Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:08, реферат
1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
2 Народовластие: понятие и конституционное регулирование.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.
Избирательные объединения могут создавать избирательные блоки. Избирательный блок – обладающее правами избирательного объединения добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательные объединения в период выборов могут действовать самостоятельно, а могут вступать в блоки.
Избирательные объединения, избирательные блоки могут выдвигать как отдельных кандидатов по округам, так и списки кандидатов (например, федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы).
Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются тайным голосованием соответственно уровню проводимых выборов на съездах, конференциях, собраниях общественных объединений, их региональных или местных отделений.
В поддержку кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, непосредственно избирателями, должны быть собраны подписи избирателей в порядке и количестве, установленных законодательством, либо внесен избирательный залог. Подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором данный кандидат дает согласие на выдвижение. В сборе подписей не допускается участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций, принуждение в процессе сбора подписей, вознаграждение избирателей за внесение подписи. Запрещен сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы. В случаях грубого или неоднократного нарушения этих запретов собранные подписи могут быть признаны недействительными, отменена регистрация кандидата (списков кандидатов). Право сбора подписей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину России. С ним кандидат, избирательное объединение, блок могут заключить договор о сборе подписей; оплата этой работы осуществляется только через их избирательные фонды. При сборе подписей избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.
Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). Так, при выборах депутатов Государственной Думы право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 21 года. Для выдвижения кандидата на должность Президента РФ также каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей (численностью не менее 100 человек). Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют соответствующую избирательную комиссию о своей инициативе.
Федеральное законодательство устанавливает верхний предел необходимого для регистрации кандидата (списка кандидатов) количества подписей избирателей в поддержку выдвижения – не более 2% числа избирателей округа. Однако в этих пределах может быть установлено и меньшее число подписей, необходимых для регистрации, при выборах конкретных как федеральных, так и региональных органов. В поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы должно быть собрано не менее 1 % подписей избирателей от общего числа избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа, а в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному округу, требуется собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тыс. подписей. Сходные правила действуют и при сборе подписей в поддержку кандидатов на должность Президента РФ. Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на эту должность, обязаны собрать не менее 1 млн.* подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей. Имеется в виду, что каждый из кандидатов должен продемонстрировать поддержку определенного, значительного числа регионов. И при голосовании за федеральные списки кандидатов в депутаты и выборах Президента РФ такие предварительные условия регистрации кандидатов (списка кандидатов) призваны способствовать тому, чтобы в бюллетени для голосования включались наиболее известные, популярные избирательные объединения, кандидаты, имеющие определенную политическую поддержку и авторитет в массах избирателей, в том числе и в регионах. И в целом требование определенного числа подписей избирателей в поддержку кандидатов должно способствовать именно этому.
*В случае проведения
Далее проводится регистрация кандидатов (списков кандидатов) соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей. В избирательную комиссию представляется не менее установленного числа подписей в поддержку этих кандидатов (списков кандидатов), необходимых для их регистрации. Избирательные комиссии могут организовать проверку подписных листов.
Период выдвижения кандидатов значителен по времени и должен составлять не менее 45 дней при выборах федеральных государственных органов (может быть меньше при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления).
Если же в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо их число окажется меньше установленного числа мандатов или равно ему, то выборы в этом округе откладываются. Таким образом, выборы всегда должны быть альтернативными. Так обычно и бывает на практике.
Закон устанавливает равные права и обязанности кандидатов и закрепляет гарантии их деятельности.
После регистрации кандидаты,
находящиеся на
После регистрации кандидаты по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах, в течение срока которых им выплачивается компенсация. В этот период кандидаты не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) или без их (кандидатов) согласия переведены на другую работу. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов, например, кандидат на должность Президента РФ, кандидат в депутаты Государственной Думы – без согласия Генерального прокурора РФ) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
3.Референдум Российской Федерации.
В соответствии со ст. 84 Конституции РФ отношения по проведению референдума Российской Федерации должны быть урегулированы федеральным конституционным законом. Таким законом является Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Решение, принятое на нем, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. На референдум выносятся важные вопросы общегосударственного значения, затрагивающие интересы народа. На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. Определенные вопросы не могут выноситься на всероссийский референдум*. Референдум проводится на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании; участие в референдуме свободное, голосование личное. Каждый участник референдума обладает одним голосом. В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума 18 лет. В то же время не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Вопросы, что выносятся на референдум : изменения статуса субъектов РФ; досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, проведения их досрочных выборов, досрочного формирования Совета Федерации, отсрочки выборов, формирования этих органов; принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования. Кроме того, выносимые на референдум вопросы не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее двух миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них; 2) Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Только эти субъекты могут выдвинуть юридически значимое требование референдума.
