Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:08, реферат
1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
2 Народовластие: понятие и конституционное регулирование.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.
и) оформляются иные решения по вопросам,
отнесенным Конституцией Россий
4. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:
а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;
б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Рос
22) Исполнительная власти в субъектах Российской Федерации: порядок формирования, компетенция.
В соответствии со ст. 77 Конституции система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими «самостоятельно» в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (1999). Субъекты Федерации обязаны учитывать республиканскую форму правления (ст.1 Конституции), единство системы государственной власти (п. 3 ст. 5), осуществление государственной власти органами государственной власти (п. 2 ст. 11), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (п. 3 ст. 11), разделение государственной власти и самостоятельность её органов (ст. 10), а также то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12), а в пределах ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России.
К общим принципам организации исполнительных органов государственной власти могут быть отнесены обязательное вхождение главы территории (главы республики, области, края) в систему исполнительной власти; обязательное наличие органа общей компетенции субъекта Федерации; подотчетность органов исполнительной власти законодательному и представительному органу по вопросам исполнения законов субъектов Федерации; организационно-правовая самостоятельность местных органов исполнительной власти общей компетенции и другие.
Самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении своей системы исполнительной власти проявляется в том, что они:
• осуществляют собственное правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
• устанавливают виды органов исполнительной власти, их наименование и правовое положение в системе государственной власти субъекта Российской Федерации;
• определяют территориальные пределы осуществления государственной исполнительной власти;
• определяют структуру органов исполнительной власти и подчиненность между различными органами;
• распределяют функции и компетенцию исполнительной власти субъекта Российской Федерации между различными видами органов.
Системы исполнительной власти в субъектах Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и по структурно-функциональным взаимосвязям между ними. Большинство конституций и уставов субъектов Федерации не дают полного представления о действующих на их территориях системах исполнительной власти, уделяя внимание лишь отдельным элементам – статусу высшего должностного лица или полномочиям органа общей компетенции. Иногда вопрос о системе пытаются решить, используя категорию структуры исполнительной власти – например, закон Республики Карелия «О структуре исполнительной власти Республики Карелия», или категорию схемы управления краем, областью – глава 23 Устава Томской области называется «схема исполнительной власти Томской области».
23) Судебные органы: порядок образования и компетенция.
Российская судебная власть в целом едина
и неделима, однако условно можно подразделить
правосудие на три ветви:
1) конституционное правосудие;
2) общее правосудие;
3) арбитражное правосудие.
Конституционный Суд РФ разрешает дела
о соответствии Конституции РФ:
1) федеральных законов и нормативных
правовых актов Президента РФ, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства
РФ;
2) конституций республик, уставов, законов
субъектов РФ;
3) договоров между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ, договоров между
субъектами РФ;
4) не вступивших в силу международных
договоров РФ.
Конституционный Суд РФ разрешает споры
о компетенции:
1) между федеральными органами государственной
власти;
2) между органами государственной власти
РФ и органами государственной власти
субъектов РФ;
3) между высшими государственными органами
субъектов РФ. Конституционный Суд РФ
решает исключительно вопросы права. Акты
или отдельные положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу. Не вступившие в силу
международные договоры РФ, признанные
не соответствующими Конституции РФ, не
подлежат введению в действие и применению.
Верховный Суд РФ является высшим судебным
органом по гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Он осуществляет в предусмотренных федеральным
законом процессуальных формах судебный
надзор за их деятельностью и дает разъяснения
по вопросам судебной практики.
К компетенции Верховного Суда РФ отнесено
рассмотрение дел в качестве суда первой
инстанции, в кассационном порядке, в порядке
надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
В области арбитражного правосудия функционируют
Высший Арбитражный Суд РФ и соответствующие
арбитражные суды.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим
судебным органом по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами, он осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах
судебный надзор за их деятельностью и
дает разъяснения по вопросам судебной
практики.
Носителем судебной власти в РФ являются
прежде всего судьи, наделенные в конституционном
порядке полномочиями осуществлять правосудие
и исполнять свои обязанности на профессиональной
основе.
Согласно Конституции РФ общие требования
к кандидату на должность судьи следующие:
1) гражданство РФ;
2) возрастной ценз (не моложе 25 лет);
3) высшее юридическое образование;
4) стаж работы по юридической профессии
не менее 5 лет (под юридической профессией
понимается любая деятельность, связанная
с наличием юридического образования,
– работа в качестве следователя, прокурора,
адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя,
научного сотрудника и т. п.);
5) отсутствие медицинских противопоказаний
(кандидат проходит предварительное медицинское
освидетельствование). Для отдельных категорий
судей федеральным законом могут устанавливаться
дополнительные требования. Такие дополнительные
(повышенные) требования установлены,
в частности, для судей Конституционного
Суда РФ, судей Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ, судей окружных
арбитражных судов, флотских и окружных
военных судов, судов общей юрисдикции
регионального уровня и др.).
Порядок назначения на должности судей
призван обеспечить независимость судебной
власти. Судьи Конституционного Суда РФ,
Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного
Суда РФ назначаются на должность Советом
Федерации по представлению Президента
РФ, судьи других федеральных судов –
Президентом РФ, судьи конституционных
(уставных) судов – законодательными органами
субъектов РФ, мировые судьи назначаются
(избираются) на должность по региональному
законодательству с учетом требований
Федерального закона “О мировых судьях
в Российской Федерации”. Однако в наделении
полномочиями судей (равно как и в функционировании
судебной власти вообще) велика роль органов
судейского сообщества (Всероссийского
съезда судей, Совета судей РФ, конференций
судей субъектов РФ, советов судей субъектов
РФ, общих собраний судей судов, Высшей
квалификационной коллегии судей РФ и
квалификационных коллегий судей субъектов
РФ).
