Уголовная ответственность в сфере
природопользования наступает за совершение
экологических преступлений, обладающих
наивысшей общественной опасностью,
предусмотренных уголовным законодательством,
в соответствии с требованиями уголовного
процесса и только по приговорам суда.
Уголовная ответственность предусмотрена
за нарушения экологического законодательства
в различных сферах человеческой
деятельности: при размещении, проектировании,
строительстве, эксплуатации предприятий,
в медицине, промышленности, сельском
хозяйстве, на транспорте, в обыденной
деятельности граждан, при осуществлении
специализированных или опасных
работ и т. д.
В соответствии с гл. 26 УК РФ предусмотрены
наказания за преступления, которые
заключаются в нарушении правил
охраны окружающей среды при производстве
работ, обращения с экологически
опасными веществами и отходами, безопасности
при обращении с микробиологическими
либо другими биологическим агентами
и токсинами, установленных для
борьбы с болезнями и вредителями
растений и ветеринарных правил, охраны
и использования недр, охраны рыбных
запасов, за загрязнение вод, атмосферы,
морской среды, порчу земли, нарушение
законодательства о континентальном шельфе
и об исключительной экономической зоне
РФ, за незаконную добычу водных животных
и растений, незаконную охоту, за уничтожение
критических местообитаний для организмов,
занесенных в Красную книгу РФ, незаконную
порубку деревьев и кустарников, за уничтожение
или повреждение лесов, нарушение режима
особо охраняемых территорий и объектов.
Другие главы УК РФ предусматривают
ответственность за экологические
преступления, связанные с нарушением
правил безопасности на объектах атомной
энергетики, при проведении горных,
строительных и иных работ, на взрывоопасных
объектах, а также с нарушением
правил обращения радиоактивных
материалов, взрывчатых и других веществ,
с нарушением санитарно-эпидемиологических
правил, с сокрытием информации об
обстоятельствах, создающих опасность
для жизни и здоровья людей, за
жестокое обращение с животными и др.
В настоящее время российским уголовным
законодательством введены новые
составы преступлений в сфере
экологопользования, указаны наряду с
традиционными иные квалифицирующие признаки
(совершение преступления в зоне чрезвычайной
экологической ситуации). УК РФ ввел совершенно
новый состав «экоцид», поместив его в
раздел «Преступления против мира и безопасности
человечества», что определило его основной
объект. Экологическая же сфера здесь
выступает как дополнительный объект.
Диспозиция данной статьи (ст. 358) предусматривает
массовое уничтожение растительного или
животного мира, отравление атмосферы
или водных ресурсов, а также совершение
иных действий, вызывающих экологическую
катастрофу.
УК РФ расширил перечень наказаний
за экологические преступления. Санкции
статей гл. 26 предусматривают штрафы
в различных размерах, ограничение
свободы, исправительные работы, арест
на различные сроки, а также лишение
свободы, лишение права занимать
определенные служебные должности.
- Административная ответственность за экологические правонарушения.
Административная ответственность
предусмотрена за совершение экологического
правонарушения (проступка) при отсутствии
состава преступления и применяется
к юридическим и физическим лицам,
осуществляющим предпринимательскую
деятельность. Данная ответственность
выражается в наложении штрафа, изъятии
продукции и технических средств
совершения экологического правонарушения,
лишении лицензии на пользование
природными ресурсами или ведение
предпринимательской деятельности,
связанной с экологопользованием,
с одновременным возмещением вреда, причиненного
окружающей среде.
Административная ответственность
регулируется Кодексом об административных
правонарушениях, специальным экологическим
законодательством субъектов РФ,
т. е. принятыми ими актами, содержащими
как перечни составов экологических
правонарушений, так и указания о
возможности привлечения виновных
к административной ответственности.
Основаниями административной ответственности
являются наличие в деянии признаков
состава экологического проступка,
а также вина субъекта ответственности
(физического или юридического лица),
наличие правовой нормы, установившей
запрет и содержащей санкцию за нарушение.
Административная ответственность
за экологические правонарушения имеет
ряд специфических особенностей:
– ответственность может наступить
только за конкретные правонарушения,
указанные в законе как административные;
– субъектами ответственности по
ней могут быть любые лица (как
юридические, так и физические), которые
в соответствии с законодательством
ответственны за административные проступки;
– ответственность применяется
в соответствии с компетенцией специального
уполномоченного органа или должностного
лица;
– применяется в определенном процессуальном
порядке (сбор доказательств, протоколы
нарушений, рассмотрение дел и т.
д.);
– применяются только предусмотренные
законом взыскания, возможно освобождение
от них при малозначительности проступка;
– предусматривается дифференциация
ответственности для должностных
лиц;
– наложение штрафа и других взысканий
не освобождает виновных от устранения
допущенных нарушений и возмещения
причиненного вреда, включая упущенную
выгоду.
Экологические проступки в зависимости
от обстоятельств рассматриваются:
судьями, мировыми судьями, органами ветеринарного
и фитосанитарного надзора, надзора
в сфере природопользования, экологического,
технологического и атомного надзора,
органами охраны территорий государственных
природных заповедников и национальных
парков, органами гидрометеорологии
и мониторинга окружающей среды,
государственного земельного контроля,
органами, осуществляющими государственный
надзор за соблюдением правил на различных
видах транспорта, органами пограничной
службы ФСБ РФ, органами по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, здравоохранения и социального
развития и органами внутренних дел в
зависимости от вида административного
экологического правонарушения, судьями
гарнизонных военных судов и комиссиями
по делам несовершеннолетних и защите
их прав в зависимости от субъекта нарушения.
- Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Гражданско-правовая ответственность
выступает в форме возмещения
причиненного вреда, возникшего из внедоговорных
отношений. В данном случае убытки возмещаются
по самому факту совершения правонарушения.