Определяет результаты референдума РФ Центральная избирательная комиссия. Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.
Всероссийские референдумы уже проводились: 17 марта 1991 г. – по вопросу о введении поста Президента в России; 25 апреля 1993 г. – по ряду вопросов: о доверии Президенту РФ, одобрении социально-экономической политики, осуществляемой с 1992 г. Президентом и Правительством РФ, о досрочных выборах депутатов, Президента РФ; 12 декабря 1993 г. – о принятии новой Конституции РФ.
Референдумы могут также проводиться
в субъектах Федерации, в административно-
Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей народу, играют органы государственной власти. Они выполняют колоссальный объем управленческой работы. Государственную власть в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации. В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими самими органы государственной власти (президенты, губернаторы, законодательные органы, правительства, администрации и т.д.).
4.Совершенствование
26 июня в Общественной
палате РФ состоялась пресс-
1 ноября 2012 года в России был
принят закон о едином дне голосования,
согласно которому выборы в России должны
проводиться во второе воскресенье сентября.
Напомним, что до этого выборы разных уровней
в нашей стране проходили два раза в год:
во второе воскресенье марта и октября.
Единый день голосования в 2014
году состоится 14 сентября. Но внимание
к избирательному процессу, к организации
выборов наблюдается уже сейчас. Как повысить
явку избирателей? Как сделать выборы
более прозрачными и честными? Как организовать
общественный контроль? Словом, как отрегулировать
систему избирательного процесса? Именно
эти вопросы обсуждались на конференции,
которая прошла в Общественной палате
РФ.
В ходе выборной компании этого
года в субъектах страны пройдут выборы
различного уровня, которые включают в
себя выборы глав 30 субъектов федерации
(из которых 11 пройдут по плану, 19 – досрочно)
и выборы депутатов законодательных органов
власти в 14 регионах страны.
Открыл мероприятие член ОП
РФ, директор некоммерческого Фонда исследования
проблем демократии Максим Григорьев,
который рассказал о деятельности Рабочей
группы ОП РФ по общественному контролю
над избирательным процессом:
«Наша совместная с Георгием
Федоровым Рабочая группа Общественной
палаты по общественному контролю над
избирательным процессом она остается
и продолжит работу в новом составе работы
палаты. И мы, как и раньше, призываем всех,
кто участвует в нашей деятельности гражданского
контроля, продолжить совместную нашу
работу», - обратился к участникам дискуссии
член ОП РФ.
Максим Григорьев особо акцентировал
на президентском законе о прозрачности
финансирования политических партий.
«Хочется сказать, что к этим
выборам одобрен президентский закон
о прозрачности финансирования политических
партий. Это был достаточно серьезный
большой вопрос. Мы проводили общественные
слушания, экспертизу этого законопроекта.
На наш взгляд, этот законопроект является
правильным и рациональным компромиссом,
с одной стороны, для улучшения прозрачности
партии, а с другой – для того чтобы не
осложнить деятельность молодых и некрупных
партий. В том законе, который принят, установлена
специальная финансовая планка. Те партии,
которые тратят меньше, им не нужно отчитываться.
Это важно для того, чтобы общество знало,
как идет финансирование политических
партий и выборов», - поделился своими
соображениями эксперт.
Одним из модераторов мероприятия
стал исполнительный директор Российского
общественного института избирательного
права, член Совета ассоциации «Гражданский
Контроль» Александр Игнатов, который
подчеркнул масштабность предстоящих
выборов и выделил изменения законодательства
по избирательному процессу, принятые
не так давно.
«Перед избирательным процессом
прошло корректирование избирательного
законодательства. Я напомню, что введены
требования к партиям и кандидатам, которые
претендуют на регистрацию, восстановлено
досрочное голосование, внесены также
изменения в законодательство органов
местного самоуправления.
В порядке подготовки к выборам,
избирательная комиссия приняла целый
ряд методических рекомендаций. Они позволят
кандидатам существенно сократить количество
технических ошибок, которые они допускали
на прошлых выборах.
Обращу внимание, что также в
пакете изменения в законодательстве,
направленные меры по сокращению числа
формальных отказов кандидатам в регистрации
по формальным основаниям. Избирательные
комиссии должны теперь информировать
кандидатов до начала избирательного
процесса обо всех нарушениях, которые
они заметили, а у кандидатов появилась
возможность устранить недочеты и быть
допущенными к участию выборов», - рассказал
эксперт.
