Формы государственного устройства. Взгляды различных ученых на природу и отличия существующих форм государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 09:30, контрольная работа

Описание работы

Для достижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Для изучения формы государства, раскрытие её роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие «организация» предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы, так и всей системы в целом (по отношению к другим системам). Посредством такого подхода в общей теории государства и права открывается возможность не только решения новых проблем, но что не менее важно, также и возможность нового подхода к традиционным, «старым» вопросам науки.

Содержание работы

Введение
Понятие, значение и особенности форм государства
Особенности форм правления и их виды
Форма правления современных государств
Форма государственного устройства
Политический (государственный) режим: понятие, виды
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

правоведение кр №1.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, форма государства – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трёх вышеназванных составляющих.

 

2. Особенности форм правления и их виды

 

Исследуя формы правления как одну из разновидностей форм государства, следует руководствоваться сложившимся представлением о том, что форма правления есть способ организации государственной власти, предусматривающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов их взаимоотношение между собой и с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.

В монархических государствах источником власти и её носителем является монарх. При республиканской форме правления источником власти является народ, а её носителем – выборные государственные органы.

Классификация форм правления в зависимости от числа стоящих у власти является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире. В процессе её проведения используется количественный критерий. Если «высшее распоряжение государственной властью, - писал в связи с этим известный русский учёный - юрист Н.М. Коркунов, - принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия».

Количественный критерий подкупает своей простотой, но отпугивает упрощенностью. Руководствуясь только им, порой весьма трудно провести различие между отдельными формами государства и ответить на некоторые принципиально важные вопросы. Например, какая часть общества или правящих слоёв должна находиться у власти для того, чтобы появилось основание называть такую форму правления аристократической республикой или аристократией – треть правящего класса? Половина его? Или весь правящий класс?

Да и кого, собственно, следует называть правящими? Если «под правящими, - рассуждал Н.М. Коркунов, - разумеют тех, в чьих руках сосредоточено не всё распоряжение властью, а только функции так называемой исполнительной власти, тогда большинство современных республик, имеющих единоличного главу исполнительной власти, президента, окажутся также подходящими под определение монархии».

Ещё в древности, в период возникновения демократии и определения её «как правления всех», к управлению делами государства допускалось далеко не всё взрослое население, а только свободные граждане. Остальная часть общества была лишена правоспособности и политических прав, находились на положении рабов.

В современном государстве, где все объявляются свободными и равноправными, также далеко не все «участвуют в функциях власти».

На основании этого делается вывод о том, что классификация форм государства, базирующаяся на количественном критерии (по числу правящих), является далеко не совершенной, а сам критерий– «слишком внешним и случайным». В ряде случаев он не позволяет провести чёткую грань между монархической и республиканской формой.

В своё время ещё Платон пытался свести различие форм правления к различию трёх добродетелей – мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать в том или ином государстве. Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью при классификации форм правления использовал наряду с количественным критерием и такие, как общая польза, благо и интерес.

В более поздний период Ш. Монтескье, рассматривая в качестве критериев классификации фор правления различные принципы организации и деятельности государственной власти, считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность – в основе аристократии, честь – в основе монархии, страх – в основе деспотии.

Анализируя формы правления государства, важно подчеркнуть, что их подразделения на монархию и республику является исторически первой и самой общей классификацией. Противоположность монархической и республиканской форм проявляется уже на самых ранних ступенях развития государственной жизни. Та и другая выступают как основные разновидности её организации.

 

2.1 Форма правления современных государств

 

Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путём формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления–монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия–форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства–монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1 государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской империи). К ограниченным относятся сословно–представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Конституционная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами конституционной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и другие. Конституционная монархия зачастую именуется парламентарной монархией.

Республика – это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространённой в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города–республики выборным путём создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, также существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентские) республики, в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти–парламент или президент–формирует правительство и направляет его работу и перед кем–парламентом или президентом–правительство несёт ответственность.

В парламентарной республике парламент наделён не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несёт перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишён возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер–министр (он может называться иначе).

Парламентарные республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

Президентская республика – это форма правления где президент непосредственно при определённом парламентском контроле формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер – министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

В президентской республике президент избирается независимо парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев–отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского–запрет) на решения законодательного органа.

Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической, подчёркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательный–в руках парламента.

В России президентская республика характеризуется наличием чрезвычайно сильной власти главы государства–президента. Исходя из этого. Современную Россию зачастую именуют суперпрезидентской республикой.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства–и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учётом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.

 

2.2 Форма государственного устройства

 

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно–территориальные единицы. Автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всём многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства–конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми

Унитарное государство–это простое. Целостное централизованное государство, административно–территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, что создаёт организационно–правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно–территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра. Либо в двойном подчинении–центра и местных представительных органов.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надёжно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

Унитарные государства бывают централизованными – Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными–Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Унитарными государствами в настоящее время являются Англия, Голландия, Дания, Венгрия, Монголия, Китай, Япония и др.

Информация о работе Формы государственного устройства. Взгляды различных ученых на природу и отличия существующих форм государственного устройства