НАТО на рубеже ХХ-ХХI вв: эволюция внешнеополитической стратегии и механизмы сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Оказавшись в ситуации, когда главный противник самоустранился, альянс приобрел новые амбициозные цели. НАТО приняла на себя новую ответственность в таких вопросах, как укрепление стабильности на европейском континенте в целом, предупреждение региональных кризисов и урегулирование возникающих конфликтов, борьба с терроризмом. Если раньше стратегия альянса носила оборонительный характер и состояла преимущественно в поддержании status quo и обеспечении неприкосновенности границ, то теперь перед НАТО открылись новые районы возможностей, на которые, начиная со второй половины 90-х гг., альянс распространил свои гарантии безопасности и которые включил в сферу своих стратегических интересов.

Содержание работы

Вступление

стр. 3
ГЛАВА 1.
Трансформация политики НАТО в условиях постбиполярного мира

1.1.
Формирование основ политической и военной реформ
стр. 14
1.2.
Расширение НАТО: последствия и вызовы для архитектуры европейской безопасности
стр. 28
1.3.
Новая стратегическая концепция НАТО
стр. 61
1.4
Миротворчество как инструмент политики НАТО
стр.68
ГЛАВА 2..
Механизмы дипломатического взаимодействия в рамках НАТО и диалог Россия – НАТО: новый формат сотрудничества

2.1.
Политика консенсуса и процесс принятия решений в НАТО

стр.81
2.2.
Трансатлантический фактор в системе взаимодействия стран-членов НАТО

стр.97
2.3.
Диалог Россия - НАТО и новый формат сотрудничества

стр.106
Заключение

стр.115

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Булатова (1).doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Создана стройная структура органов – от СРН, созываемого дважды в год на уровне министров иностранных дел и министров обороны и не реже одного раза в месяц – на уровне послов, до действующих на регулярной основе порядка двадцати рабочих групп по целому ряду конкретных направлений. В настоящее время наиболее продуктивно развивается сотрудничество в сфере миротворчества, противодействия терроризму, наращивается диалог по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, противоракетной обороны театра военных действий, ядерной безопасности.

За последнее время подготовлен  ряд исследований и оценочных  документов в отношении того, как  могут сотрудничать Россия и НАТО, в частности, в отражении "новых  вызовов". Проведены совместные учения: "Калининград 2004" – по отработке  взаимодействия в ликвидации последствий крупной техногенной катастрофы; "Авария 2004"– по обеспечению безопасности хранения ядерного оружия. Особое значение имеют проведенные в сентябре 2004 года командно-штабные учения под эгидой Совета Россия-НАТО по отработке концепции совместного миротворчества. Они выполнялись на основе предварительно наработанных в течение 9 месяцев инструкций и документов. Отрабатывались вопросы оперативной совместимости, совместного планирования, процедуры формирования органов командования и связи в миротворческих операциях.

Важное значение имеет совместная работа по созданию общей системы  мониторинга воздушного пространства и управления в воздушном движении, начиная с Балтийского региона. Она важна как средство противодействия  потенциальным террористическим угрозам со стороны авиации. Это крупная мера доверия, поскольку речь идет о фактической ликвидации разделительной линии между Россией и НАТО в сфере ПВО.

Из других важных направлений оперативного взаимодействия следует отметить участие российских кораблей в контртеррористической операции НАТО в Средиземноморье "Активные усилия". Корабли альянса ведут эту операцию уже около двух лет, установив довольно жесткий режим инспекций и проверок торговых судов, в отношении которых возникают подозрения в запрещенных перевозках, в т.ч. связанных с террористической деятельностью.

Наработки в области совместимости  ПРО ТВД позволили выйти на экспериментальную концепцию сотрудничества, которая была протестирована в ходе двух этапных командно-штабных учений – в Гааге и в Колорадо-Спрингсе в форме компьютерного моделирования действий единого командного пункта в реальном масштабе времени.