Исполнительный директор Российского
фонда свободных выборов (РФСВ), председатель
Координационного совета некоммерческих
организаций по защите избирательных
прав граждан, член Общественного научно-методического
консультативного совета при Центральной
избирательной комиссии РФ, член Центрального
общественного совета Ассоциации "Ваш
выбор" Игорь Богданов рассказал о работе
общественной горячей линии по выборам
14 сентября.
«Своевременно мы собрались
здесь, потому что нам общественникам
пора сказать себе, что надо подключаться
к выборам, к этому процессу. Как вы знаете,
во время выборов будет работать единая
сеть общественной горячей линии. Для
предоставления информации мы будем пытаться
подключить региональные пункты горячей
линии в 52 регионах нашей страны.
В Самаре, к примеру, горячая
линия начала свою работу с 11 июня. Сейчас
мы ведем активную переписку с регионами.
Мы стараемся показывать всю ту информацию,
которую получаем. Мы активно отслеживаем
ситуацию с городом Москва и областью.
В этот период выборов 14 сентября мы уделяем
особое внимание нашему участию в общественном
контроле за выборами, которые будут проходить
Крыму и городе Севастополь», - рассказал
эксперт.
Особое внимание в ходе мероприятия
уделялось инициативе, принятой буквально
перед конференцией, 25 июня, согласно которой
часть депутатов шестого созыва московской
городской думы будут работать без отрыва
от основной деятельности и на общественных
началах, без заработной платы. Такие поправки
в закон «О статусе депутата Московской
городской думы» были приняты столичным
парламентом. Игорь Богданов заявил, что
не поддерживает эту идею, потому что депутат
должен быть профессионалом и работать
исключительно в этом направлении. А вот
член ОП РФ, президент Центра социальных
и политических исследований «Аспект»,
исполнительный директор Ассоциации по
защите избирательных прав «Гражданский
контроль», а также еще один модератор
мероприятия Георгий Федоров, напротив,
считает, что работа на общественных началах
стимулирует больше, а также дает большую
свободу суждений. В пример он привел работу
членов Общественный палаты.
«Я считаю, что это очень правильная
инициатива. Депутаты, которые не будут
получать зарплату, будут более независимыми
и свободными в своих суждениях и действиях.
Например, в Общественной палате тоже
не получают зарплату. Чем меньше человек
будет получать зарплату, тем лучше!»,
- заявил член ОП РФ.
Доктор исторических наук, доцент;
член правления Межрегиональной общественной
организации "Общественный комитет
"За честные выборы!"; член руководства
МГО ЛДПР Александр Кобринский высказал
критический взгляд на избирательный
процесс в нашей стране.
«Я, к сожалению, наблюдаю за
всем, что происходит сегодня и прихожу
к выводу, что мы вошли в полосу апатии
– недоверия не только к политическим
партиям, но и к институтам гражданского
общества со стороны избирателей. Это
не просто тревожный сигнал, это уже колокол
бьет!
Институт выборов – это едва
ли не последний институт, который может
еще влиять на гражданское сознание.
Как мы проведем выборы – это
очень важная задача, но проблема в том,
что никому не верят сегодня. На мой взгляд,
избирательные комиссии научились организовывать
выборы на достаточно высоком уровне.
Это надо признать. Я имел опыт. Не сравнить
организацию прозрачности наших выборов
даже в сравнении с европейскими. Но надо
говорить о желании людей приходить на
выборы. А люди на них не приходят. В этом
заключается большая проблема», - заявил
Александр Кобринский.
Он также поднял вопрос о прошедшем
8 июня предварительном голосовании перед
выборами в Мосгордуму, которое было организовано
гражданской инициативой «Моя Москва».
По словам Кобринского, этот праймериз
показал «странные итоги», по которым
во многих округах победили главврачи
районных больниц, которые никогда общественной
деятельностью не занимались, а, к тому
же, их никто не знает.
Многие эксперты отмечали, что
в плане проведения выборов у России проблем
нет, вся система очень прозрачная, есть
работа общественных наблюдателей, но
проблемы остаются и связаны они с другими
вещами.
Поэтому отдельным блоком в
рамках конференции можно выделить высказывания
на тему явки избирателей, популяризации
избирательного процесса. Если на выборы
федерального уровня статистика по явке
избирателей обычно высокая, то на выборы
местных органов власти число избирателей
катастрофически низкое.
Помощник депутата Государственной
Думы Федерального Собрания РФ, кандидат
наук, профессор Кристина Симонян рассказала
о популяризации выборов в России и причинах
низкой избирательной активности граждан.
«Мы очень много говорим об общественном
контроле, но мало говорим о том, как популяризировать
выборы. Гражданам нашей страны надо помнить,
что помимо прав, есть и обязанности. Наша
с вами обязанность – прийти на выборы.
