Лекции по "Публичное администрирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.

Содержание работы

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти

Файлы: 1 файл

ПУ.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

Одной из основных традиционных форм парламентского контроля являются запросы парламентские  и депутатские.

Также Верховная  Рада осуществляет и другие важные функции: среди внутренних - политические, экономические, социальную, культурную и экологическую функции, а среди внешних - оборонительные, внешнеполитическую, внешнеэкономическую и прочие внешние функции.

Роль законодательной власти объясняется установлением ею законов, нормативных актов, а также исполнением ею различных функций политического, экономического, социального, культурного, экологического характера.

 

7.2. СТРУКТУРА,  ПОЛНОМОЧИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УКРАИНСКОГО ПАРЛАМЕНТА

Парламент - высший представительный и законодательный орган в государстве, который наделен властью в принятии законов, а также формировать и контролировать исполнительную власть.

В Украине Верховная Рада является однопалатным парламентом Украины. Верховная Рада Украины (ВРУ) состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на четыре года. Из них 225 избираются в одномандатных избирательных округах, а 225 — по спискам политических партий и избирательных блоков в общегосударственном избирательном округе.

Структура Верховной Рады как высшего законодательного органа страны.

Структура Верховной Рады

Председатель  Верховной Рады

- Осуществляет  руководство Верховной Радой,  избирается народными депутатами  тайным голосованием;

Первый заместитель  Председателя Верховной Рады

- помогают председателю  ВР, избираются народными депутатами тайным голосованием по предложению Председателя;

Заместители Верховной  Рады Украины

Руководитель  аппарата Верховной Рады

- является и  руководителем секретариата ВРУ,  имеет статус юридического лица, назначается и увольняется по  решению Верховной Рады, формирует и организуют работу аппарата парламента в целом;

Аппарат Верховной  Рады

- обеспечивает  организационное, техническое и  иное обслуживание деятельности  Верховной Рады Украины, ее  органов; Включает в себя 2 структурные  категории: 1)  вспомогательные службы коллегиальных органов; и 2)   личные помощники (референты) и секретари парламентариев;

Комитеты Верховной  Рады

- Комитеты:

  • по вопросам правовой политики;
  • по вопросам правосудия;
  • по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления;
  • по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности;
  • по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией;
  • по вопросам национальной безопасности и обороны;
  • по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений;
  • по иностранным делам;
  • по вопросам европейской интеграции;
  • по вопросам Регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Украины;
  • по бюджету;
  • по вопросам финансов и банковской деятельности;
  • по вопросам экономической политики;
  • по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства;
  • по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности;
  • по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства;
  • по вопросам транспорта и связи;
  • по вопросам аграрной политики и земельных отношений;
  • по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;
  • по вопросам науки и образования;
  • по вопросам здравоохранения;
  • по вопросам культуры и духовности;
  • по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма;
  • по вопросам свободы слова и информации;
  • по вопросам государственного строительства и;
  • по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов.

 Управление  делами Верховной Рады Украины.

Председатель комитета ВРУ

- 1) вносит предложения  на заседание комитета по распределению  обязанностей между первым заместителем, заместителем (заместителями) председателя  комитета;

2) обеспечивает  составление плана работы комитета;

3) обеспечивает  выполнение плана-графика работ над законопроектами и проектами других актов Верховной Рады Украины, по которым комитет определен головным;

4) председательствует  на заседаниях комитета;

5) организует  уведомление членов комитета  о проведении заседания комитета  и его повестке дня;

6) приглашает  в случае необходимости специалистов  для участия в работе комитета  и рабочих групп; 

7) подписывает  акты, принятые комитетом, и протоколы  заседаний комитета;  и выполняет  прочие полномочия;


Полномочия  и порядок деятельности Верховной Рады Украины

Полномочия  народных депутатов Украины определяются Конституцией и законами Украины. Срок полномочий Верховной Рады Украины  составляет пять лет.

