Лекции по "Публичное администрирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.

Содержание работы

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти

Файлы: 1 файл

ПУ.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

Правительство обеспечивает выполнение законов и  других актов законодательной власти, является ответственным перед ним, подотчетным и подконтрольным ей. Однако исполнительная власть не исчерпывается одним лишь «исполнением законов». Она призвана отрабатывать пути и средства реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. В этих целях по всем вопросам своей компетенции правительство издает нормативно-правовые акты (указы, распоряжения и др.).

Таким образом, назначение органов исполнительной власти - управление, охватывающее:

исполнительную  деятельность - осуществление тех  решений, которые приняты органами законодательной власти;

распорядительную  деятельность - осуществление управления путем издания подзаконных актов  и выполнения организационных действий.

В современной  системе управления большинства  стран мира органы власти занимают едва ли не самое передовое место в реализации политических, социальных и государственных задач, выступая центральным звеном государственной системы. Бесспорно, именно органы исполнительной ветви власти являются фактическими реализаторами на практике законов Украины и нормативно правовых актов, а также генераторами и исполнителями большинства государственных решений.

 

8.2. СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ОТСТАВКА  ПРАВИТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ

Реализация воли государства осуществляется через систему органов исполнительной власти. В науке наиболее распространенной является следующая классификация органов исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти состоит из следующих уровней:

- Кабинет Министров Украины - высший орган в системе органов исполнительной власти;

- Центральные органы исполнительной власти  –  министерства, государственные комитеты, органы, статус которых приравнен к осударственным, центральные органы исполнительной власти со специальным статусом;

- Местные органы власти - местные государственные администрации и территориальные органы министерств и ведомств.

Кабинет Министров Украины

По своему статусу  Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов  исполнительной власти и, как Правительство, возглавляет эту систему.

В состав Кабинета Министров Украины входят: Премьер-министр, первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министра и министры.

Премьер-министр  является главой Кабинета Министров  Украины, который руководит работой  Кабинета Министров и нацеливает ее на выполнение программы деятельности Кабинета Министров, утвержденной Верховной Радой Украины. Он назначается Президентом Украины по согласованию с Верховной Радой Украины.

Состав Кабинета Министров формируется Президентом  Украины при определенном участии  Верховной Рады Украины в срок, не превышающий 60 дней, после прекращения полномочий предыдущего правительства.

Вновь созданный  Кабинет Министров не позднее  чем за 30 дней подает Верховной Раде Украины для утверждения программу  деятельности на весь срок своих полномочий. К программе прилагается схема  структуры Кабинета Министров Украины с информацией о его персональном составе. Программа считается утвержденной, если за нее проголосовало большинство от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Кабинет Министров  создается на срок полномочий Президента Украины, то есть на 5 лет. Однако любой член Кабинета Министров может быть уволен Президентом с должности в любой момент. Вместе с тем, каждый член Кабинета Министров имеет право по политическим или личным мотивам заявить Президенту Украины о своей отставке.

Полномочия  Правительства прекращаются в случае:

— избрания нового Президента Украины;

— принятия Президентом  Украины решения о прекращении  полномочий Премьер-министра Украины;

— утверждения  Верховной Радой Украины резолюции  о недоверии Кабинету Министров;

— отставки или  смерти Премьер-министра Украины. Основной формой реализации компетенции Кабинета Министров являются его правовые акты — постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на территории Украины. Постановлениями Правительства  оформляются наиболее важные решения, имеющие нормативный характер. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Центральные органы исполнительной власти 

В систему центральных  органов исполнительной власти Украины  входят:

- Министерства;

- Государственные  комитеты (государственные службы);

- Центральные  органы исполнительной власти  со специальным статусом.

Министерства

Министерство  возглавляет министр Украины, который  является членом Кабинета Министров  Украины.

Первый заместитель министра и заместитель министра (в случае введения) назначаются на должности по представлению Премьер-министра Украины и освобождаются от должностей Президентом Украины.

Премьер-министр Украины  вносит на рассмотрение Президента Украины представление о назначении на должности первого заместителя министра и заместителя министра (в случае введения) в соответствии с предложениями соответствующего министра.

В случае освобождения министра первый заместитель министра и заместитель министра (в случае введения) освобождаются от должностей Президентом Украины.

Заместитель министра - руководитель аппарата назначается на должность  по представлению Премьер-министра Украины и освобождается от должности  Президентом Украины. Заместитель министра - руководитель аппарата является государственным служащим.

Министерства  и другие центральные органы исполнительной власти образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.

Члены Кабинета Министров Украины могут вносить  Премьер-министру Украины предложения по созданию, реорганизации или ликвидации министерств и других центральных органов исполнительной власти.

Образование, реорганизация  и ликвидация министерства, другого центрального органа исполнительной власти осуществляются на основе задач Кабинета Министров Украины, а также с учетом необходимости обеспечения осуществления полномочий органов исполнительной власти и недопущения дублирования полномочий.

