Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

ЭП Экзамен от Яны.docx

— 221.22 Кб (Скачать файл)

 

Для повышения продуктивности лесов, стабилизации экологической обстановки в регионах экологического бедствия была разработана Государственная  программа восстановления российских лесов.

 

Концепция развития лесного хозяйства  России предусматривает планомерный  переход к комплексному ведению  лесного и охотничьего хозяйства.

  1. Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

 

  1. Классификация лесов и ее правовое значение.

Юридическое понятие леса связано  с формированием лесного фонда  РФ. Лесным фондом являются все леса, а также земли, предназначенные  для выращивания лесов, земли, необходимые  для нужд лесного хозяйства, за исключением  лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов:

 

  • лесные  земли, покрытые лесом и не покрытые лесом, но предназначенные для его  восстановления (вырубки, гари, прогалины, пустыри и др.);
  • нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, пески и др.).

 

Лесное законодательство регламентирует порядок охраны лесов, их разделение по целевому назначению в зависимости  от выполняемых экологических, почвозащитных, лечебно-оздоровительных и иных функций, связывая с этим право пользования  лесами и устанавливая ограничения  на пользование лесом.

 

Леса, расположенные на землях лесного  фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные  леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

 

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

 

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие  категории указанных лесов:

 

1) леса, расположенные на особо  охраняемых природных территориях;

 

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

 

3) леса, выполняющие функции защиты  природных и иных объектов:

  • леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • зеленые зоны, лесопарки;
  • городские леса;
  • леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

 

4) ценные леса:

  • государственные защитные лесные полосы;
  • противоэрозионные леса;
  • леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
  • леса, имеющие научное или историческое значение;
  • орехово-промысловые зоны;
  • лесные плодовые насаждения;
  • ленточные боры;
  • запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
  • нерестоохранные полосы лесов.

 

В защитных лесах, эксплуатационных лесах  и резервных лесах могут быть выделены особо защитные участки  лесов:

 

1) берегозащитные, почвозащитные участки  лесов, расположенных вдоль водных  объектов, склонов оврагов;

 

2) опушки лесов, граничащие с  безлесными пространствами;

 

3) постоянные лесосеменные участки;

 

4) заповедные лесные участки;

 

5) участки лесов с наличием  реликтовых и эндемичных растений;

 

6) места обитания редких и  находящихся под угрозой исчезновения  диких животных;

 

7) другие особо защитные участки  лесов.

 

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов установлен особо  строгий режим лесопользования. В них запрещается осуществление  деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными  функциями.

 

К эксплуатационным лесам относятся  леса, которые подлежат освоению в  целях предусмотренного устойчивого, максимально эффективного получения  высококачественной древесины и  других лесных ресурсов, продуктов  их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

 

В них допускаются все виды лесопользования:

 

1) заготовка древесины;

 

2) заготовка живицы;

 

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

 

4) заготовка пищевых лесных ресурсов  и сбор лекарственных растений;

 

5) ведение охотничьего хозяйства  и осуществление охоты;

 

6) ведение сельского хозяйства;

 

7) осуществление научно-исследовательской  деятельности, образовательной деятельности;

 

8) осуществление рекреационной  деятельности;

 

9) создание лесных плантаций  и их эксплуатация;

 

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

 

11) выполнение работ по геологическому  изучению недр, разработка месторождений  полезных ископаемых;

 

12) строительство и эксплуатация  водохранилищ и иных искусственных  водных объектов, а также гидротехнических  сооружений и специализированных  портов;

 

13) строительство, реконструкция,  эксплуатация линий электропередачи,  линий связи, дорог, трубопроводов  и других линейных объектов;

 

14) переработка древесины и иных  лесных ресурсов;

 

15) осуществление религиозной деятельности;

 

16) иные виды, определенные в  соответствии Лесным кодексом  РФ.

 

К резервным лесам относятся  леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В таких лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

 

При этом допускается их использование  без проведения рубок лесных насаждений, за исключением случаев проведения рубок при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке  гражданами древесины для собственных  нужд.

