Лекции по "Публичное администрирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.

Содержание работы

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти

Файлы: 1 файл

ПУ.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

Конституция Украины  даёт исчерпывающий перечень президентских  полномочий, порядок осуществления  которых может уточняться принятием  отдельных законов. На основании Конституции и законодательства Президент Украины осуществляет следующие полномочия:

В области  национальной безопасности и обороны:

  • Президент по должности является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил Украины и осуществляет руководство в сфере национальной безопасности и обороны государства;
  • назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооружённых Сил Украины, иных воинских формирований; присваивает высшие воинские звания (требуется контрассигнация);
  • возглавляет и формирует персональный состав Совета национальной безопасности и обороны Украины (специальный координационный орган при Президенте Украины, в задачи которого входят координация и контроль деятельности органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны). Решения Совета национальной безопасности и обороны вводятся в действие указами Президента (требуется контрассигнация);
  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Службы Безопасности Украины;
  • вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и в случае вооружённой агрессии против Украины принимает решение об использовании Вооружённых Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований;
  • принимает в соответствии с законом решение о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения на Украине либо в отдельных её местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины;
  • принимает в случае необходимости решение о введении на Украине либо в отдельных её местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации – с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины (требуется контрассигнация);

В области  внешнеполитической деятельности:

  • представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведёт переговоры и заключает международные договоры Украины (требуется контрассигнация);
  • назначает и отзывает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях и присваивает дипломатические ранги (требуется контрассигнация); принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;
  • принимает решения о признании иностранных государств (требуется контрассигнация);

По  отношению к Кабинету Министров  Украины, другим центральным органам  исполнительной власти и местным государственным администрациям:

  • назначает с согласия Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины, имеет право приостановить полномочия Премьер-министра или принять решение о его отставке, что автоматичекси влечёт за собой отставку всего Кабинета Министров;
  • по представлению Премьер-министра назначает членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций; имеет право отправить всех вышеупомянутых должностных лиц в отставку (требуется контрассигнация);
  • по представлению Премьер-министра Украины создаёт, реорганизует и ликвидирует министерства и иные органы исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных государственным бюджетом (требуется контрассигнация);
  • может отменять любые акты Кабинета Министров Украины;
  • принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации или даёт соответствующий обоснованный ответ в случае выражения недоверия областным или районным советом (если решение о недоверии принято в соответствующем совете большинством в две трети голосов, то Президент обязан принять решение об отставке председателя соответствующей государственной администрации);
  • имеет право отменять решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, иным актам законодательства Украины;

Организация работы Верховной Рады Украины:

  • назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины в сроки, установленные Конституцией;
  • досрочно прекращает полномочия Верховной Рады Украины если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться (требуется контрассигнация);
  • имеет право требовать созыва внеочередной сессии Верховной Рады;

Процесс принятия законов:

  • Президент Украины подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины;
  • имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов (кроме законов о внесении изменений в Конституцию Украины) с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады Украины (вето Президента может быть преодолено только путём повторного принятия закона большинством голосов не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады; в случае преодоления вето Президент Украины обязан подписать и официально обнародовать закон в течение 10 дней);
  • имеет право законодательной инициативы (в том числе, по внесению изменений в Конституцию Украины);
  • имеет право определять законопроекты как неотложные (такие законопроекты должны рассматриваться Верховной Радой Украины вне очереди);

Назначение  и увольнение высших должностных  лиц государства:

  • вносит в Верховную Раду Украины представления о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Национального банка Украины, членов Центральной избирательной комиссии Украины;
  • назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Совета Национального банка Украины;
  • с согласия Верховной Рады Украины назначает на должность Генерального прокурора Украины, имеет право отправить Генерального прокурора Украины в отставку;
  • назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания;
  • назначает на должности и освобождает от должностей с согласия Верховной Рады Украины руководителей Антимонопольного комитета Украины, Фонда государственного имущества Украины, Государственного комитета по телевидению и радиовещанию (требуется контрассигнация);

По  отношению к судебной системе:

