Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 20:23, курсовая работа
Цель исследования – всесторонне исследовать виды экологического управления и контроля.
Для достижения цели в курсовой работе необходимо решить задачи: рассмотреть правовой механизм охраны окружающей среды, дать определение понятиям экологического управления и контроля, рассмотреть все виды экологического управления и контроля.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовые основы управлением
природопользованием и охраной окружающей среды………………...7
1.1. Понятие и виды экологического управления……………..7
1.2. Принципы государственного экологического
управления........................................................................................12
1.3. Виды органов государственного
экологического управления……………………………………….14
Глава 2. Понятие и виды экологического контроля……………………32
2.1. Понятие и задачи экологического контроля……………...32
2.2. Виды экологического контроля…………………………....33
Заключение………………………………………………………………..44
Список используемой литературы………………………………………47
Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Минздрав России осуществляет свою деятельность на основе Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.; Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г.3
К основным задачам Минздрава
РФ относятся разработка основ государственной
политики в области санитарно-
К главным задачам
Минздрава относится также
В области профилактики заболеваний Минздрав РФ осуществляет мероприятия по профилактике инфекционных, паразитарных заболеваний, особо опасных инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний и отравлений, а также неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания.
В области санитарно-
Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография) является специально уполномоченным государственным органом РФ в области охраны окружающей среды в части проведения экологического картографирования, а также мониторинга окружающей среды.
Роскартография проводит свою деятельность на основе Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии» и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г.
Министерство внутренних дел РФ (МВД России) является государственным органом, выполняющим специальные функции в области охраны окружающей среды, и правоохранительным органом. Природоохранительная деятельность МВД России проводится на основе Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции»4, Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г.5, Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г.6 МВД России в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и охраны правопорядка, имеющее непосредственное отношение к охране природы.
Специальные природоохранительные
функции МВД России связаны с
тем, что данное Министерство руководит
Государственной автомобильной
инспекцией, осуществляющей надзор за
соблюдением владельцами
Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) призван обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Правовую основу деятельности Госстандарта России образуют Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг»7, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»8, Положение о Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 г.
Министерство строительства Российской Федерации (Минстрой России) обеспечивает разработку, принимает и издает государственные стандарты, нормы и правила в области строительства, архитектуры, градостроительства, обязательные для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, и осуществляет контроль за их соблюдением на территории РФ. Названные стандарты, нормы и правила устанавливают экологические требования, ориентированные на соответствующие сферы. Правовой основой деятельности Минстроя России служит Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 1994 г.
Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с учетом экологических требований; организует и проводит государственный горный надзор в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр. Госгортехнадзор России лицензирует также отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также обеспечением безопасности при пользовании недрами. Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор на территории РФ через образуемые им региональные органы (округа) и действует на основе Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.
С учетом широкого использования в разных сферах радиоактивных и расщепляющихся веществ и материалов Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) призван занимать важное место в системе специальных органов экологического контроля. В соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г., основными задачами Госатомнадзора России являются формирование системы правовых, экономических и организационно-технических мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности; установление правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности; надзор за соблюдением требований законодательства в области производства, обращения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) в процессе осуществления таможенного дела обеспечивает защиту экологических прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; соблюдение разрешительного порядка перемещения экологически опасных или значимых товаров через таможенную границу; пресекает незаконный оборот через таможенную границу РФ видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит таможенный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной продукции.
Деятельность ГТК и его органов регулируется Таможенным кодексом РФ, принятым 18 июня 1993 г.9, и Положением о данном Комитете, утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994г.10
Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями. МЧС России действует на основе Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г.11.
Глава 2. Понятие и виды экологического контроля.
2.1.