Убытки могут быть возмещены как
в натуральной форме, так и
в денежной, что более характерно.
Для исчисления размера вреда
широко применяются специальные
таксы, т. е. условные единицы оценки
ущерба с учетом понесенных затрат.
Гражданско-правовая ответственность
обладает двумя признаками, присущими
только ей.
Во-первых, это положение
о том, что гражданско-правовая ответственность
может наступить и при отсутствии
вины правонарушителя. Речь идет о деятельности,
которая связана с повышенной
опасностью для окружающих. Главный
ее признак – отсутствие возможности
полного контроля над ней со стороны
человека.
Во-вторых, гражданско-правовая
ответственность может наступить
и за правомерно совершаемые деяния
(например, если вред окружающей среде
будет причинен в результате крайней
необходимости, то, хотя сами действия
и были правомерными, однако вред тем
не менее подлежит возмещению потерпевшим).
Основания, порядок и
условия ответственности за совершение
гражданско-правовых экологических
правонарушений определяются гражданским
законодательством РФ.
Исходные положения, позволяющие
обеспечить возмещение вреда окружающей
среде, содержит Федеральный закон
от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды», который устанавливает обязанность
полного возмещения вреда окружающей
среде, причиненного предприятиями, учреждениями,
организациями и гражданами загрязнением
окружающей среды, порчей, уничтожением,
повреждением, нерациональным использованием
природных ресурсов, разрушением
естественных экологических систем
и другими экологическими правонарушениями.
Возмещение вреда может
производиться добровольно либо
по решению суда или арбитражного
суда в соответствии с утвержденными
в установленном порядке таксами
и методиками исчисления размера
ущерба, а при их отсутствии –
по фактическим затратам восстановление
нарушенного состояния окружающей
среды с учетом понесенных убытков,
в том числе упущенной выгоды.
Суммы ущерба, взысканного
по решению суда (арбитражного суда),
передаются потерпевшей стороне (гражданину,
субъекту хозяйственной деятельности)
для принятия мер по восстановлению
потерь или в экологический фонд,
если природный объект, которому причинен
вред, находится в общем пользовании.
Вред может быть с согласия сторон по
судебному решению возмещен в натуре путем
возложения на ответчика обязанности
по восстановлению окружающей среды за
счет его сил и средств. Субъекты хозяйственной
деятельности обязаны возместить вред
окружающей среде, причиненный источником
повышенной опасности.
Российское законодательство
также содержит нормы, предусматривающие
возмещение вреда в результате гражданско-правовых
правонарушений отдельным компонентам
окружающей среды.
Гражданско-правовая ответственность
является эффективным средством
борьбы с экологическими правонарушениями.
Неотвратимая имущественная ответственность
за нарушение правовых норм необходима
для решения многих проблем экологического
оздоровления страны.
- Понятие и виды вреда окружающей природной среде. Принципы возмещения вреда природной среде.
К видам негативного воздействия
на окружающую среду данный закон
относит:
- выбросы
в атмосферный воздух загрязняющих веществ
и иных веществ;
- сбросы
загрязняющих веществ, иных веществ и
микроорганизмов в поверхностные водные
объекты, подземные водные объекты и на
водосборные площади;
- загрязнение
недр, почв;
- размещение
отходов производства и потребления;
- загрязнение
окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными,
ионизирующими и другими видами физических
воздействий;
- иные
виды негативного воздействия на окружающую
среду.
ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ
СРЕДЕ
выплата специальным экономическим
фондам денежной компенсации, которая
производится добровольно либо по решению
суда, арбитражного суда в соответствии
с утвержденными в установленном
порядке таксами и методиками
исчисления ущерба, а при их отсутствии
- по фактическим затратам на восстановление
нарушенного состояния окружающей
среды с учетом понесенных убытков,
в том числе упущенной выгоды.
Общий принцип этого возмещения установлен
Законом РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об
охране окружающей природной среды".
В нем, в частности, говорится: предприятия,
учреждения, организации и граждане, причинившие
вред окружающей среде ее загрязнением,
порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным
использованием природных ресурсов, разрушением
экологических систем и другого экологического
правонарушения, обязаны возместить его
в полном объеме в соответствии с действующим
законодательством.
Таксы и методики исчисления
размера вреда, причиненного окружающей
природной среде, носят полуштрафной
характер, поскольку в них включаются
примерные размеры расходов на устранение
негативных последствий экологического
вреда(мероприятия, например, по восстановлению
оздоровительных функций леса). Таксы
установлены, например, для исчисления
размера ущерба, причиненного лесному
хозяйству(утверждены постановлением
Правительства РФ от 5 февраля 1992 г.) или
рыбному хозяйству (постановление Правительства
РФ от 25 мая 1994 г.). Подобного рода таксы
(методики) в области охотничьего, рыбного,
лесного хозяйства с учетом местных географических
и климатических условий утверждаются
ныне субъектами РФ.
Суммы ущерба, взыскиваемого
по решению суда, арбитражного
суда по восстановлению потерь
окружающей природной среды, перечисляются
в экологические фонды. С согласия
сторон по решению суда или
арбитражного суда экологический
и экономический вред может
быть возмещен в натуре путем
возложения на ответчика обязанности
по восстановлению окружающей
природной среды за счет его
средств и сил.
- Вред экономический и вред экологический.
К юридическим средствам возмещения
вреда окружающей среде относится
гражданско-правовая ответственность
(ГПО). Она наступает по факту правонарушения,
т.е. виновного и противоправного
поведения. Основная функция ГПО
состоит в восстановлении нарушенного
состояния природной среды и
возмещении причиненного ущерба. Таким
образом, для решения вопроса
возмещения природе вреда используют
нормы гражданского законодательства.