Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций
Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти
Если Верховная Рада вносит сформулированные ею поправки в закон, который был возвращен ей (или в постановление о порядке введения закона в действие), Президент Украины может вновь вернуть исправленный закон (или соответствующее постановление) в Верховную Раду с новыми замечаниями. Если Верховная Рада принимает закон (или соответствующее постановление) в неизмененном виде или с сформулированными Президентом Украины предложениями или поправками (всеми или их частью), Президент Украины должен подписать его.
Подписанные Президентом законы и другие акты, принятые Верховной Радой, публикуются на государственном и русском языках Президиумом Верховной Рады в "Ведомостях Верховной Рады Украины" в течение 30 дней, а также в газете "Голос Украины" в течение 5 дней является официальной публикацией.
Законы и другие акты Верховной Рады могут быть опубликованы в других органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы телеграфом, разосланы соответствующим государственным органам, учреждениям, органам местного самоуправления, объединениям граждан. Президиум Верховного Совета способствует публикации указанных актов в переводе на другие языки, которыми пользуется большинство населения соответствующих местностей. Подписаний Президентом Украины закон является оригиналом и хранится в Секретариате Верховной Рады. Все остальные экземпляры закона являются копиями.
При выявлении
несоответствия опубликованного закона,
иного акта Верховной Рады его
оригинала исправление
Порядок опубликования и вступления в силу иными актами, принятыми Верховной Радой и ее органами, устанавливается законом.
Проекты важнейших постановлений и других актов Верховной Рады по вопросам государственного, хозяйственного, социально-культурной жизни, экологической безопасности и внешней политики рассматриваются в трех чтениях в соответствии с правилами, установленными Регламентом ВР относительно рассмотрения законопроектов.
Президиум Верховной Рады Украины принимает постановления, Председатель Верховной Рады, его заместители издают распоряжения, постоянные и временные комиссии Верховной Рады принимают решения, рекомендации, выводы.
Постановления и другие акты Верховной Рады, постановления Президиума Верховной Рады Украины подписывает Председатель Верховной Рады.
Постановления и другие акты, принятые Верховной Радой, не позднее чем в семидневный после их принятия срок публикуются в печатных средствах информации Верховной Рады Украины.
7.4. ФОРМЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ
В системе государственного контроля парламентский контроль имеет существенные особенности, которые обусловлены статусом субъекта контроля - Верховной Радой Украины как представительного органа государства. Парламентский контроль подразумевает способ обеспечения законности в государственном управлении.
Целью парламентского контроля является:
Парламентский контроль осуществляет Верховная Рада Украины непосредственно на основании Конституции и законов Украины, в границах собственной компетенции касательно любых объектов контроля - за исключением судей и правоохранительных органов при внедрении оперативно-розыскной работы, досудебного следствия, осуществления правосудия за отдельными делами.
Непрямой контроль как форма парламентского контроля относительно таких объектов, как суд и правоохранительные органы осуществляется при назначении шести судей Конституционного Суда Украины, избранные судьи в системе судов общей юрисдикции.
Непрямой парламентский контроль Верховная Рада осуществляет так же касательно деятельности Президента Украины в процессе:
Заслушивания
ежегодных и внеочередных посланий
президента про внутреннее и внешнее
положение Украины и
Одобрения решений про согласие касательно предоставления военной помощи другим государствам, про направление подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины;
Утверждения указов Президента Украины про введения военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных её местностях, про общую или частичную мобилизацию, про оглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;
Обсуждения подачу Президента Украины про использование Вооруженных Сил Украины и других военных формирований;
Предоставления
согласия на обязательность международных
договоров Украины и
Принятия решений про направление к Президенту Украины запроса на требование народного депутата, группы народных депутатов, комитета Верховной Рады Украины;
Осуществления процедуры устранения Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Прямой (непосредственный) парламентский контроль Верховная Рада Украины осуществляет с целью:
Обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
Деятельность Кабинета Министров Украины, Генерального прокурора Украины, других государственных органов и должностных лиц, которые избираются, назначаются, утверждаются Верховного Радой Украины или на назначение которых нужна её согласие;
Финансово-экономической деятельности государства.
Парламентский
контроль за обеспечением прав, свобод
и обязанностей человека и гражданина
осуществляется Верховной Радой
Украины непосредственно и
Одной из форм парламентского контроля является деятельность омбудсмена. Омбудсмен – это специальное должностное лицо, которое рассматривает обращения граждан, иностранцев и лиц без гражданства относительно нарушения прав человека со стороны государственных органов и должностных лиц.