Статус судьи характеризуют следующие
составляющие принципы:
1) независимость;
2) несовместимость;
3) несменяемость;
4) неприкосновенность.
Независимость судьи проявляется в его
подчинении только Конституции РФ и федеральному
закону. В деятельности по осуществлению
правосудия судьи никому не подотчетны.
На обеспечение независимости судьи направлен
и целый ряд правовых, социальных и материальных
гарантий (запрет осуществлять какое-либо
воздействие на судью в судебном процессе,
установление ответственности за вмешательство
кого бы то ни было в деятельность по осуществлению
правосудия, несменяемость и неприкосновенность
судьи, возможность предоставления личной
охраны и охраны жилища, выдачи огнестрельного
оружия, переселения в другую местность,
финансирование судов из федерального
бюджета, материальное и социально-бытовое
обеспечение, соответствующее высокому
статусу судьи, особая государственная
защита не только судьи, но и членов его
семьи, имущества и т. д.).
Принцип несовместимости заключается
в запрете для судьи состоять на государственной
службе, быть депутатом представительного
органа власти, состоять в политической
партии, заниматься предпринимательской
и иной оплачиваемой деятельностью (за
исключением преподавательской, научной
и иной творческой деятельности).
Несменяемость судьи означает невозможность
его перевода (назначения, избрания) на
другую должность (в том числе выше-стоящую)
или в другой суд без его согласия. Несменяемость
не означает пожизненность: предельный
возраст пребывания в должности судьи
федерального суда составляет 65 лет (в
должности судьи Конституционного Суда
РФ – 70 лет). Несменяемость не означает
также невозможности прекращения полномочий
судьи досрочно.
24) Законотворчество субъектов Российской
Федерации.
25) Ответственность органов государственной власти субъектов РФ, становление и развитие института федеральной интервенции.
Тема 4. Избирательный процесс в современной России. Проблемы совершенствования
1.Проблемы и тенденции
развития избирательной систем
и избирательного
Развитие избирательного права на современном этапе
Избирательное право прочно заняло свою нишу в общей системе права Российской Федерации и уже имеет свою политическую и юридическую историю развития и совершенствования.
В рамках весьма ограниченного периода исторического времени произошли структурные изменения всех составных элементов - институтов и процедур, юридических норм и ценностей, учреждений и гарантий, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Сегодня Российская Федерация располагает структурированным по всем составным элементам и институтам материальным и процессуальным правом, определяющим:
- основные принципы и гарантии реализации активного и пассивного избирательного права граждан;
- порядок организации и проведения выборов - их назначения, выдвижения и регистрации кандидатов;
- правила информирования избирателей и ведения предвыборной агитации;
- правила финансирования избирательных кампаний, создания и расходования избирательных фондов;
- порядок голосования, подсчета голосов избирателей и определения результатов выборов;
- порядок разрешения избирательных споров, юридической ответственности участников избирательного процесса;
- порядок защиты и восстановления нарушенного избирательного права.
В этом процессе можно выделить ряд основных этапов становления и развития избирательного права и законодательства Российской Федерации:
- период перестроечного советского избирательного права и законодательства (1989 - 1991 гг.);
- период переходного постсоветского избирательного права и законодательства (1992 - 1994 гг.);
- период регулярного парламентского избирательного права и законодательства (1995 г. - по настоящее время).
Основные этапы формирования системы современного избирательного права и законодательства Российской Федерации привязаны к четырем электоральным циклам по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации: 1995 - 1996 гг.; 1999 - 2000 гг.; 2003 - 2004 гг. и 2007 - 2008 гг.
Реформирование институтов избирательного права было подчинено определенному алгоритму - в каждом из означенных периодов законодатель вначале устанавливал в базовом федеральном законе материальные и процедурные, информационные и финансовые гарантии избирательных прав граждан, а затем раскрывал их технологическое содержание в специальных избирательных законах о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
На всех этапах реформирования избирательной системы Российской Федерации принятие политических и правовых решений о возможных изменениях в действующем законодательстве о выборах и референдумах сопровождалось проведением широких общественно-политических дискуссий и парламентских слушаний по всему комплексу обсуждаемых вопросов.
В феврале 1997 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись первые парламентские слушания на тему "Основные направления совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации".
В октябре 2000 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись вторые парламентские слушания на тему "О совершенствовании законодательства о выборах".
В октябре 2004 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошли третьи парламентские слушания на тему "О практике проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и перспективы развития избирательного законодательства".
Таким образом, в течение практически десяти лет за период с 1994/1995 гг. по 2003/2005 гг. весьма скромный по своим юридическим масштабам и политической роли институт, связанный с правом голоса граждан и их электоральной правосубъектностью, постепенно оформился в весьма сложный межотраслевой комплекс норм и институтов, гарантий и процедур, претендующий стать и быть политической конституцией страны.
Выборы из формальной, точнее административной, процедуры голосования превратились в политический институт. Волеизъявление граждан, выраженное в форме электоральных предпочтений, стало неотъемлемой частью механизма публичного властвования и управления.
На современном этапе развития избирательной системы Российской Федерации, понимаемой в широком смысле как система норм и институтов, учреждений и ценностей, избирательное право по своему содержанию и смыслу представляет юридическую форму и способ взаимодействия гражданского общества и государства.
2.Участие общественных объединений в избирательной кампании.
Большую роль в выдвижении кандидатов, в избирательных кампаниях играют избирательные объединения. Избирательное объединение – зарегистрированное в установленном законом порядке политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными уставными целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов. Для того чтобы избирательное объединение могло принять участие в избирательной кампании, его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования.