Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

ЭП Экзамен от Яны.docx

— 221.22 Кб (Скачать файл)

 

2) обеспечение полноты геологического  изучения, рационального комплексного  использования и охраны недр;

 

3) проведение опережающего геологического  изучения недр, обеспечивающего  достоверную оценку запасов полезных  ископаемых или свойств участка  недр, предоставленного в пользование  в целях, не связанных с добычей  полезных ископаемых;

 

4) проведение государственной экспертизы  и государственный учет запасов  полезных ископаемых, а также  участков недр, используемых в  целях, не связанных с добычей  полезных ископаемых;

 

5) обеспечение наиболее полного  извлечения из недр запасов  основных и совместно с ними  залегающих полезных ископаемых  и попутных компонентов;

 

6) достоверный учет извлекаемых  и оставляемых в недрах запасов  основных и совместно с ними  залегающих полезных ископаемых  и попутных компонентов при  разработке месторождений полезных  ископаемых;

 

7) охрана месторождений полезных  ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих  качество полезных ископаемых  и промышленную ценность месторождений  или осложняющих их разработку;

 

8) предотвращение загрязнения недр  при проведении работ, связанных  с пользованием недрами, особенно  при подземном хранении нефти,  газа или иных веществ и  материалов, захоронении вредных  веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

 

9) соблюдение установленного порядка  консервации и ликвидации предприятий  по добыче полезных ископаемых  и подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых;

 

10) предупреждение самовольной  застройки площадей залегания  полезных ископаемых и соблюдение  установленного порядка использования  этих площадей в иных целях;

 

11) предотвращение размещения отходов  производства и потребления на  водосборных площадях подземных  водных объектов и в местах  залегания подземных вод, которые  используются для целей питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

  1. Воды как объект использования и охраны. Объекты водных отношений. Водное законодательство.

Под водами понимаются водные объекты, т.е. природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

 

Водные объекты в зависимости  от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

 

1) поверхностные водные объекты:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
  • водотоки — реки, ручьи, каналы;
  • водоемы — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;
  • болота;
  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • ледники, снежники;

2) подземные водные объекты:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

Водное законодательство РФ регулирует водные отношения в целях:

  • обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду;
  • поддержания оптимальных условий водопользования;
  • качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем экологическим и санитарным требованиям;
  • защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;
  • предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод;
  • сохранения биологического разнообразия водных экосистем

Водные объекты находятся в  собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением  прудов, обводненных карьеров, расположенных  в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

 

Поверхностные водные объекты, находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности, являются водными объектами  общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. По общим правилам, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования  и бесплатно использовать их для  личных и бытовых нужд.

 

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м. Лишь небольшие водотоки (реки, ручьи и каналы) протяженностью менее 10 км должны быть окаймлены береговыми полосами шириной 5 м.

  1. Управление в области использования и охраны водных объектов.
  2. Право водопользования и его виды.

Основной целью водопользования является соблюдение такого режима использования водных объектов, который обеспечивал бы рациональное комплексное использование вод, их экономное потребление, охрану, улучшение качественного состояния, а также предупреждение вредного воздействия водных объектов.

 

Право водопользования тесно связано  с правом собственности на землю, землевладения, землепользования и  аренды земли, комплексным характером использования водных объектов.

 

Право водопользования регламентируется ВК РФ, постановлениями Правительства, Правилами предоставления в пользование  водных объектов, находящихся в государственной  собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии, Приказом министра природных  ресурсов «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами».

 

В праве водопользования действует  разрешительная система, а также  устанавливаются экономические  требования.

 

При осуществлении права водопользования  необходимы следующие документы.

 

1. Лицензия на водопользование  – документ, удостоверяющий право  ее владельца на пользование  водным объектом или его частью  в течение установленного срока  на определенных условиях.