Мы могли бы сделать в разы больше, но необходимо
объяснять людям, что это важно и нужно.
У нас с этим очень сильный провал. Да,
у нас принимаются усилия по организации
проведения выборов, многое делается и
гражданским контролем, и наблюдателями.
Но проблема в том, что люди не верят властям,
они уверены, что ничего не изменится от
их выбора. Это неправильная позиция, ее
нужно менять», - считает Кристина Симонян.
Во время обсуждений участники
мероприятия делали прогнозы относительно
явки на предстоящий выборах. Так, некоторые
эксперты уверяли, что она не превысит
и 10-15%, другие же, напротив, утверждали,
что она будет точно выше. Георгий Федоров
отметил, что интрига на выборах в этом
году есть, а потому есть и конкурентность.
Член СПЧ при Президенте РФ,
директор Московского бюро по правам человека
Александр Брод согласился с тем, что интрига
на выборах 14 сентября 2014 года сохранится,
об этом, по его мнению, говорят и результаты
праймериза.
«Мы видим, что законодательство
изменяется, количество политических
партий растет, увеличивается общественный
контроль. Это тенденция, на мой взгляд,
отображает большую значимость выборов,
влияние общественности, большую прозрачность
избирательного процесса.
На мой взгляд, каких-то особых
сюрпризов и проблем в ходе выборов не
будет. Наиболее напряженные выборы будут
в Москве в Мосгордуму, выборы главы Санкт-Петербурга.
Как показали предварительные праймериз
в Мосгордуму, побеждали вовсе и не представители
партии власти. В некоторых округах Москвы
представители «Единой России» даже проигрывали
каким-то известным артистам, медийным
персонам, спортсменам. Поэтому интрига,
безусловно, будет!», - рассказал Александр
Брод.
Один из экспертов предложил
создать «избирательный налог». Если человек
пришел на выборы и проголосовал, то он
будет освобожден от уплаты этого налога.
Александр Кобринский также
предложил прописать в законе некоторые
правила: за отказ депутата от участия
в предвыборных дебатах, кандидат снимается
с выборов, а также обязать СМИ показывать
дебаты в прайм-тайм и при игнорировании
этого пункта – штрафовать.
Подводя итоги мероприятия,
Георгий Федоров поблагодарил всех за
то, что поучаствовали в конференции и
высказали свои предложения. Дискуссия,
по его мнению, получилась интересной
и увлекательной, а также полезной.
Тема 5. Актуальные проблемы юридической ответственности в избирательном праве
1.Общая характеристика
Избирательными отношениями признают особую форму общественных отношений, возникающих, прекращающихся и изменяющихся в процессе организации и проведения выборов, как в органы государственной власти, так и в органы местного самоуправления. Особой важностью избирательных отношений является реализация прав и свобод граждан РФ в части свободы выбора, что устанавливает статья 32 Конституции РФ.
Избирательные отношения строго регулируются избирательным законодательством, основу которого составляет ряд нормативно-правовых актов. Ответственность за нарушение избирательного законодательства значительно отличается от ряда ответственностей в других сферах деятельности. Например, или включает несколько другие виды юридической ответственности. Итак, ответственность за нарушения законодательства о выборах включает в себя три основных вида юридической ответственности – конституционно-правовая, административная и уголовная ответственность.
Равно как и в других областях, юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает: за совершение правонарушения, которое подразделяется на проступок и преступление; устанавливается государством и непосредственно связана с применением санкций и норм; так или иначе связана с причинением нарушителю, в последствии, негативных последствий; осуществляется в определенной процессуальной форме.
Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства для кандидатов и избирательных объединений закреплена в п.1 ст. 64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Основной мерой ответственности для кандидата, за нарушение избирательного законодательства является отмена решения о его регистрации, при этом, в качестве субъекта привлечения признается избирательная комиссия, которая непосредственно регистрировала его. К числу оснований для отмены регистрации кандидата относят: нарушения правил регистрации и выдвижения кандидата; нарушение правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании; использование кандидатами или доверенными лицами служебного положения в целях избрания; установление факта подкупа избирателей кандидатами.
Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает для физических лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста, совершивших противоправный проступок в ходе проведения предвыборных компаний или непосредственно выборов органов государственной власти или органов местного самоуправления. Санкцией для административных правонарушений в сфере избирательной деятельности является штраф, который выражается в разовом взыскании денежной суммы в доход государства. При этом, размер штрафа, в соответствии со статьями Кодекса об Административных правонарушениях РФ, может варьироваться «от и до», и окончательно устанавливается судьей, который рассматривает дело, с учетом личности правонарушителя и обстоятельств дела.