Следует обратить внимание и на составляемую совместно с НАТО программу борьбы с терроризмом, в которой, в частности, будут использованы передовые технологические достижения России и стран НАТО, например такие, как дистанционные детекторы взрывчатки и самодельных взрывных устройств. Выполняется широкомасштабная программа по наработке совместимости между натовскими и российскими военными.

Реализация всех этих многочисленных задач объективно носит долговременный характер и требует задействования немалых ресурсов. Не только совместная работа, но и постоянно развивающийся  в рамках Совета политический диалог, который сегодня охватывает наиболее острые вопросы, включая Ирак и Афганистан, помогает не только лучше понимать происходящее внутри НАТО, но подчас и корректировать неадекватные решения и действия альянса. Если в этой работе удастся добиться более глубоких результатов, то тогда, по-видимому, многие озабоченности, связанные с расширением альянса, будут смотреться иначе.

В результате проделанной работы поставленные Римским саммитом 2002 г. задачи во многом выполнены. Если обобщить, то они сводились  к тому, чтобы тщательно изучить, могут ли и каким образом Россия и НАТО сотрудничать в противодействии новым вызовам – терроризму, распространению ОМУ, наркотрафику и др. Изучение дало вполне положительные результаты, и теперь на повестке дня переход к фазе оперативного сотрудничества. Серьезных препятствий политического характера сейчас не просматривается.

Первые направления оперативного сотрудничества России и НАТО как  бы уже подсказаны самой жизнью: «Активные усилия» в Средиземноморье, наркотрафик из Афганистана, комплексный  план борьбы с терроризмом. Но просматриваются и другие весьма перспективные сферы оперативного взаимодействия64.

Цель, как представляется, должна состоять в создании достаточно прочной ткани  взаимоотношений с НАТО в контексте  политического диалога и практических дел, что позволило бы сложить имеющиеся ресурсы и потенциалы, используя их в общих интересах, независимо от колебаний внешней конъюнктуры. По существу, это мог бы быть союз с Североатлантическим альянсом – особая форма партнерства и сотрудничества, при которой Российская Федерация сохраняла бы свой полный суверенитет и полную стратегическую самостоятельность.

В программе СРН один из главных  акцентов сделан на практическое сотрудничество в военной сфере. Цель – достаточно скоро выйти на конкретные меры по улучшению военной совместимости России и НАТО, что должно повысить возможности действовать совместно.

Но для того, чтобы перейти  к совместным действиям, требуется  решить еще одну фундаментальную  задачу – научиться состыковывать  политические подходы России и стран–членов НАТО. Это не так просто, поскольку у нас по-прежнему немало разногласий, некоторые из которых имеют весьма серьезный характер: расширение альянса, присоединение балтийских государств к адаптированному Договору об ОВСЕ и его введение в силу, наконец, отдельные элементы направленности военного планирования НАТО. Первый шаг, который, по-видимому, придется для этого сделать, будет заключаться в углублении политического диалога по широкому спектру вопросов безопасности, в его постановке на системную основу с внесением в повестку дня СРН именно тех вопросов, которые реально беспокоят Россию и государства альянса. С учетом накапливаемого опыта Совет Россия-НАТО может решить эту задачу, хотя и не сразу. Во всяком случае, все необходимые предпосылки технического характера для этого имеются. Дело за главным – за политической волей. У России она есть, что подтвердил на Римском саммите президент России В.В.Путин, назвав, создание Совета Россия-НАТО в формате "двадцати" историческим событием и основой для развития новых отношений в целом между Россией и всем западным сообществом.65 Однако некоторые наиболее влиятельные в НАТО государства, продолжают колебаться из-за иллюзорных опасений, как бы, мол, Североатлантический альянс не утратил некую свою первородную самобытность, если он будет слишком плотно работать с Россией.