К полномочиям и задачам ВРУ  относятся:

  • внесения изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII настоящей Конституции;
  • назначение всеукраинского референдума по вопросам, определенным статьей 73 настоящей Конституции;
  • принятие законов;
  • утверждение Государственного бюджета Украины, контроль за его выполнением, принятие решения по отчету о его исполнении;
  • определение основ внутренней и внешней политики;
  • утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
  • назначение выборов Президента Украины в сроки, предусмотренные Конституцией;
  • заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;
  • объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, одобрение решения Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;
  • смещение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента), установленном статьей 111 настоящей Конституции;
  • рассмотрение и принятие решения относительно одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины;
  • подача согласия на назначение Президентом Украины Премьер-министра Украины;
  • осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров соответственно Конституции;
  • утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием;
  • назначение / избрание на должности, освобождение от должностей, подача согласия на назначение и освобождение от должностей лиц в случаях, предусмотренных Конституцией;
  • назначение и освобождение от должностей Председателя и других членов Счетной палаты;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, заслушивание его ежегодных докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Национального банка Украины по представлению Президента Украины;
  • назначение и освобождение от должности половины состава Совета Национального банка Украины;
  • назначение половины состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания;
  • назначение на должность и прекращение полномочий членов Центральной избирательной комиссии по представлению Президента Украины;
  • утверждение общей структуры, численности, определение функций Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других образованных соответственно законам Украины военных формирований, а также Министерства внутренних дел Украины.

В своей деятельности Верховная Рада Украины руководствуется Конституцией Украины, Законами Украины, Регламентом Верховной Рады Украины (который принимается соответствующим законом), Законом о выборах народных депутатов, а также международными Актами.

Верховная Рада Украины работает сессионно. Верховная Рада Украины является полномочной при условии избрания не менее 2/3 от ее конституционного состава. ВРУ собирается на первую сессию не позднее чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов.

Очередные выборы в ВРУ проводятся в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий Верховной Рады Украины. Внеочередные выборы в ВРУ назначаются Президентом Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины. Порядок проведения выборов народных депутатов Украины устанавливается законом.

 

7.3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС

Законодательный процесс и его стадии

Основу законодательной  деятельности составляет законодательный  процесс. Законодательный процесс - это деятельность государственных органов и их должностных лиц, связанная с представлением в законодательный орган проекта закона, рассмотрением, принятием (изменением, прекращением действия) и введением в действие законов, а также с формированием единой системы законодательства Украины, которая осуществляется по процедуре, определенной Конституцией Украины и законами Украины.

Стадии  законодательного процесса:

а) законодательная  инициатива;

б) подготовка проекта  закона к рассмотрению его Верховной Радой Украины;

в) рассмотрение проекта закона Верховной Радой  Украины;

г) принятие и  введение в действие закона;

д) подписания принятого  Верховной Радой Украины закона Президентом Украины;

е) вступления в  силу закона.

Особой формой осуществления законодательной деятельности является принятие закона по народной инициативе всеукраинским референдумом.

Субъектами  законодательного процесса в Украине  есть определенные Конституцией Украины  субъекты права законодательной  инициативы и Верховная Рада Украины.

Законодательная инициатива

Первая стадия законодательного процесса - законодательная  инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Верховной рады законопроект. Право на осуществление такого рода действий именуется правом законодательной  инициативы. Согласно Конституции Украины право законодательной инициативы принадлежит Президенту Украины, ВР, депутатам Верховной Рады, Правительству Украины, законодательным (представительным) органам субъектов Украины. Это право принадлежит также Конституционному суду Украины, Верховному Суду Украины и Высшему Арбитражному Суду Украины по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция Украины различает  две группы субъектов права законодательной  инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенцийних рамками. Во вторую же группу этих субъектов входят те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы только по вопросам их ведения.

К этому стоит  добавить, что согласно Регламенту Верховной рады право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Верховной рады.

Законодательная инициатива - это обращение субъекта права законодательной инициативы, определенного Конституцией Украины, в Верховную Раду Украины относительно принятия нового закона, прекращение действия или изменения действующего закона, которое осуществляется путем представления проекта закона на рассмотрение Верховной Рады Украины. Законодательная инициатива подлежит обязательной регистрации в Верховной Раде Украины и принятию его к рассмотрению.

