Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть понятие о государственной тайне, историю становления и процедуру ее защиты.
Задачи работы:
)изучить понятие государственной тайны;
2)рассмотреть историю организации защиты государственной тайны;
)определить органы защиты государственной тайны;
)проанализировать способ оформления допуска к государственной тайне;
)рассмотреть государственную тайну как функцию государства по отношению к обществу и личности;
Введение
Глава 1. Основы государственной тайны
1.1 Понятие государственной тайны
1.2 История становления организации защиты государственной тайны
1.3 Органы защиты государственной тайны
1.4 Оформление допуска к государственной тайне
Глава 2. Положение государственной тайны на современном этапе в Российской Федерации и ее общественно-личностные функции
2.1 Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности
2.2 Понятие государственной тайны по законодательству государств-участников СНГ и закреплении полномочий органов национальной безопасности по ее защите
2.3 Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Заключение
Список использованных источников информации
За эти преступления закон
предусматривает следующие
В случае, когда должностное
лицо допустило, вследствие небрежности,
исчезновение важных (тайных) документов
законом было предусмотрено (ст.425 Уложения)
- тюремное заключение в крепости.20
апреля 1892 года начал действовать
закон, который давал полномочия
министру юстиции, по соглашению с военным
министром или управляющим
До социалистической революции
серьезных изменений в деле организации
защиты государственной тайны не
происходило, да и не до этого было.
Слишком много проблем
Молодой Советской республике
пришлось разработать и создать
эффективную систему защиты государственной
тайны, которая, в модифицированном
состоянии, продолжает существовать и
в наши дни. Ее основные принципы и
структура были сформированы в 20 - 30
годы. Затем, только редактировались
и дополнялись руководящие
Первым шагом в создание
централизованной системы защиты государственной
тайны можно назвать
В 1920 году НКВД, согласно Постановлению Совета труда и обороны от 18 августа 1920 года было предоставлено исключительное право, определять порядок въезда и выезда в отдельные местности. Таким образом, впервые в истории России, было введено понятие территории или района особого режима. Значительно позднее эти районы и территории трансформируются в закрытые" города.
В конце 20 годов была проведена
унификация состава секретных органов
и установлена стандартная
До 1921 года особо не предпринимались попытки упорядочить порядок обработки и хранения документов, содержащих государственную тайну. Только, в изданном Управлением Военно-учебных заведений Западного фронта в 1921 году учебном пособие Военная тайна" рассматривались не только простейшие методы организации секретного делопроизводства, но и перечень сведений, которые могли являться военной тайной. Автор учебного пособия, бывший офицер военной разведки царской армии Н.Е. Какурин, пытался, таким образом, решить проблему с защитой военной тайны в действующей Красной армии.
Одновременно с этой книгой, 13 октября 1921 года Декретом СНК был утвержден Перечень сведений составляющих тайну и не подлежащих распространению. Сведения делились на две группы: военного и экономического характера.
Еще одним важным мероприятиям было создание 5 мая 1921 года 8 спецотдела при ВЧК. С 6 февраля 1922 года будет называться просто спецотдел при ГПУ - ОГПУ - ГУ ГБ НКВД СССР. Первое отделение этого спецотдела занималось наблюдением за всеми государственными учреждениями, партийными и общественными организациями по сохранению государственной тайны. Именно спецотдел являлся головной организацией, координирующий все мероприятия по защите государственной тайны. Хотя основной его задачей была разработка руководящих документов регламентирующих различные аспекты организации защиты государственной тайны.
Первая попытка навести порядок в сфере обработки и хранения секретных документов, была предпринята 30 августа 1922 года. Тогда Секретариат ЦК РКП (б) принял постановление О порядке хранения и движения секретных документов. В этом документе впервые было зафиксировано, что для организации и ведения секретного делопроизводства необходимо создание секретных частей.
В том же году Оргбюро ЦК РКП приняло постановление О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП (б). Аналогичный документ был издан и в Красной Армии. Приказ РВСР № 2011 определял порядок обращения с совершенно секретной корреспонденцией. Правда, в изданном в 1924 году учебном пособие Техника штабной службы. Оперативная служба войсковых штабов (в военное время) , предназначенном для слушателей военной академии, вновь, как и три года назад, автор посветил целый раздел вопросам секретного делопроизводства.