Но хотелось бы рассчитывать, что  созданная Римским саммитом атмосфера  в отношениях России и НАТО будет  сохранена, а односторонняя военная  деятельность, сопровождавшая последний  раунд расширения НАТО и немало отразившаяся на доверии, уступит место мерам на основе сотрудничества. Ведь, нельзя не учитывать то, что развитие сотрудничества между Россией и НАТО – это один из факторов, влияющих на дальнейшую трансформацию самого альянса в направлении его встраивания в общую евроатлантическую архитектуру безопасности. А заложенный Римским саммитом потенциал дает все основания рассчитывать на то, что на европейской политической карте появился механизм взаимодействия, позволяющий объединить ресурсы двадцати семи государств для решения общих задач нейтрализации угроз и вызовов двадцать первого века.

 

Заключение.

На рубеже веков Европа стала  ареной стремительных структурных  изменений. Особенность нынешней ситуации заключается в том, что процесс  формирования новой архитектуры европейской безопасности еще не завершен.

На смену центробежным тенденциям начала 90-х годов XX века довольно быстро пришли процессы форсированной интеграции, прежде всего в рамках Евросоюза и НАТО. Однако при всей кажущейся целеустремленности эти процессы несут отпечаток непредсказуемости. Что, в общем, объяснимо: ведь все многосторонние институты, работающие в сфере безопасности, переживают период глубокой трансформации и поиска собственной идентичности, методов и средств реагирования на новые вызовы стабильности XXI века.

Эволюция ситуации на европейском  континенте привела к изменению  роли и влияния общеевропейских  институтов. Одни из них стали проявлять  признаки упадка, другие, как НАТО, получили "второе дыхание".

В результате происшедших на рубеже 80-90-х годов фундаментальных геополитических и геостратегических перемен возник кризис идентичности НАТО – необходимо было найти обоснование существования организации в новых условиях. Выход из кризиса был найден в разработке стратегии, учитывающей специфику новых реалий и предусматривающей переориентацию деятельности НАТО на противодействие кризисам. Уже в 1992 году, через год после принятия в 1991 году новой стратегической концепции, НАТО, заручившись поддержкой резолюции ООН при проведении санкций против республик бывший Югославии и предоставив 20-ти тысячный хорошо экипированный военной контингент в Боснию, стала претендовать на роль новой миротворческой структуры. Таким образом, НАТО достаточно оперативно отреагировала на изменения в современном мире и быстро "переквалифицировалась" из чисто оборонительного союза в организацию, готовую принять на себя обязанности нового гаранта мира и безопасности. В середине 90-х годов в контексте боснийского кризиса и дискуссии о расширении НАТО на Восток отчетливо проявились претензии НАТО как на лидерство в урегулировании кризисных ситуаций, так и на мировое лидерство в целом, которые получили закрепление в стратегической концепции 1999 года.

По существу эволюция НАТО в 90-е  годы шаг за шагом подводила Альянс к расширенному толкованию его миротворческой автономии и "поддержки" усилий ООН. Начав с поддержки миротворческой деятельности ООН и СБСЕ/ОБСЕ, НАТО стала стремиться к большей самостоятельности в процессе принятия решений в рамках миротворческих операций, которая вылилась в проведение собственной операции в Югославии и узурпацию исключительных прерогатив СБ ООН. В результате от действия " в соответствии" с решениями ООН и резолюциями СБ НАТО не только перешла к акциям "в духе" решений и резолюций, но и закрепила в новой стратегической концепции 1999 года возможность проведения самостоятельных интервенций.

Отныне Альянс привержен некоему  широкому подходу к безопасности, одним из проявлений чего является реагирование на кризисные ситуации, в том числе и путем осуществления операций, не предусмотренных статьей 5 Вашингтонского договора, иначе говоря, военных мер, не имеющих ничего общего с самообороной или санкциями по Уставу ООН.

