Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 20:23, курсовая работа
Цель исследования – всесторонне исследовать виды экологического управления и контроля.
Для достижения цели в курсовой работе необходимо решить задачи: рассмотреть правовой механизм охраны окружающей среды, дать определение понятиям экологического управления и контроля, рассмотреть все виды экологического управления и контроля.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовые основы управлением
природопользованием и охраной окружающей среды………………...7
1.1. Понятие и виды экологического управления……………..7
1.2. Принципы государственного экологического
управления........................................................................................12
1.3. Виды органов государственного
экологического управления……………………………………….14
Глава 2. Понятие и виды экологического контроля……………………32
2.1. Понятие и задачи экологического контроля……………...32
2.2. Виды экологического контроля…………………………....33
Заключение………………………………………………………………..44
Список используемой литературы………………………………………47
Правовые основы организации
и осуществления
Государственный специальный (надведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.
Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов: Министерство природных ресурсов РФ; Федеральная
служба по надзору
в сфере природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов;
Федеральное агентство лесного хозяйства;
Федеральное агентство по недропользованию.
Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. К специфическим способам осуществления предупредительного экологического контроля относится также проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству(ст.80 ВК РФ).
Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов.
Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды».
Помимо специально уполномоченных
органов в области
Должностные лица органов
государственного экологического контроля имеют право в установленном порядке13: посещать предприятия, учреждения, организации,
независимо от форм собственности и подчинения,
включая воинские части, специальные объекты
и службы Вооруженных Сил, органов внутренних
дел и государственной безопасности, знакомиться
с документами, результатами анализов,
иными материалами, необходимыми для выполнения
их служебных обязанностей;
проверять работу очистных сооружений
и других обезвреживающих устройств, средств
их контроля, соблюдение нормативов качества
окружающей природной среды, природоохранного
законодательства, выполнение планов
и мероприятий по охране окружающей природной
среды;
выдавать разрешения на право выброса,
сброса, размещения вредных веществ; устанавливать
по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического
надзора нормативы выбросов, сбросов вредных
веществ стационарными источниками загрязнения
окружающей природной среды; назначать
государственную экологическую экспертизу,
обеспечивать контроль за выполнением
ее заключения; требовать устранения выявленных
недостатков, давать в пределах предоставленных
прав указания или заключения по размещению,
проектированию, строительству, реконструкции,
вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
привлекать в установленном порядке виновных
лиц к административной ответственности,
направлять материалы о привлечении их
к дисциплинарной, административной или
уголовной ответственности, предъявлять
иски в суд или арбитражный суд о возмещении
вреда, причиненного окружающей природной
среде или здоровью человека нарушениями
природоохранительного законодательства;
принимать решения об ограничении, приостановлении,
прекращении работы предприятий, сооружений,
иных объектов и любой деятельности, причиняющей
вред окружающей природной среде и несущей
потенциальную опасность для здоровья
человека.
Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
Важным видом государственного экологического контроля является экологический мониторинг. Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства. Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.
Ведомственный, производственный, общественный экологический контроль.
Сущность ведомственного
экологического контроля
Функции по проведению ведомственного
контроля предусматриваются, как правило, положениями
о центральных государственных органах.
Ведомственный контроль проводится также
министерствами и ведомствами, осуществляющими
управление природопользованием и охраной
окружающей среды.
Содержание ведомственного контроля определяется
рядом факторов: а) спецификой отрасли;
б) экологически значимыми задачами, стоящими
перед отраслью в целом и подведомственными
объектами и в) конкретными правами и обязанностями
подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный
контроль.
Сферой производственного
экологического контроля служит производственно-хозяйственная
деятельность предприятий и иных
хозяйствующих субъектов. Важность
его проведения и высокой эффективности
обусловлена тем, что предприятия
являются основной категорией природопользователей. Преимущественно
им адресованы правовые требования, касающиеся
обеспечения рационального природопользования
и охраны окружающей среды от вредных
воздействий.
Содержание производственного контроля
зависит прежде всего от специфики предприятия.
Экологический контроль проводит руководитель
предприятия, руководители функциональных
служб (главного инженера, энергетика,
технолога, механика и др.) и производственных
подразделений. Потенциально наиболее
полезным может быть контроль, осуществляемый
экологическими службами.
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило – руководитель.
С учетом высокой общественной
опасности некорректного
Эффективность ведомственного
и производственного
С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффективностью реализации государством экологической функции, в российском праве окружающей среды остро стоит проблема разработки и осуществления современной концепции общественного экологического контроля.
В формируемом правовом механизме взаимодействия общества и природы имеется существенный сдвиг в направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.
В соответствии с Земельным
кодексом РФ граждане, общественные организации,
объединения и органы территориального
общественного самоуправления имеют
право участвовать в рассмотрен
Заключение.
Положение дел с экологией,
продовольствием, энергетическими
ресурсами и т.д. диктует необходимость
повышения ответственности обще
Помимо норм международного права каждое государство должно иметь и обеспечивать реализацию специальных блоков законодательства, регулирующего социальное развитие, охрану природы и окружающей среды, оборону и внешнюю безопасность. Законодательство, регулирующее экономику и охрану общественного порядка, также необходимо сориентировать на решение глобальных проблем современности.
Информация о работе Понятие и виды экологического управления. Понятие и виды экологического контроля