Министерство, другой центральный  орган исполнительной власти образуется путем образования нового органа власти или в результате реорганизации (слияния, разделения, преобразования) одного или нескольких министерств и ведомств.

Министерство, другой центральный  орган исполнительной власти прекращается путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации.

Государственная регистрация  министерства, другого центрального органа исполнительной власти как юридического лица осуществляется в трехдневный  срок со дня вступления в силу акта Президента Украины о назначении руководителя новообразованного министерства, другого центрального органа исполнительной власти.

Министерства, другие центральные  органы исполнительной власти, в отношении  которых вступил в силу акт  Президента Украины об их прекращении, продолжают осуществлять полномочия и функции в определенных сферах компетенции до завершения осуществления мероприятий по образованию министерства, другого центрального органа исполнительной власти, к которому переходят полномочия и функции министерства, другого центрального органа исполнительной власти, которая прекращается, и возможности обеспечения осуществления им этих функций и полномочий, о чем выдается соответствующий акт Кабинета Министров Украины.

 

8.3. ПОЛНОМОЧИЯ  ПРАВИТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ И ЕГО  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кабинет Министров Украины

Он осуществляет исполнительную власть как непосредственно, так и через центральные и  местные органы исполнительной власти, направляя, координируя и контролируя  деятельность этих органов.

Главной задачей  Кабинета Министров Украины является: обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, реализация прав и свобод человека и гражданина, создание благоприятных условий для свободного и гармоничного развития личности; выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины о формировании и осуществлении внутренней и внешней политики; забота о безопасной для жизни и здоровья людей окружающей среде, экологической безопасности и рациональном использование природных ресурсов; применение мер по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности Украины, общественного порядка, борьбе с преступностью.

Деятельность  Правительства основывается на принципах:

а) разделения государственной  власти, которое означает, что Кабинет  Министров осуществляет исполнительную власть в определенных Конституцией Украины границах независимо от органов законодательной и судебной власти, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины;

б) верховенства права, то есть Кабинет Министров  в своей деятельности соблюдает требования утверждения и гарантирования прав и свобод человека, ответственности государства перед гражданами за обеспечение им достойных условий жизни;

в) законности, состоящий в том, что Кабинет  Министров осуществляет полномочия на основе и во исполнение Конституции Украины, законов Украины, указов и распоряжений Президента Украины;

г) коллегиальности, поскольку Кабинет Министров  является коллегиальным органом, который  принимает решения после свободного демократического обсуждения вопросов на своих заседаниях;

д) научности, то есть Кабинет Министров в своей  деятельности опирается на научное  и социологическое обоснование  осуществляемой им политики, активно  использует новые достижения научных  исследований;

е) гласности, то есть правительство информирует общественность о своей деятельности.

Кабинет Министров  Украины имеет очень широкий  объем функций и полномочий по осуществлению исполнительной власти. Принимая за основу наиболее типичный перечень сфер и отраслей общественной жизни, можно выделить такие основные их виды.

1. В  сфере экономики, финансов, науки  и технологий:

— осуществление  прогнозирования и антимонопольного регулирования экономики Украины, содействие развитию предпринимательства  на принципах равенства перед  законом всех форм собственности;

— организация мероприятий по проведению земельной реформы, привлечению инвестиций в экономику Украины, созданию и использованию государственных резервных фондов, определению порядка формирования и размещения заказов на производство продукции для государственных нужд;

— организация  разработки и исполнения Государственного бюджета Украины, контроль обслуживания государственного долга Украины, соблюдение порядка государственного ценообразования, а также организация государственного страхования и др.

2. В  сфере социального развития, образования и культуры:

— принятие мер  по повышению реального уровня жизни  населения, обеспечению его занятости, приоритетности социального развития села, охране семьи, материнства и  детства, регулированию миграционных процессов;

— создание материально-технической базы и других условий, необходимых для развития отраслей здравоохранения, образования, культуры, спорта, туризма;

— обеспечение  духовно-культурного развития украинской нации, всего украинского народа, сохранение и охрана историко-культурных памятников и др.

3. В  сферах гарантирования прав и  свобод человека, законности и  общественного порядка, национальной  безопасности и обороноспособности:

— организация  и контроль соблюдения органами исполнительной власти законодательства, определяющего права и обязанности человека и гражданина, гарантии реализации их защиты;

— обеспечение  охраны частной и иных форм собственности, укрепление общественного порядка, активная борьба с преступностью, исполнение судебных решений;

— обеспечение  соблюдения требований законности в деятельности органов исполнительной власти и их аппарата, должностных лиц, применение мер по преодолению бюрократических и иных злоупотреблений при осуществлении их полномочий и др.

4. В  сферах охраны природы, экологической  безопасности и природопользования:

— организация  управления охраной и рациональным использованием природных ресурсов, разработка и обеспечение исполнения государственных и межправительственных экологических программ;

— обеспечение  выполнения программ ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.

5. В  сферах внешнеполитической и  внешнеэкономической деятельности:

Информация о работе Лекции по "Публичное администрирование"