 

Отнесение лесов к ценным, эксплуатационным и резервным лесам, и установление их границ осуществляются органами государственной  власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

 

Государственное управление в области  использования, охраны, защиты и воспроизводства  лесов осуществляется непосредственно  Правительством Российской Федерации  или уполномоченными им органами исполнительной власти; на территориях  субъектов Российской Федерации  — соответственно органами исполнительной власти республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов или территориальными органами Федерального органа управления лесным хозяйством — Федерального агентства лесного хозяйства.

 

Основой освоения лесов, расположенных  в границах лесничеств и лесопарков, является лесное планирование. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

 

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный  регламент лесничества, лесопарка, который составляется на срок до 10 лет.

 

В лесохозяйственном регламенте в  отношении лесов, расположенных  в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:

 

1) виды разрешенного использования  лесов;

 

2) возрасты рубок, расчетная  лесосека, сроки использования лесов  и другие параметры их разрешенного  использования;

 

3) ограничение использования лесов  в соответствии со ст. 27 Лесного  кодекса;

 

4) требования к охране, защите, воспроизводству  лесов.

 

Лесохозяйственные регламенты обязательны  для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов  в границах лесничества, лесопарка.

 

Лица, которым лесные участки предоставлены  в постоянное (бессрочное) пользование  или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной  или муниципальной экспертизе.

 

Мероприятия по проверке состояния  лесов, их количественных и качественных характеристик называются государственной  инвентаризацией лесов. Она проводится в целях:

 

1) своевременного выявления и  прогнозирования развития процессов,  оказывающих негативное воздействие  на леса;

 

2) оценки эффективности мероприятий  по охране, защите, воспроизводству  лесов;

 

3) информационного обеспечения  управления в области использования,  охраны, защиты, воспроизводства лесов,  а также в области государственного  лесного контроля и надзора.

  1. Право лесопользования и его виды.

Лесопользование и его виды

 

Лесопользование имеет свою специфику  в зависимости от того, в лесах  какой группы и категории защитности оно осуществляется.

 

Лесопользование осуществляется по разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми  в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными  билетами, ордерами, а также на основании  договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования.

Виды  лесопользования 

1. Заготовка древесины – основной  вид лесопользования, осуществляется  в порядке рубок главного и  промежуточного пользования тесом  (рубки ухода за лесом, санитарные  рубки и рубки реконструкции,  связанные с рубкой малоценных  лесных насаждений, а также имеющие  защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).

 

В лесах третьей группы проводятся рубки главного пользования. В лесах  второй группы устанавливается режим  ограниченной эксплуатации, как и  в регионах с недостаточными лесными  ресурсами. Наибольшие ограничения  устанавливаются в лесах первой группы, ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки  главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций  данных лесов, использованию запасов  перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом.

 

2. Заготовка живицы осуществляется  в хвойных, перестойных и спелых  древостоях, которые после окончания  установленного срока подсочки  предназначаются для рубки главного  пользования. Порядок оплаты за  заготовку живицы устанавливается  законодательством РФ и других  субъектов РФ.

 

3. Заготовка второстепенных лесных  ресурсов для промышленной переработки,  развития лесных промыслов и  удовлетворения нужд населения  должна осуществляться юридическими  и физическими лицами без причинения  вреда лесу. К второстепенным  лесным материалам относятся  пни, луб, кора, береста, сосновая  и еловая лапы, древесный веточный  корм и т. д. Эти материалы  отпускаются заготовителям за  плату, устанавливаемую местной  администрацией.

 

4. Побочное лесное пользование  разделяется:

 

– на общедоступное – сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно  и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных  правил ведения лесного хозяйства;

 

– закрепленное за определенными  организациями и гражданами –  сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа, песка, камня, глины и  др. на основании специальных разрешений.

 

5. Пользование лесом в научно-исследовательских  целях осуществляется на специально  выделенных участках лесного  фонда. Порядок и условия пользования  лесным фондом для указанных  целей определяются представительными  органами субъектов РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"