Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа
Оказавшись в ситуации, когда главный противник самоустранился, альянс приобрел новые амбициозные цели. НАТО приняла на себя новую ответственность в таких вопросах, как укрепление стабильности на европейском континенте в целом, предупреждение региональных кризисов и урегулирование возникающих конфликтов, борьба с терроризмом. Если раньше стратегия альянса носила оборонительный характер и состояла преимущественно в поддержании status quo и обеспечении неприкосновенности границ, то теперь перед НАТО открылись новые районы возможностей, на которые, начиная со второй половины 90-х гг., альянс распространил свои гарантии безопасности и которые включил в сферу своих стратегических интересов.
Вступление
стр. 3
ГЛАВА 1.
Трансформация политики НАТО в условиях постбиполярного мира
1.1.
Формирование основ политической и военной реформ
стр. 14
1.2.
Расширение НАТО: последствия и вызовы для архитектуры европейской безопасности
стр. 28
1.3.
Новая стратегическая концепция НАТО
стр. 61
1.4
Миротворчество как инструмент политики НАТО
стр.68
ГЛАВА 2..
Механизмы дипломатического взаимодействия в рамках НАТО и диалог Россия – НАТО: новый формат сотрудничества
2.1.
Политика консенсуса и процесс принятия решений в НАТО
стр.81
2.2.
Трансатлантический фактор в системе взаимодействия стран-членов НАТО
стр.97
2.3.
Диалог Россия - НАТО и новый формат сотрудничества
стр.106
Заключение
стр.115
Список использованных источников и литературы
Когда сессии Совета НАТО проходят на уровне министров обороны, или при рассмотрении им вопросов обороны или военной стратегии, в них могут принимать участие в качестве основных консультативных органов другие главные комитеты, например Исполнительная рабочая группа. Если в повестке дня Совета НАТО стоят финансовые вопросы, то за подготовку работы перед Советом может, в зависимости от ситуации, отвечать Главный совет по ресурсам, Комитет по гражданскому бюджету, Комитет по военному бюджету или Комитет по инфраструктуре. Исходя из обсуждаемой темы, соответствующий главный комитет, в ведении которого находится такое направление работы, берет на себя руководящую роль при подготовке заседаний Совета НАТО и последующей работе по выполнению его решений.
Секретариат Совета НАТО формируется
из состава сотрудников
Консультации проводятся на регулярной основе также в других структурах, которые получают свои полномочия от Совета НАТО: в Политическом комитете на главном и других уровнях, Группе по координации политики, Группах региональных экспертов, специальных политических рабочих группах, Консультативной группе по атлантической политике и в других специализированных комитетах, которые играют непосредственную роль в облегчении процесса политических консультаций между правительствами государств-членов НАТО. Аналогично Североатлантическому совету, они опираются в своей работе на Международный секретариат, подчиняющийся генеральному секретарю НАТО, и Международный военный штаб, возглавляемый его начальником и через него отвечающий за обеспечение деятельности Военного комитета НАТО.
Политические консультации между
представителями государств-
Потребности проведения консультаций также не ограничиваются лишь политическими вопросами. Широкие консультации проводятся во многих других областях. Это непрерывный процесс, и он происходит как на неофициальной, так и на официальной основе в кратчайшие сроки и при минимальных неудобствах, поскольку все национальные представительства в НАТО сосредоточены в одной штаб-квартире. При необходимости это позволяет незамедлительно начать напряженную работу по вопросам особой важности или срочности с полным участием представителей всех заинтересованных правительств.
Консультации в
Регулярные консультации по соответствующим политическим вопросам проводятся также с государствами-партнерами в рамках Совета евроатлантического партнерства, а также с Россией, главным образом в Совете Россия-НАТО (СРН); с Украиной в Комиссии НАТО-Украина; и с участниками Средиземноморского договора в Группе средиземноморского сотрудничества. Принципы, которыми руководствуются при проведении консультаций в этих структурах, аналогичны тем, которые с давних пор лежат в основе консультаций в самом Североатлантическом союзе, а сами консультации проводятся в духе сотрудничества. Наконец, существуют положения о проведении консультаций с любым активным участником программы "Партнерство ради мира", если такой партнер усматривает прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности.
Государства-члены
Все государства-члены НАТО принимают полноправное участие в сотрудничестве в рамках союза на политическом уровне и в одинаковой степени привержены постановлениям и условиям Североатлантического договора. Далеко не в последнюю очередь, это означает взаимные обязательства по ст. 5, которая символизирует собой неделимость их безопасности - а именно то, что нападение на одно или несколько из этих государств рассматривается как нападение на них всех.
При этом сам ход развития Североатлантического союза гарантирует возможность учета различий в потребностях и политике стран-участниц при определении их положения в союзе. Эта гибкость проявляется в различных формах. В некоторых случаях различия могут иметь в значительной степени процедурный характер и легко поддаются урегулированию. Например, у Исландии нет вооруженных сил, и поэтому она, по желанию, может быть представлена в военных структурах НАТО гражданским лицом. В других случаях различия могут иметь более существенный характер. Франция, одна из стран-основательниц Североатлантического союза в 1949 г., вышла из объединенной военной структуры союза в 1966 г., но осталась при этом полноправной участницей его политических структур. Испания вступила в НАТО в 1982 г., но в соответствии с результатами национального референдума, проведенного в 1986 году, сначала не вошла в объединенную военную структуру НАТО.
