какой ущерб был причинен окружающей среде, были ли использованы вещества, опасные для озонового слоя, и из чего изготовлена упаковка? Какова будет дальнейшая судьба товара после использования: будет ли он переработан в полезный продукт или размещен на полигоне, какие процессы переработки, уничтожения, захоронения предусмотрены? Наконец, как этот товар повлияет на саму личность покупателя: не вреден ли он для здоровья человека и не причинит ли вреда домашним животным?
Изучить и учесть в процессе производства эту потребность человека в экологической безопасности [3] (т.е. в защищенности жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду) совершенно необходимо.
Возникает очевидная необходимость в создании экологически обоснованной системы рыночного управления и контроля, экономического механизма рационального природопользования. Именно эта необходимость достижения паритета между экономическими интересами предприятия и эколого-социальными потребностями социума породила новый концептуальный подход к производственной деятельности — систему экологического менеджмента.
Предполагается, что создание такой системы дает организации инструмент, с помощью которого она сможет более эффективно и результативно управлять всей совокупностью своих источников и факторов воздействия на окружающую среду, а также приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными экологическими требованиями1. Таким образом, возникновение экологического менеджмента не только социально, но и методологически обоснованно. Экологический менеджмент не является некой надстройкой или ответвлением современной науки об управлении — это логическое развитие концепции всеобъемлющего менеджмента качества, являющейся ядром философии современного менеджмента.
Однако экологический
Область стратегического планирования
подразумевает тесное взаимодействие
менеджмента и маркетинга; на современном
этапе жизнедеятельности предприятия
грань между ними практически исчезает,
поскольку, превратившись в одну из основных
функций менеджмента, маркетинг стал интегрирующим
началом всех других функций управления
(управления производством, финансами,
персоналом и информационно-
Таким образом, социально-этический маркетинг, возникший в середине 70-х как ответ на изменившиеся ориентиры общества, под влиянием идей экологического менеджмента изменился сам в конце 90-х и стал экологическим маркетингом XXI века.
Если маркетинг — это процесс,
охватывающий разработку и реализацию
концепции экономической
Первый шаг, который предлагает
экологический маркетинг в
Сделайте процесс производства на вашей фирме прозрачным: покажите, как разумно мало природного топлива используется при выпуске единицы продукции, как четко налажен процесс обращения с отходами, продемонстрируйте, что часть доходов от продажи ваших товаров действительно направляется на поддержку фундаментальных исследований в области ресурсосберегающих технологий. Докажите на деле, что ваш взгляд на проблему и новые пути решения являются пионерными — и тогда для всех станет очевидным, что вы обладаете конкурентными преимуществами (уникальными!), что ваш товар лучше других. Экологический маркетинг не может быть голословным. Узнаваемые заявления типа: «Наш отбеливатель лучше, чем тот, что показан на экране в неидентифицируемой упаковке»; «Наш продукт экологически чист потому, что он не только отстирывает пятна от пиццы, но и при попадании на места скопления тараканов истребляет последних вчистую» ничего общего с экологической рекламой и экологической маркировкой не имеют.
Сегодня международное сообщество проявляет пристальное внимание к расширению рынка обоснованно экологически маркированной продукции [9] — например, в соответствии с международными стандартами группы ISO 14030. Обоснование достигается серьезными исследованиями, демонстрацией достижений во внедрении систем экологического менеджмента, детальным анализом жизненного цикла продукции1. Лидирующие компании берут на себя ответственность за судьбу выпускаемой продукции по принципу «от колыбели до могилы», создавая сеть услуг по информированию потребителей, оказанию им помощи в обслуживании, модернизации, наконец, в утилизации отходов потребления.
В 60-е и 70-е годы меры по охране окружающей среды рассматривались в рамках предпринимательской деятельности как исключительно затратные, ухудшающие конкурентные позиции, а следовательно — нежелательные [1]. В рамках же экологического менеджмента экологически ответственное поведение предприятия становится императивом его экономического успеха. Сегодня это очевидно для предпринимателей всех индустриально развитых стран.
Информация о работе Основная проблематика взаимодействия природы, человека и бизнес- структур