Постановление Политбюро ЦК РКП (б) от 11 января 1923 о создание при ГПУ специального межведомственного бюро по дезинформации (Дезинформбюро) в составе представителей от ГПУ, ЦК РКП (б), НКИД, РВС, РУ Штаба РККА. Основными задачами бюро были: учет поступающих в ГПУ и РазведУпр и другие учреждения сведений о степени осведомленности иностранных разведок о России; учет и характеристика сведений интересующих противника; выявление степени осведомленности противника о нас; составление и техническое изготовление целого ряда ложных сведений и документов, дающих неправильное представление противнику; снабжение противника вышеуказанными материалами и документами производить через соответствующие органы ГПУ и РазведУпра".
Тем самым была заложена многолетняя практика многочисленных эффективных операций по дезинформации противника. Кроме этого, информация об уровне осведомленности противника позволял органам контрразведки оперативно выявлять факты утечки секретной информации и нейтрализовывать агентов противника [13, 62].
Постановлением СНК 24 апреля
1926 года был утвержден новый открытый
В 1926 году был принят ряд
общесоюзных инструкций, которые
регламентировали отдельные вопросы
организации и ведения
-"Инструкция по ведению
секретного и шифровального
-"Инструкция местным
органам ОГПУ по наблюдению
за постановкой секретного и
мобилизационного
-"Инструкция по ведению
архивного делопроизводства и
сдаче дел в органы
-"Инструкция о порядке заготовления и конвертования корреспонденции, пересылаемой дипломатической почтой".
-Инструкция о порядке
стенографии на секретных
-Инструкция о порядке ведения и хранения секретной переписки" [13, 71].
Правда, эти инструкции действовали недолго. В 1928 было принято решение о том, что необходимо разделить секретное делопроизводство и шифровальное делопроизводство.
А в 1929 году была принята новая "Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за состоянием секретного и мобилизационного делопроизводства учреждений и организаций". Тем самым, были подтверждены функции ОГПУ по контролю по соблюдению требований секретного делопроизводства.
В то же время предпринимаемые мероприятия носили хаотичный характер и не могли обеспечить эффективной защиты государственных секретов. Советской республике пришлось разработать и создать эффективную систему защиты государственной тайны, которая, в модифицированном состоянии, продолжает существовать и в наши дни. Ее основные принципы и структура были сформированы в 20 - 30 годы. Затем, только редактировались руководящие документы и менялись названия органов защиты информации.
Наиболее эффективно централизованная система защиты государственной тайны работала в 60 - 80 годы, так эффективны и оптимальны были принципы, заложенные еще в 20 годы.
В Советском Союзе имела
место административно-правовая система
защиты государственных тайн. При
этом существовало фактически две системы
тайны: государственная и партийная.
Традиционно существовавшие в нашей
стране стереотипы примата власти над
правом обусловили долгие годы существовавшую
политико-правовую ситуацию, когда
секретность выступала в
Презумпция государственной
секретности порождала
Незнание широкой
Вопрос о необходимости
правового регулирования
Концептуальные аспекты
правового регулирования
Демократические перемены в
стране настоятельно потребовали трансформации
всей системы отнесения сведений
к государственной тайне, ограничения
ее законодательными рамками. В условиях
радикальных изменений в
Это особенно проявилось в 1991-93
годах, когда в России имел место
правовой пробел в этой области, а
усилиями СМИ и тех, кто реально
манипулировал ими, в сознании российского
обывателя активно насаждалась
мысль о том, что понятия демократия
и свобода не совместимы с такими
понятиями, как защита государственной
тайны. Наиболее рьяные проводники этого
утверждали, что вообще никаких тайн
у государства быть не должно, отметая
тот факт, что на протяжении всей
мировой истории все страны мира
имели тот или иной режим защиты
своих государственных
Социальная и политическая
перестройка, формирование рыночной экономики
привели к необходимости