Лекции по "Публичное администрирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.

Содержание работы

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти

Файлы: 1 файл

ПУ.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

Если Верховная  Рада вносит сформулированные ею поправки в закон, который был возвращен  ей (или в постановление о порядке введения закона в действие), Президент Украины может вновь вернуть исправленный закон (или соответствующее постановление) в Верховную Раду с новыми замечаниями. Если Верховная Рада принимает закон (или соответствующее постановление) в неизмененном виде или с сформулированными Президентом Украины предложениями или поправками (всеми или их частью), Президент Украины должен подписать его.

Подписанные Президентом  законы и другие акты, принятые Верховной  Радой, публикуются на государственном и русском языках Президиумом Верховной Рады в "Ведомостях Верховной Рады Украины" в течение 30 дней, а также в газете "Голос Украины" в течение 5 дней является официальной публикацией.

Законы и  другие акты Верховной Рады могут  быть опубликованы в других органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы телеграфом, разосланы соответствующим государственным органам, учреждениям, органам местного самоуправления, объединениям граждан. Президиум Верховного Совета способствует публикации указанных актов в переводе на другие языки, которыми пользуется большинство населения соответствующих местностей. Подписаний Президентом Украины закон является оригиналом и хранится в Секретариате Верховной Рады. Все остальные экземпляры закона являются копиями.

При выявлении  несоответствия опубликованного закона, иного акта Верховной Рады его  оригинала исправление производится немедленно, но не позднее чем через 3 дня со дня выявления несоответствий. Закон Украины вступает в силу согласно положениям, установленных Конституцией Украины (888-09).

Порядок опубликования  и вступления в силу иными актами, принятыми Верховной Радой и  ее органами, устанавливается законом.

Проекты важнейших  постановлений и других актов  Верховной Рады по вопросам государственного, хозяйственного, социально-культурной жизни, экологической безопасности и внешней политики рассматриваются в трех чтениях в соответствии с правилами, установленными Регламентом ВР относительно рассмотрения законопроектов.

Президиум Верховной  Рады Украины принимает постановления, Председатель Верховной Рады, его заместители издают распоряжения, постоянные и временные комиссии Верховной Рады принимают решения, рекомендации, выводы.

Постановления и другие акты Верховной Рады, постановления  Президиума Верховной Рады Украины подписывает Председатель Верховной Рады.

Постановления и другие акты, принятые Верховной  Радой, не позднее чем в семидневный  после их принятия срок публикуются  в печатных средствах информации Верховной Рады Украины.

 

7.4. ФОРМЫ  ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ

В системе государственного контроля парламентский контроль имеет существенные особенности, которые обусловлены статусом субъекта контроля - Верховной Радой Украины как представительного органа государства. Парламентский контроль подразумевает способ обеспечения законности в государственном управлении.

Целью парламентского контроля является:

  • Установления не только установления соответствия деятельности на территории Украины или в границах её интересов за границей Конституции и законам Украины, а и целесообразнее, социально-экономической и политический обусловленности деятельности;
  • Обнаружение отклонений от конституционных требований, государственных программ;
  • Определения причин незаконной или нецелесообразной деятельности и средств, направленных на усовершенствование, рационализацию, развитие объекта контроля;
  • Обнаружение предпосылок привлечения виновных к ответственности.

Парламентский контроль осуществляет Верховная Рада Украины непосредственно на основании  Конституции и законов Украины, в границах собственной компетенции касательно любых объектов контроля - за исключением судей и правоохранительных органов при внедрении оперативно-розыскной работы, досудебного следствия, осуществления правосудия за отдельными делами.

Непрямой контроль как форма парламентского контроля относительно таких объектов, как суд и правоохранительные органы осуществляется при назначении шести судей Конституционного Суда Украины, избранные судьи в системе судов общей юрисдикции.

Непрямой  парламентский контроль Верховная Рада осуществляет так же касательно деятельности Президента Украины в процессе:

Заслушивания  ежегодных и внеочередных посланий президента про внутреннее и внешнее  положение Украины и утверждения  решений про предоставление Украине  займов и экономической помощи иностранных и международным организациям, про получение Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием;

Одобрения решений про согласие касательно предоставления военной помощи другим государствам, про направление подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины;

Утверждения указов Президента Украины про введения военного или чрезвычайного положения  в Украине или в отдельных её местностях, про общую или частичную мобилизацию, про оглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;

Обсуждения  подачу Президента Украины про использование  Вооруженных Сил Украины и  других военных формирований;

Предоставления  согласия на обязательность международных  договоров Украины и ратификации  их Украиной;

Принятия решений  про направление к Президенту Украины запроса на требование народного  депутата, группы народных депутатов, комитета Верховной Рады Украины;

Осуществления процедуры устранения Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Прямой (непосредственный) парламентский контроль Верховная Рада Украины осуществляет с целью:

Обеспечения конституционных  прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

Деятельность  Кабинета Министров Украины, Генерального прокурора Украины, других государственных  органов и должностных лиц, которые  избираются, назначаются, утверждаются Верховного Радой Украины или  на назначение которых нужна её согласие;

Финансово-экономической деятельности государства.

Парламентский контроль за обеспечением прав, свобод и обязанностей человека и гражданина осуществляется Верховной Радой  Украины непосредственно и через  Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, через некоторые другие государственные органы, в формирование состава которых Верховная Рада берет непосредственное участие.