  • назначает на должности и освобождает от должностей треть состава Конституционного Суда Украины (требуется контрассигнация);
  • создаёт суды в определённом законом порядке (требуется контрассигнация);
  • имеет право обратиться в Конституционный Суд Украины для решения вопросов о конституционности законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины, актов Кабинета Министров Украины, действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность, а также для официального толкования Конституции и законов Украины;

По  отношению к органам власти Автономной Республики Крым:

  • согласовывает назначение на должность и освобождение от должности Председателя Совета министров Автономной Республики Крым;
  • имеет право отменять акты Совета министров Автономной Республики Крым;
  • по мотивам несоответствия нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым Конституции Украины и законам Украины Президент Украины может приостановить действие этих нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины;
  • имеет Представительство Президента Украины В Автономной Республике Крым, статус которого определяется законом Украины;

Другие  полномочия:

  • обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;
  • назначает всеукраинский референдум в отношении изменений Конституции Украины в соответствии со статьёй 156 Конституции, провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе;
  • принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении убежища на Украине;
  • осуществляет помилование;
  • присваивает высшие специальные звания и классные чины;
  • награждает государственными наградами; устанавливает президентские знаки отличия и награждает ими;

 

6.3. ДОСРОЧНОЕ  ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ  ОТ ДОЛЖНОСТИ И ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Порядок прекращения полномочий

Президент Украины  исполняет свои полномочия до момента вступления в должность новоизбранного Президента Украины. Досрочное прекращение полномочий президента возможно в случаях:

  • добровольной отставки (полномочия прекращаются с момента личного оглашения президентом заявления о своей отставке на заседании Верховной Рады);
  • невозможности исполнять полномочия по состоянию здоровья;
  • отстранения от должности в порядке импичмента;
  • смерти;

Процедура импичмента  в Украине

Согласно Конституции  Украины  1996 года

Статья 111. Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или иного преступления. {Официальное толкование части первой статьи 111 см. в Решении Конституционного Суда № 19-рп/2003 от 10.12.2003}

  • Вопрос о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.
  • Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.
  • Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.
  • При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.
  • Решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертями от ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления.

 

ТЕМА 7.

ОРГАНЫ  ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ  УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

 

7.1. РОЛЬ  ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ  ГОСУДАРСТВОМ

Законодательная власть — это право и возможность  принимать от имени народа или непосредственно народом — корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы), т.е. нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу.

Законодательная власть рассматривается как выражение воли народа, его интересов, народного суверенитета. Поэтому законы имеют высшую юридическую силу и приоритет по сравнению с государственными актами исполнительной, судебной и иных ветвей власти. Акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону, поскольку эти органы основывают свою деятельность на нормах закона, применяют его.

Органы законодательной  власти осуществляют управление государством, прежде всего, путем принятия законов  и иных правовых актов, а также  посредством формирования других органов государства и осуществления контроля за их деятельностью. Они действуют на разных уровнях. Высшим законодательным органом страны является парламент. В Украине он представлен однопалатным органом - Верховной Радой Украины.

Главные функции Верховной Рады:

  1. Законодательная: состоит в принятии законов, своевременной их корректировке, отмене и прекращения их действия. Функция также включает законно-проектные работы, их рассмотрение и обсуждение, проведение научных исследований из проблем эффективности и развития законодательства;
  2. Учредительная функция (организационная) – формирование органов исполнительной и судебной власти, создание парламентских структур; участие в формировании других органов государственной власти и государственных организаций; решение вопросов, которые касаются территориального устройства, вооруженных сил и других составных механизма государства; формирования органов местного самоуправления.
  3. Функция парламентского контроля: включает контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, и их защита; бюджетно-финансовый контроль; принятие Верховной Радой решения о направлении запроса к Президенту Украины; парламентский контроль за деятельностью органов прокуратуры; осуществление парламентского контроля по отдельным вопросам;

Одними из важнейших  направлений деятельности Верховной  Рады по осуществлению парламентского контроля есть бюджетно-финансовый контроль и контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Лекции по "Публичное администрирование"