Таким образом, новая стратегическая концепция НАТО для XXI века серьезно подрывает имидж НАТО как европейского миротворца и придает Альянсу имидж международного жандарма. За последние десятилетия НАТО из оборонительного союза трансформировалась в экспансионистский союз как в плане территориальных границ (курс на "вторую волну расширения" получил закрепление в новой стратегической концепции НАТО 1999 года), так и с точки зрения зоны применения силы, которая отныне может применяться по "периферии" Альянса.

Проследив эволюцию взглядов НАТО на свое место и задачи в современном мире, я пришла к выводу, что Североатлантический союз всерьез считает, что он в своем развитии перерос рамки, в которых действовал первые пятьдесят лет своего существования - теперь ареной его деятельности должен стать весь мир.

2 октября 2001 г. НАТО впервые в своей истории ввела в действие статью о коллективной обороне, после того, как американская сторона представила данные о том, что террористические удары по США направлялись из-за рубежа – таким образом, толкование событий  
11 сентября в контексте ст.5 Вашингтонского договора как вооруженное нападение против НАТО превращает Альянс в организацию по борьбе с терроризмом.

Европейские страны НАТО безоговорочно  поддержали Вашингтон при обращении  в Совет Безопасности ООН и  фактически обозначили свое согласие на долгосрочную поддержку антитеррористических инициатив США, поскольку ст.5 не устанавливает временных рамок для оказания помощи члену альянса, которому угрожают извне66.

На гребне этой волны США без  больших проблем добились решения  Комитета планирования обороны и Группы ядерного планирова-

ния НАТО на уровне министров, собравшихся  в Брюсселе  
18 декабря 2001 года, о создании крупных войсковых подразделений, которые могли бы быть легко переброшены "за пределы территории стран-союзниц", выделив в качестве первоочередной их задачи предотвращение угрозы распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. В тот же день Совет НАТО одобрил решение о выработке военной концепции для отражения угрозы терроризма. Однако в принятом заявлении вновь не было ни слова о необходимости предварительного получения санкции Совета Безопасности ООН на применение силы, хотя и говорилось о поддержке усилий ООН в борьбе против терроризма.

Официальные сообщения Вашингтона о планах ужесточения ядерной  и стратегической доктрин США администрацией  Буша породили беспокойство в Европе, хотя европейцам пришлось расплачиваться за собственное попустительство Вашингтону. Выпустив единожды джинна из бутылки и дав свое согласие в 1999 году на действия НАТО в Косово, "если надо", в обход Совета Безопасности ООН, европейские союзники обнаружили, что этим прецедентом США теперь воспользовались для действий в обход не только ООН, но и НАТО и вообще международного права.

По инициативе США пражская сессия Совета НАТО в 2002 г. приняла решение о создании сил быстрого реагирования НАТО, которые будут включать подразделения сухопутных сил, ВМФ и ВВС, оснащённые самыми современными видами оружия, и будут способны к автономным действиям и быстрой переброске в любое нужное место, как это решит Совет НАТО. Имеется в виду, что СБР должны быть готовы к переброске в район их развертывания в течение семи дней после решения Совета НАТО и к активным боевым действиям на протяжении трёх месяцев. Пражская сессия поручила министрам обороны в срочном порядке выработать "всеобъемлющую концепцию" действий СБР и обеспечить их полную оперативную готовность к октябрю 2006 года.

Таким образом, в одобренных в Праге  документах речь идет отнюдь не только о новой военной технологии борьбы с терроризмом, но и об общем повышении боеготовности и решимости к вооружённому вмешательству по усмотрению США и/или руководства альянса за пределами границ блока - по существу, по всему миру.

Обращает также на себя внимание и новое подтверждение готовности НАТО осуществлять такое вмешательство по собственному усмотрению. Так, несмотря на упоминание в Пражской декларации о приверженности Уставу ООН, в ней ничего не говорится о необходимости получения мандата Совета Безопасности ООН для проведения военных операций за пределами блока (за исключением случаев самообороны).

Информация о работе НАТО на рубеже ХХ-ХХI вв: эволюция внешнеополитической стратегии и механизмы сотрудничества