На мадридской встрече на высшем уровне 1997 года Испания объявила о своей готовности к полномасштабному участию в формирующейся новой структуре военного управления НАТО после ее утверждения. В декабре 1997 г. было достигнуто соглашение о новой структуре военного управления в целом и, в частности, по типам, количеству и местам расположения военных штабов. В коммюнике, посвященном итогам года, министры иностранных дел и министры обороны стран НАТО приветствовали объявление Испании о присоединении к новой военной структуре и участии в новой, только что утвержденной, структуре командования.
Различия между государствами-
Таким образом, в НАТО действует один из наиболее эффективных механизмов многостороннего согласования внешнеполитических позиций, работа которого оттачивалась на протяжении последних нескольких десятков лет. Он основан на многоуровневых повседневных консультациях между представительствами (делегациями) стран-членов, в результате которых они выходят на единые понимания или позиции и, отталкиваясь от этого, на совместные решения по военно-политическим вопросам. Реальное содержание работы штаб-квартиры НАТО на 80% составляют консультации.
В основе механизма – Совет в составе послов,55 которые собираются несколько раз в неделю на официальные и неофициальные заседания. Их готовят политический и военные комитеты, которым в свою очередь помогает разветвленная структура экспертных групп. Всего за год в НАТО собирается с разной степенью регулярности до 300 экспертных групп. Именно в них нарабатывается основной массив позиций, которые в обобщенном виде передаются в вышестоящие комитеты и утверждаются на Совете. В Совете осуществляется три основных вида деятельности:
- повседневное взаимное информирование и консультации по текущим вопросам;
- информирование союзников одним из членов альянса, который намерен принять решение в политической или военной области, затрагивающее безопасность других союзников;
- согласование позиций в форме, как правило, закрытых, но иногда публикуемых документов.
Дважды в год Совет собирается
на уровне министров (в кризисной
обстановке чаще). Министры утверждают
развернутые позиционные
Этот консультативный механизм довольно громоздкий. Его обслуживают порядка 1000 сотрудников секретариата (из них – около 350 военных), а также представительства стран-членов, совокупная численность которых порядка 1500 человек.
Хотя механизм не только громоздкий, но и дорогостоящий, работает он отлажено. Все согласование – от экспертов до глав государств – строится на основе консенсуса, определяемого самым простым способом: не возразил или промолчал на встрече – значит, согласился. Разумеется, обеспечить консенсус даже при наличии многолетней практики – дело непростое. Для этого в НАТО действуют многочисленные писаные и неписаные правила.
Каждая страна реально имеет один голос. У американцев он также один, но на практике их подходы доминируют в силу того, что у них глубже, чем у других, проработаны позиции, сильнее подготовлена аргументация.
По наиболее сложным вопросам вначале проводится согласование в рамках "четвертки" (США, Англия, Франция, ФРГ). Официально этот орган не существует, но всем известно, что если "четверка" что-то согласовала, то это основа решений для всего Совета (хотя из-за сложности компромиссов формулировки часто бывают сглаженными, поскольку согласование идет по наименьшему общему знаменателю). Бывают, разумеется, случаи, когда какая-то из стран отказывается поддержать общий консенсус в НАТО (греки в ходе косовского кризиса, турки по взаимодействию с ЕС и т.д.). Тогда вступают в действие другие неписаные правила: уговоры, позиционные размены, обещания где-то подбросить средств на военные инфраструктуры и т.д. Есть и такой жесткий способ – возложить ответственность за срыв консенсуса и совместно поручить "отказчику" найти решение, которое устраивало бы всех. Обычно это работает, и страна выстраивается в общий ряд.
Важнейшую роль в согласовании внешнеполитических
позиций в рамках НАТО имеет постоянная
оперативная связь между
2.2. Трансатлантический
фактор в системе
После драматических событий 11 сентября 2001 г. Европа показала себя преданным союзником США. Государства-члены НАТО без колебаний привели в действие статью 5 Вашингтонского договора, заявив, что террористические атаки были нацелены не только против Нью-Йорка и Вашингтона, но и против Запада в целом.
На следующий день после 11 сентября ЕС заявил, что "...Это -переломное событие, и жизнь уже никогда не будет прежней. Европейские институты и правительства будут работать в тесном сотрудничестве с нашими американскими друзьями и партнерами в деле защиты свободы. В самые мрачные моменты европейской истории американцы стояли с нами плечом к плечу. Сегодня мы станем плечом к плечу с ними".56
Были забыты трансатлантические разногласия, и все внимание было уделено борьбе против общего врага, бросившего вызов основам западной цивилизации. Европейские союзники по НАТО направили в США самолеты, оборудованные бортовыми системами раннего радиолокационного обнаружения и предупреждения (АВАКС), чтобы помочь США защитить свое небо; послали корабли ВМС для патрулирова-
ния восточной части Средиземного моря; активизировали действия правоохранительных органов и приняли решение провести ревизию национальных систем гражданской обороны. Эпоха после окончания" холодной войны" нашла себе новую мотивацию — XXI век пройдет под знаком борьбы с международным терроризмом.