Подготовка  проекта закона к рассмотрению его  Верховной Радой Украина

Разработка  проектов законов осуществляется с  правом, определенным законом, по поручению  Верховной Рады, на заказ на договорной основе, а также в инициативном порядке. Порядок разработки проектов законов определяется Положением о порядке разработки проектов законов. Разработка законопроекта о государственном бюджете является обязанностью Правительства Украины, предусмотренным законом, и осуществляется им по праву.

Верховная Рада может поручить разработку проекта  закона (его структурной части) постоянной или временной специальной комиссии Верховной Рады, а также Правительства. Финансирование разработки проекта  закона, порученной Верховной Радой, осуществляется за счет государственного бюджета. Разработку проекта закона (его структурной части) на договорной основе заказывает Президиум Верховного Совета за счет сметы расходов Верховной Рады, о чем сообщается на пленарном заседании.

В инициативном порядке законопроекты имеют право разрабатывать граждане и юридические лица. Разработанные ими законопроекты вносятся в Верховную Раду согласно положениям главы 6.2 от имени лиц или органов, имеющих право законодательной инициативы, либо с их поддержкой с обязательным указанием всех авторов (фамилия, имя, отчество, место работы, должность, образование, почтовый адрес, телефон), которые разработали законопроект или его структурные части.

Законопроекты должны быть оформлены согласно требованиям  главы 6.2 Регламента Верховной и Положения о структуре, изложение, содержание и оформление проектов законов. Законопроекты, разработанные по поручению или по заказу Верховной Рады, а также те, которые вносятся Президентом Украины или Правительством, должны сопровождаться пояснительной запиской, выполненной в полном объеме согласно Положению о порядке разработки проектов законов.

Поручению или  заказу Верховной Рады на разработку проекта закона (его структурной  части) прилагаются:

1) задание на  разработку проекта закона (его структурной части); решение Верховной Рады по вопросам, указанным в ст.6.4.4, если такое есть;

2) законодательное  предложение, по результатам рассмотрения  которого было принято решение  о необходимости разработки проекта  закона;

3) стенографические  бюллетени заседаний Верховной Рады, на которых рассматривалась законодательное предложение о необходимости разработки проекта закона;

4) другие документы  по разрабатываемого законопроекта  (его структурной части).

Внесение и  отзыв законодательных предложений, законопроектов, поправок.

Право законодательной  инициативы в Верховной Раде Украины  имеют лица и органы, определенные Конституцией Украины, оно осуществляется в форме, установленной Конституцией Украины (888-09) и Закона Украины о  статусе народного депутата Украины.

Председатель  Верховной Рады предыдущего созыва подает новоизбранной Верховной  Раде перечень вопросов повестки дня, рассмотрение которых не было завершено  принятием окончательного решения  по ним на последней сессии Верховной  Рады предыдущего созыва. К списку прилагаются пояснительная записка с данными о выполненной работе по подготовке и рассмотрению этих вопросов, а также дела по незавершенных законопроектов (ст.6.7.7).

Законодательные предложения и законопроекты, не принятые Верховной Радой предыдущего созыва в первом чтении, считаются отозванными.

Принятые Верховной  Радой Украины предыдущего созыва в первом или последующем чтении законопроекты, по которым не принято  решение о введении их в действие, подлежат дальнейшему рассмотрению по процедуре подготовки и рассмотрения ко второму чтению, установленной Регламентом Верховной Рады. (Часть третья статьи 6.2.2 главы 6.2 в редакции Постановления ВР N 180/98-ВР от 05.03.98).

Народный депутат  Украины вносит на имя Верховной  Рады законодательные предложения, законопроекты, поправки (документы законодательной инициативы) в письменной форме за своей подписью. Если депутатская предложение подписано несколькими депутатами, инициатором ее внесения считается тот, подпись которого стоит первым; в случае, когда инициатор внесения отзывает это предложение, инициатором ее внесения считается тот, чья подпись является следующим. В одной депутатской предложения не могут содержаться предложения по разным вопросам повестки дня или по различным законопроектам.

Информация о работе Лекции по "Публичное администрирование"