Понятие и задачи
Экологический контроль – важнейшая правовая мера
обеспечения рационального природопользования
и охраны окружающей среды от вредных
воздействий, функция государственного
управления и правовой институт права
окружающей среды. Основываясь на роли
экологического контроля в механизме
охраны окружающей среды, его можно оценивать
как важнейшую правовую меру. Именно посредством
экологического контроля в основном обеспечивается
принуждение соответствующих субъектов
права окружающей среды к исполнению экологических
требований. Меры юридической ответственности
за экологические правонарушения применяются
либо в процессе экологического контроля,
либо с привлечением иных государственных
органов. Ранее подчеркивалось, что функция
экологического контроля выполняется
и при осуществлении иных правовых мер
обеспечения рационального природопользования
и охраны окружающей среды – экологического
нормирования, экологической экспертизы,
экологического лицензирования, экологической
сертификации. Но в рамках всех этих направлений
деятельности экологический контроль,
т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых
требований, осуществляется объективно,
попутно, применительно к каждому из названных
видов деятельности. Реализация любой
из таких мер, как и проведение экологического
контроля, представляет собой целенаправленную
деятельность специально уполномоченных
государственных органов, осуществляемую
в рамках установленной для их процедуры,
на основе специальных правовых норм.
Понятие, виды и задачи экологического
контроля Российское административное
право выделяет два вида контрольной деятельности
– контроль и надзор12. Под экологическим контролем понимается
деятельность уполномоченных субъектов
по проверке соблюдения и исполнения требований
экологического законодательства. Административный
надзор представляет собой специфическую
разновидность государственного контроля.
Суть его состоит в наблюдении за исполнением
действующих в сфере управления природоохранных
правил. Надзор проводится в отношении
органов исполнительной власти, предприятий,
общественных формирований и граждан.
При этом некоторые государственные органы
осуществляют одновременно и контроль,
и надзор. Экологический контроль как
правовая мера выполняет ряд функций –
предупредительную, информационную и
карательную.
Роль предупредительной функции заключается
в том, что субъекты экологического контроля,
зная о возможной проверке соблюдения
ими правовых экологических требований,
заинтересованы в выполнении законодательства
и предупреждении нарушений. Информационная
функция связана с тем, что в процессе
контроля соответствующие органы и лица
собирают разнообразную информацию о
природоохранительной деятельности подконтрольных
и поднадзорных объектов. Карательная
функция проявляется в применении к нарушителям
правовых экологических требований предусмотренных
законодательством санкций по результатам
соответствующих проверок.
2.2. Виды экологического контроля.
В природоохранительной
практике России выделяются следующие
виды экологического контроля: государственный,
ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации
являются субъект, от имени которого проводится
контроль, и сфера действия контроля.
Государственный экологический контроль.
Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.
Существенной особенностью
государственного экологического контроля
является и то, что он ведется
от имени государства. Осуществляемый
в рамках экологической функции
государства государственный
Государственный экологический контроль
проводится в форме предупредительного
и текущего. Задачей предупредительного
контроля является недопущение хозяйственной,
управленческой и иной деятельности, которая
в будущем может оказывать вредное воздействие
на природу. Осуществляется такой контроль
на стадиях планирования или проектирования
этой деятельности, реализации проекта,
ввода объектов в эксплуатацию. Текущий
государственный экологический контроль
осуществляется специально уполномоченными
органами на стадии эксплуатации предприятий
и иных экологически значимых объектов,
в процессе природопользования.
Соответственно подразделению
органов государственного управления природопользованием
и охраной окружающей среды на органы
общей и специальной компетенции государственный
экологический контроль можно подразделить
на общий и специальный (надведомственный).
Общий экологический контроль осуществляется
органами общей компетенции, специальный
– органами специальной компетенции.
Подразделение государственного экологического
контроля на общий и специальный предопределяет
специфику форм и способов его проведения.
Государственный экологический контроль
проводится на определенных принципах.
Основные из них – законность, объективность,
разделение хозяйственных и контрольных
функций. Принцип законности проявляется
в том, что такой контроль могут проводить
лишь уполномоченные органы в пределах
компетенции и полномочий, определяемых
нормативными правовыми актами. Объективность
основывается на достоверных данных о
деятельности контролируемого объекта.
Принцип разделения хозяйственных и контрольных
функций характерен лишь для специально
уполномоченных органов государственного
экологического контроля. Он носит в основном
доктринальный характер и в законодательстве
прямо не закреплен. Его суть заключается
в том, что функция проведения специального
государственного экологического контроля
не может возлагаться на органы, эксплуатирующие
природные ресурсы.
Информация о работе Понятие и виды экологического управления. Понятие и виды экологического контроля