Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:08, реферат

Описание работы

1 Представительная (непрямая) и непосредственная (прямая) демократия.
2 Народовластие: понятие и конституционное регулирование.
3 Виды, статус, порядок создания, ликвидации и деятельности общественных объединений.

Файлы: 1 файл

конституц семинары.docx

— 308.70 Кб (Скачать файл)

Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает за совершение общественно-опасного деяния, причинившего существенный вред общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательного права. Статьями в уголовном законодательстве, посвященных посягательствам на избирательное права граждан, являются ст.ст. 141 и 142 УК РФ, воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссии и фальсификация избирательных документов, или неправильный подсчет голосов соответственно.

 

2.Понятие и виды юридической ответственности в избирательном праве.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах

применение установленных законом санкций к виновным лицам и организациям за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

Для правонарушителя юридическая ответственность выражается в установленной законом обязанности ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.

За нарушения законодательства о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности.

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах: 1) ответственность по избирательному праву; 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга: основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. Так, в зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций ответственность по избирательному праву подразделяется на: 1) публично-правовую

 

3.Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Конституционно-правовая ответственность рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками последней, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером. Такая ответственность предусмотрена за нарушение конституционно-правовых норм, в частности норм избирательного права, и налагается посредством применения к правонарушителю специфических санкций.

В сфере избирательного процесса конституционно-правовая ответственность выступает как избирательно-правовая, заключающаяся в применении специальных санкций публичного характера, ограничивающих допустивших правонарушения участников избирательного процесса в правах в рамках конкретной избирательной кампании.

К мерам такой ответственности относится, например, отмена регистрации кандидата (в том числе кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов), списка кандидатов.Согласно ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. регистрация кандидатаможет быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

1)  вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подп. «а», «б», «е», «з»—«л», «н» или «о» п. 24 ст. 38 названного Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

2)  использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5%;

3)  неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

4) установления  факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным  представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

5)  несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных п. 1 или Iст. 56 названного Федерального закона;

6)  неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных п. 5 ст. 56 названного Федерального закона;

7) установления  в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подл, «г» п. З ст. 4 названного Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в СМИ или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно -телекоммуникационных сетях общего пользования, включая Интернет) призывал к совершению экстремистских деяний, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

8) установления  факта сокрытия кандидатом сведений  о своей судимости.

Регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях:

1)  вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным подп. «а», «е», «ж», «и», «к», «м» или «н» п. 25 ст. 38 названного Федерального закона;

2) использования  избирательным объединением в  целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5%;

3)  неоднократного использования руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;

4) установления  факта подкупа избирателей избирательным  объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а  также действующими по их поручению  иным лицом или организацией;

5)  несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных п. 1 или I1ст. 56 названного Федерального закона, а также несоблюдения кандидатом, включенным в зарегистрированный список кандидатов, ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 названного Федерального закона, если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с п. 11 ст. 76 названного Федерального закона;

6)  неоднократного несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных п. 5 ст. 56 названного Федерального закона;

7) установления  в отношении избирательного объединения  факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подп. «г» п. З ст. 4 названного Федерального закона (но до выдвижения списка кандидатов), это избирательное объединение на публичных мероприятиях, в СМИ или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая Интернет) призывало к совершению экстремистских деяний, либо иным способом побуждало к таким деяниям, обосновывало или оправдывало экстремизм, либо осуществляло деятельность, направленную на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировало и публично демонстрировало нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения, а также установления такого факта в отношении кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, в течение указанного периода (но до приобретения гражданином статуса кандидата), если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с п. 11 ст. 76 названного Федерального закона.

Регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подп. «в», «д» или «з» п. 7 ст. 76 названного Федерального закона, либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным подп. «а»—-«г» или «е» п. 26 ст. 38 названного Федерального закона.

Другой пример конституционно-правовой ответственности за нарушения участниками избирательного процесса требований избирательного законодательства дает ст. 16 Закона РФ «О средствах массовой информации». Согласно данной статье, если в период избирательной кампании после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск СМИ, к административной ответственности за нарушение избирательного законодательства Российской Федерации этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию СМИ, с представлением о приостановлении выпуска СМИ,использованного в целях совершения таких нарушений. Указанный орган с привлечением заинтересованных лиц в кратчайшие сроки осуществляет проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска соответствующего СМИ. Приостановление выпуска СМИ по предусмотренным этой статьей основаниям осуществляется судом на срок до момента окончания голосования на соответствующих выборах.

Названные и иные меры конституционно-правовой ответственности за нарушения требований избирательного законодательства представляют собой важные гарантии обеспечения защиты публично-правового порядка при проведении избирательных кампаний.

 

4.Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает широкий спектр нарушений требований законодательства о выборах, относящихся к разным структурным элементам избирательного процесса, к разным сферам предвыборной деятельности.

Административная ответственность за нарушения установленных законами о выборахправил информирования избирателей и проведения предвыборной агитациипредусмотрена ст. 5.5 «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов», 5.8 «Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях», 5.9 «Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности», 5.10 «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах», 5.11 «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом», 5.12 «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах», 5.13 «Не предоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации», 5.14 «Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму», 5.15 «Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума», 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах», 5.48 «Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов», 5.49 «Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом», 5.51 «Нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов», 5.52 «Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий». В этот же ряд можно поставить ст. 5.38 «Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» ввиду тесной связи указанного законодательства с проведением агитационных публичных мероприятий.

Административные нарушения в сфере финансового обеспечения выборов предусмотрены ст. 5.17 «Непредставление или не опубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума», 5.18 «Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума», 5.19 «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума», 5.20 «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам», 5.21 «Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума», 5.50 «Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума».

К административным нарушениям в сфере работы с избирательной документацией и сведениями относятся нарушения, предусмотренные ст. 5.1 «Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума», 5.4 «Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума», 5.22 «Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме», 5.23 «Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме», 5.24 «Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов», 5.25 «Не предоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов», 5.46 «Подделка подписей избирателей, участников референдума», 5.47 «Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом», 5.56 «Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума».

Ответственность за нарушения в сфере осуществления законной деятельности избирательных комиссий, членов избирательных комиссий, наблюдателей и иных участников избирательного процессаустановлена ст. 5.3 «Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума», 5.6 «Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации».

Информация о работе Институты гражданского общества и проблемы их формирования в современном государстве