Одной из форм парламентского контроля является деятельность омбудсмена. Омбудсмен – это специальное должностное лицо, которое рассматривает обращения граждан, иностранцев и лиц без гражданства относительно нарушения прав человека со стороны государственных органов и должностных лиц.

Согласно Конституции Украины (ст. 101) парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Компетенция Уполномоченного по правам человека не распространяется на права военнослужащих, на отношения в военных формированиях Украины. Правовой статус, полномочия Уполномоченного, круг субъектов, которым могут быть адресованы его акты в отношении нарушений положений Конституции и законов Украины, международных договоров Украины относительно прав и свобод человека и гражданина и другие вопросы деятельности Уполномоченного, урегулированы в Законе от 23 декабря 1997 г. «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» и в Законе «О государственной службе».

Важным направлением парламентского контроля является контроль за деятельностью исполнительной власти. Данный контроль заключается в осуществлении проверки и реагировании на действия подконтрольных органов и должностных лиц, применении к ним, в случае выявления нарушений законодательства, конституционно-правовые санкций.

Согласно Конституции  Украины парламент осуществляет контроль за деятельностью Кабинета Министров.

Парламентский контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины осуществляется при:

Рассмотрении  общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;

Предоставления  согласия на назначение Президентом  Украины Премьер-министра Украины;

Ежегодных и  внеочередных обсуждений отчёта Кабинета Министров Украины;

Отчет членов Кабинета Министров Украины за требованием  комитета Верховной Рады Украины, но не менее одной пятой от её конституционного состава;

Рассмотрение  вопросов про ответственность Кабинета Министров Украины и принятие резолюции недоверия Кабинета Министров  Украины;

Обсуждение  проекта Закона про Государственный  бюджет Украины и доклады про ход выполнения государственного бюджеты Украины;

Утверждения общей  структуры, численности, определенные функции Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности, других военных  формирований, Министерства внутренних дел.

Парламентский контроль за финансово-экономической деятельностью государства осуществляется непосредственно Верховной Радой Украины:

  • во время обсуждения на всех этапах бюджетного процесса;
  • путём утверждения перечня объектов права государственной собственности, что не поддаются приватизации, признание правовых основ извлечения объектов права частной собственности;
  • посредством Счетной палаты, которая действует на основании действующего закона;
  • при дачи согласия на назначение Президентом Украины на должности и увольнения с должностей Главы Национального банка, Главы Антимонопольного комитета, Главы Фонда государственного имущества, назначения половины состава Совета Национального банка Украины.

Ведущая роль в  осуществлении парламентского контроля в бюджетно-финансовой сфере принадлежит Счетной палате Верховной Рады Украины. Правовые основы ее организации и функционирования установлены в Конституции Украины и в Законе «О Счетной палате Верховной Рады Украины». Согласно законодательству, контроль за использованием средств государственного бюджета от имени парламента осуществляет Счетная палата, которая является высшим органом финансово-экономического контроля, который образуется Верховной Радой Украины, подчиненным и подотчетным ей. Счетная палата осуществляет деятельность самостоятельно, независимо от любых других органов государства. В отличие от ст. 98 Конституции, предусматривающей, что задачей Счетной палаты является осуществление контроля за использованием средств государственного бюджета Украины, Закон устанавливает, что одним из ведущих ее задач является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходной части государственного бюджета. Исходя из существующей в мире практики осуществления контроля аналогичными органами по всем вопросам бюджетно-финансовой сферы, установленные Конституцией полномочия Счетной палаты относительно осуществления контроля только за использованием средств государственного бюджета явно не достаточными.

Специальные Субъекты Парламентского контроля:

  • комитеты Верховной Рады Украины,
  • временные специальные комиссии,
  • временные следственные комиссии,
  • Счетная палата,
  • Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, которые действуют на основании специальных законов в порядке, остановленных Регламентом Верховной Рады Украины.

От того, насколько  эффективно выполняет свои функции  эта ветвь власти, в значительной степени зависит судьба государства  и общества.

Правовые формы  осуществления названного контроля в Украине регламентируются Конституцией, законами Украины: «О статусе народного депутата Украины», «О комитетах Верховной Рады Украины», «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека», «О Счетной палате Верховной Рады Украины», Регламентом Верховной Рады Украины и т. п.

Среди форм парламентского контроля в Украине одно из ведущих мест занимает запрос народного депутата Украины. Его институт регламентируется Конституцией (п. 34 ст. 85, ст. 86) и Законом «О статусе народного депутата Украины» (ст. 15), где определено содержание запроса и его конституционно-правовую природу.

 

ТЕМА 8.

ОРГАНЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ  УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

 

8.1. РОЛЬ  ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ  В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ

Исполнительная  власть - это одна из трех ветвей государственной  власти, которая в соответствии с  конституционным принципом разделения государственной власти призвана разрабатывать и воплощать государственную политику по обеспечению выполнения законов, управления сферами общественной жизни, прежде всего государственным сектором экономики.

От результатов  деятельности этих органов прежде всего зависит социально-экономическое и политическое положение страны. Именно эти органы выступают основным субъектом административного права.

Органы исполнительной власти реализуют функции государства, руководствуясь положениями Конституции и законов Украины, актов Президента Украины.

Каждый орган  исполнительной власти, действуя от имени  и по поручению государства, имеет  определенный правовой статус, выступает  носителем соответствующих полномочий юридически властного характера, реализация которых обеспечивает ему достижение цели исполнительно-распорядительной деятельности.

Информация о работе Лекции по "Публичное администрирование"