Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".
Объекты экологического мониторинга
– это окружающая среда в целом
и отдельные ее элементы; негативные
изменения качества окружающей среды,
способные оказать
Экологический контроль — одно из проявлений экологической функции государства и представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием ОПС и ее изменениями, а также проверке выполнения экологических требований всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Законодательное определение экологического контроля дано в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды».
Объектом экологического контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другой — деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.
Экологическому контролю посвящена гл. XI Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Задачами экологического контроля
являются обеспечение органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, юридическими и физическими
лицами исполнения законодательства в
области охраны окружающей среды, соблюдения
требований, в том числе нормативов
и нормативных документов, в области
охраны окружающей среды, а также
обеспечение экологической
Система экологического контроля состоит из государственного экологического мониторинга, государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» под экономическим механизмом охраны окружающей среды следует понимать обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предоставление субъектам экологопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.
Экономическое регулирование
Методами экономического регулирования в указанной области являются:
– разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
– разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
– проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
– разработка и проведение мероприятий с целью предотвращения причинения вреда окружающей среде;
– проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
– установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
– установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
– предоставление налоговых и иных
льгот при внедрении
– предоставление части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы субъектам хозяйственной и иной деятельности для реализации природоохранных проектов и мероприятий;
– установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов;
– применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы, услуги);
– применение льготного кредитования экологопользователей независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих мероприятия по охране окружающей среды;
– поддержка инновационной, предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды.
Законодательством РФ, законами и правовыми нормативными актами субъектов РФ могут быть установлены другие механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды.
Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды, а также многочисленных экологических программ производится за счет: федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций и др.
Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию указанных мероприятий осуществляется Министерством природных ресурсов РФ совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков.
Суть экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, что экономические средства и методы, облекаемые в правовую форму, побуждают субъектов надлежащим способом относиться к вопросам охраны природы, что, по замыслу законодателя, должно принести им определенные экономические выгоды в процессе хозяйственной деятельности.
Отношения по плате за отдельные
природные ресурсы регулируются
преимущественно
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (часть первая) земельный налог относится к местным налогам.
Платежи при пользовании недрами регулируются в разделе V Закона РФ "О недрах". При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, определен постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249. Регулярные платежи за пользование недрами по указанным участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку месторождений, ежеквартально и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20). Такая плата предусматривается договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г.
Общие требования к платежам за пользование
животным миром установлены Федеральным
законом "О животном мире". Пользователи
объектами животного мира, получающие
в установленном порядке
Плата за загрязнение окружающей среды
и другие виды вредного воздействия
на нее рассматривается в праве
окружающей среды России и зарубежных
государств как один из основных экономических
стимулов к тому, чтобы предприятия-
Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 16).
К видам негативного воздействия на окружающую среду данный закон относит:
Виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"):
Экологическое страхование - новая
правовая мера охраны окружающей среды.
Оно является разновидностью страхования,
регулируемого Законом РФ "Об
организации страхового дела в Российской
Федерации" от 27 ноября 1992 г. Некоторые
общие требования об экологическом
страховании установлены