Согласно Конституции Украины (ст. 101) парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Компетенция Уполномоченного по правам человека не распространяется на права военнослужащих, на отношения в военных формированиях Украины. Правовой статус, полномочия Уполномоченного, круг субъектов, которым могут быть адресованы его акты в отношении нарушений положений Конституции и законов Украины, международных договоров Украины относительно прав и свобод человека и гражданина и другие вопросы деятельности Уполномоченного, урегулированы в Законе от 23 декабря 1997 г. «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» и в Законе «О государственной службе».
Важным направлением парламентского контроля является контроль за деятельностью исполнительной власти. Данный контроль заключается в осуществлении проверки и реагировании на действия подконтрольных органов и должностных лиц, применении к ним, в случае выявления нарушений законодательства, конституционно-правовые санкций.
Согласно Конституции Украины парламент осуществляет контроль за деятельностью Кабинета Министров.
Парламентский контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины осуществляется при:
Рассмотрении общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
Предоставления согласия на назначение Президентом Украины Премьер-министра Украины;
Ежегодных и внеочередных обсуждений отчёта Кабинета Министров Украины;
Отчет членов Кабинета Министров Украины за требованием комитета Верховной Рады Украины, но не менее одной пятой от её конституционного состава;
Рассмотрение вопросов про ответственность Кабинета Министров Украины и принятие резолюции недоверия Кабинета Министров Украины;
Обсуждение проекта Закона про Государственный бюджет Украины и доклады про ход выполнения государственного бюджеты Украины;
Утверждения общей
структуры, численности, определенные
функции Вооруженных Сил
Парламентский контроль за финансово-экономической деятельностью государства осуществляется непосредственно Верховной Радой Украины:
Ведущая роль в осуществлении парламентского контроля в бюджетно-финансовой сфере принадлежит Счетной палате Верховной Рады Украины. Правовые основы ее организации и функционирования установлены в Конституции Украины и в Законе «О Счетной палате Верховной Рады Украины». Согласно законодательству, контроль за использованием средств государственного бюджета от имени парламента осуществляет Счетная палата, которая является высшим органом финансово-экономического контроля, который образуется Верховной Радой Украины, подчиненным и подотчетным ей. Счетная палата осуществляет деятельность самостоятельно, независимо от любых других органов государства. В отличие от ст. 98 Конституции, предусматривающей, что задачей Счетной палаты является осуществление контроля за использованием средств государственного бюджета Украины, Закон устанавливает, что одним из ведущих ее задач является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходной части государственного бюджета. Исходя из существующей в мире практики осуществления контроля аналогичными органами по всем вопросам бюджетно-финансовой сферы, установленные Конституцией полномочия Счетной палаты относительно осуществления контроля только за использованием средств государственного бюджета явно не достаточными.
Специальные Субъекты Парламентского контроля:
От того, насколько эффективно выполняет свои функции эта ветвь власти, в значительной степени зависит судьба государства и общества.
Правовые формы осуществления названного контроля в Украине регламентируются Конституцией, законами Украины: «О статусе народного депутата Украины», «О комитетах Верховной Рады Украины», «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека», «О Счетной палате Верховной Рады Украины», Регламентом Верховной Рады Украины и т. п.
Среди форм парламентского контроля в Украине одно из ведущих мест занимает запрос народного депутата Украины. Его институт регламентируется Конституцией (п. 34 ст. 85, ст. 86) и Законом «О статусе народного депутата Украины» (ст. 15), где определено содержание запроса и его конституционно-правовую природу.
ТЕМА 8.
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. РОЛЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ
Исполнительная власть - это одна из трех ветвей государственной власти, которая в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти призвана разрабатывать и воплощать государственную политику по обеспечению выполнения законов, управления сферами общественной жизни, прежде всего государственным сектором экономики.
От результатов деятельности этих органов прежде всего зависит социально-экономическое и политическое положение страны. Именно эти органы выступают основным субъектом административного права.
Органы исполнительной власти реализуют функции государства, руководствуясь положениями Конституции и законов Украины, актов Президента Украины.
Каждый орган
исполнительной власти, действуя от имени
и по поручению государства, имеет
определенный правовой статус, выступает
носителем соответствующих