 

Виды лицензий:

 

– в области использования и  охраны поверхностных, подземных и  трансграничных (пограничных) водных объектов;

 

– лицензии на водопользование –  акт федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий; может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей  использования водных объектов;

 

– распорядительная лицензия – акт  лицензирующего органа в области  водопользования, на основании которого осуществляется переход прав пользования  водными объектами от одного лица к другому.

 

2. Договор пользования водными  объектами – соглашение федерального  органа исполнительной власти  в области управления использованием  и охраной водного фонда с  водопользователем о порядке  использования и охраны водного  объекта или его части.

 

3. Решение Правительства РФ при  установлении особого водопользования.

 

За пользование водными объектами  в РФ установлены водный налог  и плата за сброс сточных вод.

 

Платежная база зависит от объема забранной воды, объема продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании  водным объектом без забора воды, от площади акватории используемого  водного объекта, объема сбрасываемых сточных вод. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

 

Налоговым кодексом РФ устанавливаются  размеры и порядок взимания водного  налога. Налогоплательщиками водного  налога признаются организации и  физические лица, осуществляющие специальное  и (или) особое водопользование в  соответствии с законодательством  РФ.

 

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого  водного объекта.

 

Особенность взимания водного налога – налогоплательщик исчисляет сумму  налога самостоятельно.

 

НК РФ регулирует также содержание и порядок подачи налоговой декларации.

  1. Основания возникновения и прекращения права пользования водными объектами.

Права пользования водными объектами, за исключением публичного водного  сервитута, возникают с момента  государственной регистрации договора пользования водным объектом.

 

Договор установления частного сервитута  заключается водопользователем  с лицом, в пользу которого ограничивается право пользования водным объектом, и подлежит регистрации. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом.

 

Водопользователь объекта, на который  устанавливается водный сервитут, имеет  право, если иное не предусмотрено законом, предъявлять требования платы за пользование этим сервитутом к лицам, в чьих интересах происходит его  установление.

 

При установлении водного сервитута  водопользователь объекта не лишается прав пользования этим объектом.

 

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на водопользование объектом, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Сервитут не может  быть самостоятельным предметом  купли-продажи, залога и не может  передаваться каким-либо способом лицам, не имеющим причин для установления данного сервитута.

 

По требованиям пользователя водным объектом, который обременен сервитутом, последний может быть прекращен  после устранения оснований, по которым  он был установлен.

 

Водопользователь объекта, обремененного  водным сервитутом, вправе требовать  по суду прекращения сервитута, если данный объект в результате этого  обременения не может использоваться в соответствии с целью пользования  им.

  1. Порядок предоставления водных объектов.

В соответствии со ст. 11 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования  или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Предоставление водного объекта  на основании одного из указанных  документов зависит от цели использования  такого объекта.

 

Как правило, права на водные объекты  приобретаются для последующего использования таких объектов в  рекреационных целях, что может  включать организацию спорта, туризма, отдыха, в том числе обустройство пляжей, строительство необходимых  для этого сооружений и т.п.

 

Исходя из указанного и в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 11 ВК РФ, использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, осуществляется на основании договора водопользования.

 

При этом согласно ст. 50 ВК РФ под использованием водных объектов для рекреационных  целей понимается отдых, туризм, спорт, а также проектирование, размещение, строительство, реконструкция, эксплуатация зданий, строений, сооружений для указанных  целей, в том числе для обустройства пляжей.

 

Таким образом, для использования  водного объекта в соответствии с указанными целями, необходимо заключить  договор водопользования.

 

По договору водопользования одна сторона - орган власти, полномочный  на предоставление водного объекта  в пользование, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование  за плату.

 

Согласно п. 1 ст. 16 ВК РФ договор  водопользования заключается в  соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ВК РФ.

 

П. 2 ст. 16 ВК РФ и п. 1 Постановления  Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» предусмотрено, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в следующих случаях:

если договором водопользования  предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих  иное обустройство акватории водного  объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством  о градостроительной деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"